Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Увидеть Париж и… мечтать об этом снова

#------

Со 2-го по 9-е декабря в Париже прошла 47-я по счету выставка Salon Nautique de Paris. Последняя из французских выставок (Канны, Ла-Рошель, Париж), она завершает годовой цикл крупнейших мировых выставок рынка катеров и яхт.

Salon Nautique de Paris без преувеличения одна из самых «парусных» выставок мира. Об этом можно было судить и по размещению экспонатов (парусные яхты занимали самый большой 1-й павильон, а моторные катера, большие и маленькие, были в 5-м и 6-м павильонах, на отшибе), и по интересу публики (в павильоне с яхтами не протолкнуться, а в «моторных» публика довольно «разреженная»). Фотографируя какую-нибудь яхту, нужно было минут 5-7 ловить момент, когда нет толпы зрителей, зато в «моторном» павильоне «щелкай – не хочу». На будущее: если вы захотите посмотреть ВСЮ выставку – планируйте для себя не меньше 4-5 дней. Я, например, в конце 2-го дня обнаружил, что всего-навсего обошёл выставку и посетил пару интересных стендов.

Общий обзор
1-й павильон – парусный. Его центральный пролёт имеет настолько большую высоту, что даже 48-55-футовые яхты стоят с полным вооружением – высоты для мачт хватает! Спортивных и небольших прогулочных яхт – просто огромное количество (и это, как мне сказали, далеко не все производители!). А ещё – серферы и виндсерферы, «наземные яхты», каяки и байдарки, оборудование, яхтенная одежда, аксессуары… Отдельная экспозиция – старинные яхты. Эта тема заслуживает особого описания.
Здесь же и стенды чартерных компаний, представительства крупнейших туроператоров, всевозможные школы и проекты по обучению молодых (и не только) яхтсменов, а также СМИ на морскую тематику.
Через длинный коридор, в котором устроена потрясающая выставка морской фотографии, попадаем в павильон 2.2 – мир моторов (подвесных и стационаров). На этом же этаже – экспозиция (2.3 и 3.1) надувных лодок и РИБов: здесь экспонентов было настолько много, что часть их «вторглась» даже в 2.2, потеснив моторы.
Нижняя (меньшая) часть 5-го павильона (моторные яхты и катера) отдана «гостям Франции», а верхняя (бОльшая) – французским производителям. И вот что интересно: нижняя часть павильона была почти безлюдной – посетители в патриотическом порыве спешили к родным производителям. А небольшие (до 5-6 метров) моторные лодки занимали самый дальний, 6-й, павильон – единственный «конкурент» 1-му по многолюдности. Хитроумные французские организаторы наверняка намеренно разнесли самые посещаемые залы, тем самым организовав живое «течение» сквозь всю выставку.

К яхтам!
Моя цель – 1-й павильон, куда и возвращаюсь. Практически все французские производители выставили полные линейки своих яхт. А если вспомнить, что большинство европейских брэндов выпускаются именно во Франции – можно представить, сколько же тут было яхт! Если итальянцы готовят новинки к осенней Генуе, то французы – к Salon Nautique de Paris: очень многие яхты выставлены под знаком «Премьер Мундиаль» – мировая премьера. Впрочем, в этом году ярче всех смотрелись, как ни странно, немцы: почти каждая модель в круизной линейке (от 30 до 50 футов) Bavaria-Yachts значилась как обновлённая.
А встречала всех входящих экспозиция фирмы X-yachts. Ярко выраженный спортивный дизайн, рациональная, иногда до спартанской, внутренняя планировка – всё, что нужно для достижения максимальной скорости! Запомнилась «чистая» палуба. Один из коллег, показывая лодку, посоветовал: «Сними обувь, погуляй по лодке – всё, обо что ты споткнулся, непродуманность конструкции. Об это ты будешь спотыкаться и биться каждый раз.» Так вот: на X-yachts палуба свободна от любых выступающих частей – даже стаксель-шкоты после блока упрятаны в специальные каналы под палубой.
Ещё мне, как заядлому гонщику, запомнилась серия First от Beneteau – разумный компромисс спортивности и обитаемости. Крейсерскую часть моей души тронул Dufour 32 – всё, что нужно, и ничего лишнего, очень хорошая кормовая «хозяйская» каюта и просторная кают-компания. Роскошью и изысканностью понравились Feeling 55 и Dehler 44. Выделяющимся дизайном – линейка яхт Hanse. Самое гармоничное соотношение спортивности, круизности и качества изготовления – линейка Harmony.
Не потерялись на выставке и братья поляки – Viva, Serena, 28-футовый Magnam (от TES, новинка сезона). А жемчужиной в польской короне выглядели Delphia 28 и 33. Надо отдать должное: и по качеству отделки, и по планировке все яхты на уровне, уж никак не уступающем французским производителям. Но что обидно – на стендах «Дельфии» ни души…
Какие лодки покупают сами французы? Отбросим чартерный рынок (с «упором» на 36-44 фута), интересуемся моделями «для частного владения». Максимальный интерес – к лодкам от 30 до 36 футов, лидирует размер 34. Почему? Это лодки, с одной стороны, размером, достаточным для семьи, а с другой – доступные «среднему классу». Французскому, конечно: отработавшая на среднестатистическом предприятии супружеская чета при выходе на пенсию может себе позволить купить лодку за обобщённые 100000 Евро. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь и наш «средний класс» дорастёт до такого уровня и по зарплате, и по пониманию приоритетов в жизни (не сидеть в душном коттедже, зажатом соседскими заборами, а выйти в море и насладиться свободой и простором).
Отдельно о многокорпусниках, что не удивительно – по их производству Франция впереди планеты всей. Здесь их «живьём» красовалось 9 единиц – померк даже Дюссельдорф. Доминируют Lagoon, Fountain-Pajot, Nautitech, Brazapi (Бельгия), Privilege. Стоит отметить, что если большинство выставленных яхт ориентировано на чартерное использование, то многокорпусники – на частного владельца. По словам самых производителей, самые популярные у покупателей 44-футовые катамараны.
А ещё меня поразил тримаран Dragonfly 35. Места в нём не намного меньше, чем в аналогичной по размерам яхте (я бы всё же сравнивал с ёмким полутонником – Главред.), но зато площадь палубы просто необъятна!
Особое место уделено «классике». Еще у входа на выставку нас встретил красивейший гафельный тендер Lady Maud – яхта, отпраздновавшая в 2007 году своё столетие. И в павильонах немало яхт, выполненных по аутентичным чертежам и откровенно «неоклассических». Причём интерес публики к ним достаточно большой. На отдельных стендах – аксессуары из бронзы и латуни, чертежи старинных яхт, канаты из растительных материалов, старинные секстаны… В общем – это уголок истории, столь бережно хранимой французами.

