Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Строим яхту, красим яхту…

#------

Внешний вид яхты отображает вкус и характер её владельца. Цвет, глянец – всё имеет немаловажное значение. Так чем всё-таки красить?..

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо решить, чего вы хотите достичь в конечном итоге? Будет это антикоррозийная окраска по принципу «и так сойдёт, всё равно в следующем году доковаться и перекрашивать»? Или душа требует зеркального отражения и гламурного блеска, чтобы не стыдно было прийти в Королевский Порт Монако и, став рядом с яхтой принца, наблюдать за ходом гонок Формулы 1?
Конечно же, в первом и во втором случае стоимость окраски будет разниться очень и очень существенно. Однажды в моей практике был такой случай:
– Мы занимаемся переоборудованием 47-метрового моторного судна в яхту класса люкс! – прозвучало по телефону. – Не могли бы вы прислать специалиста, чтобы посчитать площади под окраску и прикинуть количество шпаклевки, чтобы «вывести» корпус?
Наш сотрудник осмотрел и обмерял корпус, и мы, в соответствии с рекомендациями производителя, выслали предложение на поставку лакокрасочных материалов. Сумма получилась не маленькая – что-то около четверти миллиона долларов. Но каково же было мое удивление, когда нам сообщили, что на закупку лакокрасочных материалов и окрасочные работы заказчик запланировал… всего около 30 тысяч.
Ещё со времён Союза на судостроительном рынке работали такие брэнды как Hempel, International, Yotun. В каждом из них имелось направление яхтенных лакокрасочных материалов. Но мало кому в Украине до последнего времени было известно, что существуют производители исключительно яхтенных лаков и красок.
Epifanes Yacht Coatings, Boero и Awlgrip появились на нашем рынке относительно недавно, несмотря на то, что во всём мире эти названия знают на протяжении веков и имена этих брэндов ассоциируются с такими понятиями как «качество», «надёжность», «долговечность». Достаточно открыть проспект любой мегаяхты, построенной на верфи мирового уровня, и в разделе материалов окраски обнаружится, что яхта окрашена одним из перечисленных брэндов.
Тогда в чём же разница, спросите вы, на какой краске остановить свой выбор?
Должен сказать, что как Epifanes, так и Boero и Awlgrip выпускают полные схемы для окраски дерева, пластика, стали и алюминия наводной и подводной части, для наружных и внутренних работ. Эти схемы включают: грунты, подложки, шпаклёвки, необрастающие краски (антифоулинги), нескользящие краски, и финишные топкоуты (двухкомпонентные полиуретановые краски, однокомпонентные моноуретановые краски, яхтенные эмали). А кроме того – растворители, очистители поверхностей, отвердители, ускорители, замедлители и т.д., и т.п.
Составляя друг другу определённую конкуренцию, Epifanes, Boero и Awlgrip тем самым стимулируют рост качества продукции и одновременно делят рынок между собой на сегменты, в которых тот или иной брэнд имеет те или иные преимущества.
Изучив в достаточной мере яхтенный рынок западных стран, будучи знакомым лично с директорами и менеджерами многих яхтостроительных верфей и в своё время побывав на некоторых из них, попробую дать некую оценку каждого из брэндов.

Epifanes Yacht Coatings
Частная голландская фабрика, которая начала производить лаки и краски для голландских яхтостроителей более ста лет назад. Она не имеет себе равных в окраске яхт от 5 до 20-30 м. Очень многие как в Европе, так и сейчас в Украине и России строят яхты такого размера у себя, что называется, на задворках. На этот рынок и рассчитаны краски Epifanes. Они настолько легки в применении и не требуют особых навыков, что ими можно работать самостоятельно, не имея дорогостоящего оборудования и бригады высококвалифицированных специалистов. И результат будет потрясающим, сам проверял!
Ещё один важный аспект, который нельзя не учесть и не отдать должное Epifanes: яхтенные лаки для наружных и внутренних работ – им действительно нет равных в мире. Спросите у RIVA или FEADSHIP, SWAN или OYSTER, зайдите в любую марину мира, попросите рекомендовать яхтенный лак – и вам непременно укажут на банку тёмно-синего цвета с надписью Epifanes Clear Gloss Varnish. Лаки Epifanes содержат ультрафиолетовый фильтр и, вопреки создавшемуся у многих мнению, прекрасно ложатся на тик и на любые породы красного дерева, предохраняя его от выгорания, продлевая жизнь дерева и придавая ему дорогой янтарный оттенок. Вспомните гонки Antigua Classic Yacht Race (фотографии этих яхт пестрят во всех яхтенных журналах мира). Деревянные штурвалы, мачты, планшири, надстройки, вскрытые лаком… Можете не сомневаться – это лак Epifanes.
Сколько будет держаться такой лак? По разным данным, в зависимости от качества подготовки поверхности, количества нанесённых слоёв, условий эксплуатации и ухода за покрытием это может быть и шесть, и десять, и двенадцать лет, а может быть и больше. Одно ясно: дерево, вскрытое таким лаком, получает надёжную защиту от воздействия морской воды, палящего солнца и резких перепадов температур.
Благодаря уникальным технологиям, разработанными Epifanes, значительно упростился процесс лакирования. Например, за день можно нанести до трёх слоёв Epifanes PP Varnish Extra без промежуточной обработки наждачной бумагой. Таким образом за три дня, нанеся положенные 9 слоёв, можно быстро покончить с лакировкой и заняться другими делами. Экономия времени очевидна.
Итак, Epifanes – лаки и краски для повсеместного использования.
Материал – дерево, пластик, сталь, алюминий.
Область применения: надводная и подводная части, внутренние поверхности на судах длиной 5-30 метров.
Добавлю: помимо прочего Epifanes выпускает средства для ухода за тиком, занимается в Европе дистрибьюцией яхтенных шампуней, полиролей, вакс и средств по уходу за лакокрасочными поверхностями опять же яхт.

Boero и Awlgrip
Эти – безусловные лидеры по части окраски мега- и суперяхт.
Думаю, что лучше всех о профессиональной окраске моторных и парусных мегаяхт нам расскажет Берт Нювенхузен (Bert Nieuwenhuizen), директор по продажам компании Boero. Он как раз собирается в Украину, хочет лично познакомиться с украинскими производителями судовых лаков и красок.
Поэтому об этих брэндах поговорим в следующем номере.

Алексей КРИКАНЮК.