Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Удар молнии – счёт на 180 тысяч долларов

#------

За доли секунды большая часть такелажа и электроники, двигатель и генератор были выведены из строя на норвежской яхте Hydro (Beneteau First 51). Ущерб составил 180 тысяч американских долларов. Инге БРЭТТЛИ оценивает убытки от такого чрезвычайного происшествия, а специалист подсказывает, как уберечь яхту от удара молнии.

Яхта шла из Гренады. Экипаж – мои родители. Молния ударила в Hydro 29 сентября, когда она была в шести милях от острова Тринидад. В то время отец был на руле. После громкого удара и вспышки он увидел толстый шлейф коричнево-жёлтого дыма на топе мачты. Мама находилась за штурманским столиком. Прямо перед ней блеснула голубая вспышка, повалил густой едкий дым от горящих и плавящихся проводов, в том числе и из моторного отсека. От электрошока у мамы сразу заболела голова.
Когда родители пришли в Чагуарамас, то узнали, что их уже ищет Береговая охрана острова Тринидад: оказалось, что расположенный под штурманским столиком EPIRB был включен.
Пришло время подсчитывать потери: на топе мачте не было двух антенн, у виндекса срезана хвостовая часть. На путенсах внутреннего штага и топ-штага, объединённых носовым барабаном скрутки, на некоторых струнах такелажа были видны синеватые отливы подгоревшего металла.
Правая ванта была заземлена под болт на киль через 500-амперный предохранитель. Предохранитель просто испарился, места соединений выгорели, а сам заземляющий кабель выжег пайолу каюты.
Электроника выгорела вся, как и большая часть электроприборов, включая холодильник и морозилку. Электропроводка яхты выгорела или расплавилась во многих местах, были выведены из строя оба генератора переменного тока, задействованные от двигателя. Половина внутреннего освещения не работала.
Во время удара молнии родители шли под мотором. Он пережил скачок напряжения – не заглох. Однако впоследствии его запустить не удалось. Движок дымил, сильно вибрировал, из глушителя раздавались странные звуки.
Мы прислушались к рекомендациям нашей лондонской страховой компании St Margarets и отправились под парусами на остров Святого Мартина для проведения ремонта. Как выяснилось, стартер двигателя попал под короткое замыкание, кроме того, механик обнаружил серьезные повреждения двигателя и генератора. Более внимательный осмотр показал, что молния нашла свой путь в море через двигатель, редуктор и вал винта. Встал вопрос о возможности проведения ремонта или замене двигателя. Наш Perkins отработал 2800 моточасов, и до инцидента страховая компания оценила его только на 2250 долларов США. Инспектор определил, что двигатель должен быть заменён.
Визуально на мачте повреждений не было. Однако мы связались с производителем (Sparcraft), и вот что они нам ответили: "При поражении мачты молнией термический удар … вызывает сильный нагрев материала, что сводит на нет термическую обработку, которую прошла мачта и стоячий такелаж. В связи с этим мы не можем дать гарантию на мачту после удара молнии". Нам предложили произвести замену мачты и стоячего такелажа.
В довершение всех бед портативный компьютер, который на первый взгляд пережил трагедию, после трёх-четырёх включений стал издавать странные звуки и тоже вышел из строя.
В таблице приведен список нанесенных яхте повреждений. Как видите, удары молний обходятся очень дорого.
В заключение: прошло четыре месяца, но у нас так и нет разрешения страховщика на начало ремонта.

Защита от удара молнии
Молния генерирует токи до 200 тысяч ампер. При этом температура в центральной части ствола молнии может достигать 30 тысяч градусов, что в пять раз выше температуры поверхности Солнца. Такое воздействие на яхту приводит к существенным повреждениям, иногда и к пожару на борту. В настоящее время не существует стопроцентной защиты яхт от поражения молнией, но есть пути минимизации ущерба.
Важную роль играет заземление, предотвращая самопроизвольный поиск молнией пути наименьшего сопротивления. При его отсутствии возможно даже выжигание пробоин в корпусе. Заземление должно спасти и людей, но не гарантирует защиту бортового оборудования. Обычно мачту и такелаж землят к килю через болт, однако наиболее эффективно проводить заземление к специальной алюминиевой или медной пластине. Такая защитная пластина, в идеале, должна быть протянута от рудерпоста до носа. К пластине должны быть подсоединены: брашпиль, мачта, степс мачты, водяные и топливные цистерны, помпы, палубное оборудование, "земля" антенн, двигатель, вал винта, генератор, аккумуляторы и их поддоны. К сожалению, очень мало серийных лодок адекватно и грамотно защищены от удара молнией, поскольку это дорого. Но на яхтах под заказ или тюнинговых версиях – "овчинка стоит выделки".

Для защиты от молний, кроме заземления, на яхтах применяют специальные устройства: молниеотводы, диссипаторы типа "кисточка" (см. рис.) или "цилиндрическая щетка" (напоминает ерш для чистки бутылок изнутри). Вопреки распространенному мнению, эти устройства не "притягивают" молнию, а призваны за счет снижения электрического потенциала уменьшить вероятность поражения. Если же такое случилось – минимизировать повреждения. "Кисти" и "щетки" позволяют создать множество точек диссипации электронов, тем самым не давая возможности отрицательному заряду накапливаться. Работа диссипаторов позволяет заметно снизить "притяжение" молнии к яхте.

Может ли молния стать причиной смерти на борту?
Конечно, если человек во время удара молнии находится вблизи или держится за мачту, такелаж, путенсы, леерные стойки, когда есть контакт с водой. Самое безопасное место при поражении молнией – как можно ниже и дальше относительно любых металлических частей. Остерегайтесь также случайного шунтирования металлических предметов.

Возможна ли пробоина?
Такое возможно. Если токовый шнур молнии проходит через путенс и далее в море, то на стеклопластиковой лодке возможно образование пробоины, а на деревянной – выжигание швов. Если ток протекает через фитинг, проходящий сквозь корпус, его может вырвать из лодки. К счастью, такие случаи крайне редки.

Покроет ли страховка повреждения, нанесённые яхте?
Удар молнией вполне можно отнести к "делам Господним", тем не менее, большинство страховых компаний покрывает такого рода ущербы. Выборочный опрос страховщиков показал, что Admiral Marine Insurance, Navigators & General, St Margarets и Pantaenius работают с такими рисками и некоторые из них уже выплачивали страховые суммы для компенсации повреждений, причиненных молнией.

По материалам журнала Yachting World.