И не только о яхтах
Выставка имеет очень большое социальное значение. Много экспонатов рассказывают о различных проектах. Путешествие катамарана Babouche в полярных широтах – уникальный катамаран был построен с таким расчётом, чтобы передвигаться под парусом и по воде, и по льду. Экспедиция Tara Arctic Damocles – дрейф яхты во льдах за Полярным кругом. Трансатлантический гребной переход Bouvet Rames Guyane. Кругосветный переход на лодке с педальным движителем Жана Габриеля Челала. Уникальный переход на яхте, оснащённой кайтом…
Особое внимание привлёк стенд фирмы Veolia. Сфера деятельности её в переводе на украинский лад – что-то среднее между Водоканалом и Утилизацией отходов. Но какое внимание фирма уделяет связям с общественностью и повышению экологической культуры населения! Прямо на стенде можно было ознакомиться с системой водоснабжении города и нюансами использования некоторых видов отходов (во Франции, да и почти во всей Европе каждая урна имеет отдельные отделения. Например, для бумаги, стекла, пластика и упаковки).
Событием года во Франции будет открытие в апреле 2008-го «Города Парусов Эрика Табарли» – в городе Лориент (Южная Бретань) открывается центр площадью 6000 кв. метров, в котором будет представлено всё, что касается парусного спорта во всех его проявлениях. Этот центр уже имел свой стенд на выставке и рассказывал о своей будущей работе.
Просто феноменальная часть выставки посвящена детям. В каждом павильоне отведен уголок, где можно оставить ребёнка под присмотром опытного воспитателя. Выпущена специальная брошюра, в которой рассказывалось, где и какие именно мероприятия для маленьких посетителей будут проходить. Несколько стендов целиком посвящены детям, на многих имелись специальные экспозиции. Устраивались специальные аттракционы, на которых дети приобщались к увлекательному миру парусного спорта. Один из них – ветровой туннель (яркая красно-белая «морковка»), в который дети могли запросто войти и ощутить на себе реальную силу ветра от лёгкого бриза до сбивающего с ног урагана. Текущая скорость ветра оглашалась через громкоговоритель ведущим. Представляете восторг ребятишек, изо всех сил упиравшихся порывам «настоящего» урагана!
«На волнах» можно было покататься сразу в двух местах: на улице находился аттракцион для вейк-борда, а внутри 1-го павильона была установка с искусственной «сухой» движущейся волной для серфингистов.
Можно было погоняться на радиоуправляемой яхте с такими же завзятыми юными гонщиками; можно было узнать, какие существуют навигационные знаки и даже пройти по «настоящему» фарватеру между ними; можно было научиться у «морских волков» вязать настоящие морские узлы; можно было самому принять участие в постройке деревянной лодки или просто сложить её из замысловатых «паззлов» на одном из стендов – чего только не было на этой выставке!
Пару слов об организации: всё продумано и реализовано достаточно хорошо. Масса информации, справочников, указателей. Ориентироваться в павильонах довольно просто. Единственным неприятным моментом можно назвать процедуру входа: сначала нужно выстоять очередь за билетами, потом вторую – чтобы получить одноразовый «браслет», который даёт право входа в любой павильон выставки в течение целого дня, потом ещё одна очередь – собственно вход на выставку. Но это – скорее досадное недоразумение, чем правило.
Ну и не стоит забывать, что всё это мероприятие проходило в Париже! Так что если вы хотите познакомиться со всеми новинками парусного мира (с акцентом на французских производителей), а также насладиться видами Парижа – добро пожаловать на выставку Salon Nautique de Paris уже в декабре 2008 года.

Геннадий ТКАЧЕНКО.