Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Факторы комфортности яхт

#------

Многолетняя привычка к «социалистическому общежитию» и скромности в быту генетически сказывается на невзыскательности отечественной публики. Тем не менее, с появлением яхт «престиж-класса» перед потребителями встала проблема оценки комфорта при выборе судна. С кем посоветоваться? Ваш превосходный наёмный экипаж может оказаться бесполезным: к сожалению, большинство отечественных яхтсменов, привыкших спать в «гробах» таллиннских четвертьтонников, имеет весьма смутное представление о комфорте, который нужен владельцу судна VIP-класса. Но к мнению яхтенного дизайнера Альберта НАЗАРОВА, не один год работающего на рынке суперяхт, прислушаться стоит.

Итак, что же мы имеем в виду, говоря о комфорте? Здесь, помимо общих категорий «удобно» и «неудобно», потребуется выделить отдельные критерии, а факторы комфорта разделить на психологические и физиологические.

Психологические факторы
Это – ощущение уюта и безопасности на судне, индивидуальное восприятие владельцем и гостями интерьера и экстерьера и т.п. Психологический комфорт достигается грамотным проектированием судна в соответствии с принципами дизайна, со вкусом и характером владельца, а также обеспечивается надлежащим подбором экипажа и зависит от многих эксплуатационных факторов.
На судах с наёмной командой важно разделение функциональных зон экипажа и пассажиров. Например, экипаж не должен проходить в свои помещения через салон. Но и пассажирам незачем скапливаться перед рулевым, закрывая ему обзор. Решая подобную задачу, постарайтесь представить пути перемещения людей – как всё это работает и выполняется ли в реальности…
К немаловажному фактору психологического комфорта можно отнести правильно подобранное и исправно работающее оборудование. Вызовет недоумение, если наёмный экипаж заявит респектабельному владельцу и его гостям, что мощности генераторов недостаточно для одновременной работы кондиционеров, водонагревателей, музыки и полной иллюминации. Идеально, когда экипаж имеет возможность работать с энергетикой, системами и оборудованием так, чтобы этого не замечали пассажиры. В противном случае впечатление от пребывания на таком судне (и мнение о судовладельце!) будет «смазано», несмотря на шикарные интерьеры и прочие «проявления роскоши».

Физиологические факторы

  • Шум
  • Микроклимат
  • Освещённость
  • Плавность качки
  • Вибрация
  • Обитаемость и эргономика

В отличие от тонкостей психологии физиологические факторы легко поддаются измерению и контролю, следовательно, могут быть стандартизованы (именно они учитываются при назначении "комфорт-класса").

Что такое «комфорт-класс»?
За последние годы некоторые классификационные общества (КО) разработали набор требований к комфортабельности судов и ввели понятие «комфорт-класс», присваиваемый пассажирским судам и крупным яхтам. Первым в 1995 был DNV (Det Norske Veritas), затем RINA (Registro Italiano Navale), Lloyd и ABS (American Bureau of Shipping). "Комфорт-класс" присваивается пассажирским судам и престижным яхтам. Это свидетельство того, что судно соответствует высоким требованиям к комфортности пребывания людей на борту, будь то помещения пассажиров или экипажа, общественные и служебные помещения, открытые и внутренние. Рассмотрим эти требования подробнее…

Шум
Наиболее распространённая причина дискомфорта на малых судах. Принято разделять мероприятия, связанные с шумом, на:

  • снижение общего шумового фона на судне;
  • звукоизоляция отдельных помещений до уровня «приватности».

Увеличение уровня звука всего на несколько децибел (дБ) воспринимается человеческим слухом как удвоение его громкости.

Таблица 1 – Типовые уровни шума на судах
Таблица 2 – Требования различных КО к уровню шума (дБА) на яхтах

Уровень «приватности» на яхтах
Люди на малом судне находятся в довольно тесном пространстве, и возможность уединения представляется весьма актуальной. Мерой "приватности" является уменьшение уровня звука между смежными помещениями (с учетом фонового шума), выражаемого коэффициентом звукопроницаемости (STC) согласно ISO 717/1. Так, для того, чтобы разговор не был слышен третьими лицами в соседнем помещении, необходимо обеспечить STC=35…40.

Таблица 3 – Требования к звукоизоляции – уровень проницаемости помещений (STC)

Конструктивные меры по снижению шума

  • Снижение шума механизмов путём подбора малошумного оборудования и его правильной установки: не просто, «чтобы работало», а с учётом минимизации шума… Хороший тест при покупке судна – запустить генератор или, скажем, систему кондиционирования и оценить шумовой фон в салоне и каютах.
  • Звукоизоляция помещений (особенно машинного отделения). На практике используется зашивка панелями из плотного пенистого материала толщиной 25-75 мм со слоем фольги (на некоторых судах VIP класса – до 200 мм). Часто используют дополнительные звукоизолирующие кожухи на отдельные механизмы (генераторы, например). Обратите внимание на эти мелочи при осмотре судна.
  • Блокирование и пресечение путей распространения шума: поверхностей люков, коробов и трубопроводов систем, вывод воздухозаборников машинного отделения и выхлопа вне зоны кокпита и т.д. Это также легко проверить при покупке судна простым осмотром…

