Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

У берегов древней Тавриды

#------

Владимир Куликовский, капитан 12-метровой яхты «Фокстрот», пригласил меня в осенний поход вдоль крымских берегов. «…Заодно в Балаклавской гонке поучаствуешь. Ветер гарантирую, да и вода ещё тёплая! – уверял капитан. – К тому же Парусная федерация Севастополя в сентябре проводит Гонку закрытия сезона».
Сомненья прочь, и я сажусь на поезд «Киев–Евпатория». В поезде задумался – а ведь пойдём морским путём греков, генуэзцев… Да и русские эскадры давно прочертили на картах курсы, огибающие древнюю Тавриду. А что мы знаем об этих древних мореходах?! Итак, в море!

Евпатория
Город встретил ярким солнцем и лёгким ветерком. Наша украинско-русско-белорусская команда вся в сборе и я, пока капитан оформляет отход, иду посмотреть местный яхт-клуб и набережную.
Евпаторийский яхт-клуб небольшой: часть набережной просто отведена под яхты. Клуб гостеприимный и очень уютный. Рядом находятся городские почта, телефон, интернет, магазины – всё, что необходимо «гостевому» яхтсмену. Но главное, рядом – морской порт Евпатории: не надо далеко бегать, чтобы оформиться в загранплавание. Кстати, именно из Евпатории в 1999 году выходила в Испанию наша знаменитая шхуна «Батьківщина».
Евпатория расположена на берегу Каламитского залива. Это один из древнейших украинских городов, историки «дают» ему около 2500 лет! Триеры древних греков, галеры турков, лодки запорожских казаков оставили свой след на евпаторийских песках…
Если отбросить новострой, древняя Евпатория – это какая-то смесь греческой, караимской и мусульманской архитектуры. Мечети и высокие минареты соседствуют с куполом православного храма – такое редко где увидишь!
Евпаторийская бухта является внутренней бухтой Каламитского залива. Она вдаётся в берег на 1,3 км, ширина у входа – 2 км, глубины – до 10 метров. Дно и берег песчаные (немного ракушек), поэтому можно смело бросать якорь, не опасаясь зацепиться за камни. Длина уникального песчаного пляжа – около 50 км! Отличное место для круизного яхтинга.
Здешний климат считается самым сухим в Крыму. Из всего полуострова дыхание крымских степей чувствуется тут наиболее сильно!
…Но вот «Фокстрот» уже и в море. Курс – Севастополь.

Севастополь
Переход Евпатория – Севастополь небольшой, часов шесть-семь. Подходим затемно и приходится включать GPS: в Севастопольскую бухту, прикрываемую Константиновским равелином (круглое большое белое здание с северной стороны; от него тянется мол), без хорошей навигации не попадёшь.
Получив разрешение на вход, направляемся в Артиллерийскую бухту (Арт-бухту) к дельфинарию, за которым стоянка для гостевых яхт. Лучшего места не пожелаешь: охраняемый, отлично защищённый от моря пирс, можно подключить электричество, заправиться водой, а исторический центр города – вот он, стоит только перейти с яхты на берег! Графская пристань, Приморский бульвар, Владимирский собор – всё рядом.

Мыс Фиолент
По пути из Севастополя в Балаклаву огибаем этот мыс. В 1969 г. он признан охраняемым памятником природы, имеет богатую историю и даже свою легенду.
…В страшный шторм попала греческая триера, шедшая в Херсонес. Видя свою кончину, взмолилися моряки Святому Георгию. И свершилось чудо: посреди моря возник остров, всех спасший…
Остров виден и сейчас. На нём в память о легендарном спасении водружён высокий крест, наверху – монастырь Святого Георгия, в котором побывал Пушкин во время своего крымского путешествия.

