Чем памятен яхтсменам 1947 год? Ответ растиражирован сотнями тысяч и «живёт» в каждом яхт-клубе: через полтора года после войны Джек Холт в Англии построил первый «Кадет», а Кларк Миллз в штате Флорида – первый «Оптимист».
Маленький «Кадет» внёс огромную (больше себя) лепту в восстановление парусного спорта Британии. Лодки строились из еловой фанеры, поскольку в год создания проекта над империей окончательно зашло солнце. Вместо Британской Индии на карте появились сразу три республики – Пакистан, Восточный Пакистан и собственно Индия. Малабарский тик как-то сразу стал дефицитом.
«Оптимист» появился в Европе через пять лет после создания и уже там обрёл привычный вид – оригинальная лодка была вооружена бермудским кэтом, шпринтовый парус на неё поставили датчане. Лодки строились будущими владельцами, хотя и на верфи стоили недорого. Способствовали этому небольшие размеры и простецкая конструкция – в те времена единственным электрическим инструментом была дрель, но в любительских мастерских она встречалась реже, чем подземный гриб трюфель. Так или иначе, но в 1958 году международный статус получил «Кадет», а ещё через три года – и «Опти».
Лодочки стали первыми яхтами для тысяч детишек, коим повезло уболтать предков отдать их в парусную школу или – того невероятнее – построить им лодку. Потом детишки выросли, обзавелись семьями и габаритами, но увидев «Кадет» или «Опти» ловили себя на мысли – а не залезть ли ещё разочек? Да хорошо бы в компании себе подобных, иначе ведь засмеют.
В конце прошлого века американцу Джону Марплзу (John Marples) не давала покоя проблема здоровья нации. Америка вдруг охладела к виски и перешла на пиво, что, как известно, добром не кончается. Одновременно он задался вопросом, можно ли считать счастливыми тех, у кого в детстве не было швертбота-ящичка. Проигнорировав вполне очевидное решение – посоветовать таким построить «Опти» сыну или дочке, Марплз сформулировал ни много ни мало правила нового класса.
Поняв, что бесполезно доказывать вред телевизора, а также то, что слова «питание» и «быстро» не должны сочетаться в одном предложении, он решил спроектировать «чисто американскую лодку». Такую, чтобы мысль пройтись под парусом на ней не вызывала ужаса у самых его тучных и неловких сограждан. Прочие условия – необременительность для семейного бюджета, возможность перевозки на крыше машины, удобство в хранении – шли довеском к основной концепции. Естественно, должна быть возможность построить лодку самому. И, конечно, погоняться с такими же на бутылку «Бурбона» или «Белой лошади».
Прежде всего следовало исключить метания с борта на борт при поворотах, чего Марплз достиг, выбрав тримаран. Этим он убил целое стадо зайцев, наиболее крупные из которых такие. Тримаран быстрее однокорпусной яхты, значит от хода под парусом удовольствия больше. Огромная остойчивость, в результате чего тримаран идет с едва заметным креном, когда обычная яхта уже лежит на борту. Теоретически, конечно, он может перевернуться, но, во-первых, это проблематично, во-вторых, можно придумать способ постановки его на ровный киль. Затопить один поплавок или отстегнуть, а потом поставить на место. Обводы корпусов никак не влияют на остойчивость и практически никак – на скорость, значит, их можно делать остроскулыми под технологию «скрепки и клей».
Вот основные ограничения нового класса «3meter tri». Длина, как ясно из названия, три метра, ширина не должна быть больше длины. Вес снаряжённой лодки не должен быть меньше 67 кг (этим, видимо, уравниваются шансы владельцев краснодеревой фанеры и рядовых самодельщиков). Площадь паруса 5,6 кв. м.
Даже Джек Холт, изыскивавший любую возможность сэкономить лишний шиллинг, не пошёл так далеко в деле снижения стоимости. Безжалостно выброшено всё, без чего можно обойтись. Стоячий такелаж отсутствует, мачта из трубы прячется в кармане паруса. Впрочем, всё это мы видим и на «Лазере». Однако есть возможность ставить геннакер. Поплавок получается из стандартного листа 8х4 фута, ещё пара листов идёт на главный корпус. Поперечные балки – обычно бруски 50х50 или дюралевые трубы такого же диаметра. Рулевые тяги оканчиваются педалями или поперечным румпелем – кому как удобнее.
Понравились методы, которыми Марплз продвигает свою идею. Впрочем, чего ещё ожидать от американцев, которые насобачились продавать даже полуфабрикаты вертолётов людям, далёким от техники. Комплект чертежей и полноразмерных шаблонов стоит всего $85, в нём же брошюра и компакт-диск, где буквально разжёван каждый шаг. Так что человеку, который знает, как держать молоток, достижение цели гарантируется. Но и это не всё. Желание строить – субстанция нежная, её надо холить, лелеять и оберегать от случайностей вроде отсутствия в ближайшем магазине шурупов нужного размера. Сколько лодок так и не появилось на свет по этой причине! Посему можно заказать за $206 пудовую посылочку, где помимо всего вышеназванного лежит ведёрко смолы, стеклолента, медная проволока, шурупы и свёрла. После чего остаётся купить только фанеру и краску. А там уже деваться некуда – листы будут стоять молчаливым укором до тех пор, пока не превратятся в лодку.
Небольшое отступление. Время от времени на форумах поднимается вопрос о целесообразности продажи наборов «сделай сам». При этом упоминаются лазерные плоттеры, координатные станки и прочие чудеса машиностроения. Меж тем как в городах фанеру можно купить, не прилагая титанических усилий, и то же касается распечатки выкроек в масштабе 1:1. Так что пусть в наборе будет стеклоткань и смола, и нержавеющий крепёж – поиски по мелочам отнимают больше всего усилий. При желании и за дополнительную плату можно вкладывать бумажные выкройки. Уж порезать фанеру сможет каждый. Тут главное соблюсти меру и не предлагать смолу, которая оптом стоит четыре доллара, за десять.
Словом, идея простого одноместного тримарана оказалась вполне жизнеспособной. Победное шествие сдерживается единственной причиной – наличием проекта Дика Ньюика “Tremolino” тридцатилетней давности. При лишь немногим больших затратах как денег, так и труда можно стать обладателем семиметровой лодки, может, и не отличающейся особым комфортом, но быстроходной и рассчитанной на четырёх человек. Хотя, кажется, это уже другая весовая категория.