Приходилось ли вам, капитану яхты или катера, перевязывать швартовы, которые неопытный матрос закрепил "двойным ботиночным"? Не терялись ли у вас кранцы, привязанные накануне каким-то неумехой? А знакома ли вашей команде муторная процедура продевания сквозь мачту фала, который нечаянно выхлестнулся?
Всего этого наверняка не случится, если каждый из ваших матросов будет владеть минимальным "джентльменским набором" всего лишь из пяти узлов. Конечно, ситуации на борту бывают очень разные, и узлы эти – не "на все случаи жизни". Минимум один человек в команде (капитан, боцман) должен знать их гораздо больше. Но узлы, приведенные ниже, на борту должен быстро связать каждый. Причём, очень важно не только знать их, но и применять строго по назначению.
Для начала – несколько терминов:
ходовой конец – незакреплённый конец троса, которым и вяжут узел;
коренной конец – противоположный ходовому, обычно закреплённый конец троса;
шлаг – полный оборот (на 360 град) предмета тросом.
Восьмёрка
Для того, чтобы:
… а также в других подобных случаях нужно сделать узел-утолщение. Именно для этого и служит "восьмёрка". Даже при сильной тяге она не портит трос и после снятия нагрузки легко развязывается.
Шкотовый (брам-шкотовый)
Связывать троса на лодке приходится нередко (удлинение буксирного или якорного, прихватывание концами сложенных парусов и тентов, пр.). Очень многие для этого используют один из известнейших морских узлов – "прямой". Но, несмотря на почтенный возраст (древние греки называли его "геракловым"), узел этот не слишком надёжен, особенно на скользких синтетических тросах. Воспользуйтесь лучше "шкотовым" – столь же простым, но более надёжным, особенно на рывковой тяге. А если нужна большая надёжность соединения, то добавьте ещё одну петлю – получится "брам-шкотовый". Этот же узел хорош, когда связываются троса разного диаметра (более толстый закладывается петлёй).
Беседочный
Недаром этот узел (второе название – "булинь"), образующий незатягивающуюся петлю (огон), называют "королём узлов": он изумительно компактен, очень просто вяжется, даже при сильной тяге не затягивается "намертво", не портит трос, легко развязывается. По применению узел необычайно универсален:
Однако ни в коем случае не привязывайте беседочным узлом швартов к рыму или якорный к скобе якоря. В обоих случаях незатянутая петля на рывковых нагрузках будет тереться о металл и, неровен час, перетрётся (видел лично).
Штык
Узел для крепления швартова за пал, рым или арматуру понтона. Затягиваясь, плотно охватывает рым и на рывках не трётся о него. Если рым тонкий, лучше сделать вокруг него дополнительный оборот (получится узел "штык со шлагом").
Узел будет работать правильно, если полуштыки (петли вокруг коренного конца) были завязаны в одном направлении. Максимальное количество полуштыков даже на скользком тросе не должно превышать трёх. О надёжности узла красноречиво говорит старинная английская присказка: "Два полуштыка корабль королевы спасли".
Этим же узлом смело крепите кранцы к леерам, оттяжки к обухам и пр.
Рыбацкий штык
Один из наиболее ответственных случаев в лодочной практике – привязывание каната к скобе якоря. За не одну тысячу лет существования судоходства люди не придумали для этой цели узла надёжнее, чем "рыбацкий штык" (он же "якорный узел"). Он очень похож на "штык со шлагом", но первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, охватывающего предмет.
Как и в предыдущем узле, полуштыки (петли вокруг коренного конца) должны быть завязаны в одном направлении. В идеале ходовой конец лучше прихватить к коренному схваткой.