Балаклава
Подходим к Балаклавской бухте. Многие историки именно её считают той «бухтой Листригонов» из похода аргонавтов: её строение поразительно совпадает с описанной в мифе.
Вот что писал Александр Куприн о Балаклаве, побывав здесь в 1911 году:
«…В уме моём быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных Листригонов. Я думаю также о предприимчивых, гибких, красивых генуэзцах, воздвигавших здесь, на челе горы, свои колоссальные крепостные сооружения. Думаю также о том, как однажды бурной зимней ночью разбилась о грудь старого чудовища целая английская флотилия вместе с гордым щеголеватым кораблём Black Prince.»
("Чёрный принц" с грудами своих золотых слитков, который покоится на дне, сейчас совсем недалеко от «Фокстрота» – Автор.)
Легенды наполняют эту древнюю землю, и место для марины «Золотой Символ» выбрано не случайно: греки называли Балаклаву «Бухта Символов». В марине, о которой неоднократно писал «Фарватер», швартуется и наша яхта. Сервис полный – рестораны, заправка, персонал, душевые…

Гонка
Возвращаемся в Севастополь – принять участие в гонке к закрытию парусного сезона.
Мы стояли в яхт-клубе Черноморского флота, хотя на вывесках этого странного клуба стоит надпись «Клуб Адмирал» и нарисовано три звезды. Почему три звезды – непонятно. Да, здесь можно заправиться водой и топливом, есть охрана, электричество. Но – убитый туалет за полкилометра от пирса, а душ – это две кабинки, запертые аккуратными замочками (ключики от замочков неизвестно у кого). Причём цена за стоянку в этом чудо-клубе повыше, чем в Арт-бухте, но что делать, перед стартом яхты собираются здесь.
Готовимся к старту и тут я услышал: «Если придёт на своей яхте Гоблевский, нам всем делать нечего». А через пять минут капитан посмотрел в море и прохрипел: «Гоблевский!»

Гоблевский
Я проследил за взглядом Владимира Ивановича и увидел: к пирсу шуровала яхта образца 1936 года, Л6 или что-то в этом роде – узкая, как рыба-пила, с задранным дерзким носом, длинная, изящная, с тонким транцем-свесом, деревянная. На румпеле стоял человек в белом комбинезоне, в «капитанке» с кокардой, с огромной просоленной бородищей. Это и был капитан Александр Гоблевский на своей «Искре». Парусный мастер, делающий паруса для многих яхтсменов, владеет едва ли не единственной в Крыму старой деревянной яхтой. Таких полно на Западе, но там их ищут, реставрируют, холят и лелеют, а у нас поскорее стараются заменить пластиком, забывая о прелести этих лодок.
Однако посмотрим, какова лодка в деле.
Мы выходим в море при ветре где-то 15 м/с. Задача проста – идти на север, к мысу Лукулл, оттуда – на юг, к Камышовой бухте, и от бухты – в базу.
Для меня гонка – событие туристическое, одно из крымских развлечений в бархатный сезон, поэтому – отдельные детали.
К мысу Лукулл приходится идти в лавировку, крен критический, генуя черпает воду, а с противоположного борта вода заливает даже откренивающих! Да, осенью на море необходимы непромокаемые штаны, сидеть в шортах в воде невесело!
Всё-таки гонка предсказуемая – «Искра» Александра Гоблевского далеко впереди, в классе «тонник» остаётся ещё три яхты, боремся за второе место, пока на «Фокстроте» не лопается грот. Рифим парус и продолжаем борьбу.
Обогнув веху на траверзе мыса Лукулл, идём фордевинд – но на яхте нет спинакера. Лодка идёт спокойно, экипаж рассматривает севастопольский берег, церкви и соборы одного из прекраснейших городов мира. Но вот и Камышовая бухта! Обходим вторую марку и при лавировке снова лопается грот! Возвращаемся на одном стакселе и на победу уже не надеемся. Зато мы прекрасно провели время: потягались в море с опытными яхтсменами, получили массу адреналина и удовольствия!

Константин КОНОВАЛОВ.
Евпатория-Севастополь-Балаклава-Киев.