Все эти мероприятия по снижению шума – показатель определённой культуры яхтостроения, которая влияет на результат, но зачастую приносится в жертву «экономии», особенно при массовом производстве судов. Современные яхтостроители приводят в тестах судов уровень шума в салоне относительно скорости или оборотов двигателей (рис.1). Запросите у продавца судна подобную диаграмму – и получите полное представление о шумности судна…

Микроклимат
Он обеспечивается на судне системами вентиляции, кондиционирования и отопления, а также теплоизоляцией и другими конструктивными мероприятиями. Такие требования предъявляются только к помещениям, в которых предусмотрено достаточно длительное нахождение людей – как правило, более 20 мин.
Ощущение микроклимата очень индивидуально и связано с комплекцией человека, его привычками, одеждой, видом активной деятельности. Кроме того, ощущение комфортности микроклимата зависит от соотношения температуры и влажности, скорости воздуха, излучаемого тепла. Комфортными считаются такие условия, при которых отлично чувствуют себя как минимум 80% находящихся на судне людей.
Что касается системы кондиционирования и отопления, то необходимо учитывать, на какой климатический пояс рассчитано устанавливаемое на судне оборудование. Мощность судовой системы кондиционирования, спроектированной для умеренного климата, скорее всего окажется недостаточной для тропических широт. Современные яхтенные системы кондиционирования имеют возможности для очистки воздуха и контроля его влажности, а также опцию обогрева помещений.
Заметим, что система отопления, основанная на реверсивной работе кондиционера, привязана к температуре забортной воды и имеет свои ограничения. Как правило, такие системы становятся неработоспособными при температуре забортной воды ниже +5С. Если же предполагается использовать судно в холодный период года, имеет смысл предусмотреть отдельное отопительное оборудование – например, работающее на дизельном топливе.
На комфортабельном суде индивидуальные регуляторы (термостаты) кондиционеров должны быть расположены в каждой каюте и в общественных помещениях (например, в салоне). Следует уделить внимание правильной циркуляции кондиционированного воздуха в помещениях, что обеспечивает надлежащее распределение температур.

Системы вентиляции
Один человек нуждается в 0,3…0,5 м3 воздуха в минуту. Вентиляция на яхте не только обеспечивает потребности дыхания людей, но и способствует удалению вредных и взрывоопасных паров и газов, неприятных запахов, противодействует образованию плесени, коррозии и конденсата, снабжает двигатели внутреннего сгорания воздухом, охлаждает электрооборудование и т.д.
На большинстве яхт система вентиляции – это люки, открывающиеся иллюминаторы а также вентиляционные дефлекторы. На более крупных судах предусматриваются воздуховоды. В помещениях с источниками запахов (санузлы, кладовые, камбуз, машинное отделение) должны быть предусмотрены естественный приток воздуха и принудительная вытяжка (например, через палубный дефлектор). Это позволит избежать распространения загрязненного воздуха по судну. Рекомендуемое размещение вентиляционных дефлекторов – вытяжной дефлектор в носовой части отсека.

Таблица 4 – Требования к микроклимату судовых помещений (ABS)
Таблица 5 – Рекомендуемая кратность смены воздуха в судовых помещениях за 1 час

Ещё одно простое руководство по вентиляции помещений: в умеренном климате для каждых двух человек в каюте или салоне достаточно одной «стандартной» вентиляционной головки с диаметром рабочей части 100 мм. Для жаркого и очень жаркого климата требуется уже 2 и 3 головки соответственно, плюс открытые люки… Особое внимание: если судно предполагается большую часть времени держать на стоянке запертым, то вентиляционные головки нужны обязательно – это позволит избежать порчи оборудования и интерьеров (плесень, конденсат) и затхлости воздуха.

Освещённость
Освещение на судах бывает естественное и искусственное. Последнее, в свою очередь, делится на общее и местное, основное и аварийное. В настоящее время существуют проработанные схемы и нормы освещения салона, кают, санузлов, камбуза, ходовой рубки… (см.табл.6).

Таблица 6 – Требования к освещённости судовых помещений

Освещение салона на большой яхте, например, должно предусматривать возможность просмотра телевизора – затенение люков и иллюминаторов перед экраном во избежание бликов, отсутствие источников яркого света за экраном, наличие общего приглушенного света… Особая статья – камбуз, где должны быть хорошо освещены все рабочие зоны, а многочисленные шкафы и полки не должны создавать неблагоприятных теней. Хорошая практика на малых судах – это подсветка проходов и трапов с учётом необычности их крутизны и конфигурации по сравнению с береговыми аналогами. При покупке обратите внимание на то, какие варианты освещения помещений на судне: лучшие яхты имеют одновременно несколько тщательно продуманных систем освещения на все случаи жизни.
Продолжение.

Альберт НАЗАРОВ.