Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Нож на яхте.

#------

«В шкиперском имуществе почетное место должен занимать нож – базовый и самый важный инструмент моряка».
Эту фразу я вычитал в статье одного американского яхтсмена. Действительно, нож – это универсальный инструмент, служащий человеку уже на протяжении не одного десятка тысяч лет. И хотя за это время нож изменился до неузнаваемости, он по-прежнему во многом незаменим.
По своему назначению ножи на яхте можно разделить (правда, весьма условно) на три категории: «для такелажных работ», «для аварийно-спасательных операций» и «для камбуза».

Ножи для такелажных работ
Когда мы говорим о такелажных работах, сразу вспоминается так называемый «боцманский нож» (англ. – marlinspike knife). Этот нож имеет немалую историю, и его конструкция сложилась уже к концу XIX века. Боцманский нож – складной, клинок его не имеет острия (sheepfoot – «овечье копыто»). Есть ещё дополнительный инструмент – ключ для такелажных скоб (известны нам как «чекеля») или консервный нож, а часто – оба.
И по сей день многие изготовители выпускают боцманские ножи в классическом виде – от простых «бюджетных» моделей с пластмассовыми рукоятями до коллекционных вариантов с накладками из рога или ценных пород дерева. Но теперь боцманские ножи изготавливают с учетом самых последних достижений «ножевой индустрии». Это и фиксация всех клинков и инструментов; и возможность извлечь клинок одной рукой; и зубчатое лезвие клинка (англ. – serration; считается, что серрейтор особо эффективен при разрезании волокнистых материалов, в первую очередь – растительных и синтетических тросов и ремней); и пружинная клипса… Последняя обеспечивает не только удобство ношения ножа в кармане, но и (самое важное!) скорость извлечения его оттуда.
Лидером среди изготовителей боцманских ножей стиля «хай-тек» считается специализирующаяся на такелажных инструментах американская фирма Myerchin Inc. (основана Джоном Мейерчином). Ножи этой фирмы легко узнать по стилизованному изображению кита, которое в качестве клейма наносят на рукоять или клинок. Особенность ножей Myerchin – патентованный фиксатор клинка и свайки в раскрытом положении (как вместе, так и отдельно). Фиксатор снимается поворотом т.н. антабки (для страховочного конца, она крепится к рычагу фиксатора в виде эксцентрика). Клинок – типичное «овечье копыто» – имеет прорезь-ключ для чекелей. Модели, рукояти которых изготовлены из пластика (стеклонаполненный нейлон под коммерческим названием Zytel), имеют клипсу. Эти модели даже оснащаются светодиодными фонариками красного цвета.
Другие изготовители тоже стараются не отставать от Myerchin Inc. Так, старинная немецкая фирма Eickhorn GmbH&Co выпустила боцманский нож Skipper («шкипер»). И он ей удался – на ежегодной международной выставке оружия IWA 2004 в Нюрнберге Skipper удостоен звания «Лучший нож специального назначения».
Американская фирма Buck (когда-то выпускала «классический» боцманский нож) на базе удачной серии своих раскладных CrossLock разработала нож в стиле «хай-тек» – Yachtsman. В этой модели американцы вместо свайки почему-то применили некий «универсальный инструмент», представляющий собой пластину с вырезанными в ней прорезью-ключом для чекелей, открывалкой, ключом для круглых гаек и еще парочкой «инструментов». Увы, Yachtsman не имел успеха – без свайки он не был «правильным» боцманским ножом. И даже гордое звание «Официальный инструмент команды-защитника Кубка Америки» не помогло – в том году американцам так и не удалось отстоять Кубок…
Итальянская фирма Coltellerie Fox (специализируется на массовом производстве ножей для крупных торговых компаний, под их маркой) лишь недавно начала ставить на ножах своё имя. Она также выпустила боцманский нож. Хотя со своими «обязанностями» нож справляется вполне удовлетворительно, получился он каким-то… «ширпотребным». Возможно, именно поэтому Coltellerie Fox стала производить очередной «шедевр» от «заслуженного ножедела всея Америки» А.Г. Расселла (A.G. Russell) под его торговой маркой. Боцманский SeaMaster получился и «высокотехнологичным» (американский спецжурнал Blade в 2004 году удостоил этот нож звания «Самый инновационный дизайн»), и дорогим…
В России тоже занимаются конструированием и производством таких ножей. Московская фирма НОКС, возглавляемая известнейшим ножевым конструктором И. А. Скрылёвым, выпустила нож его конструкции «Боцман».
Ряд фирм (в том числе и Myerchin Inc.) производят целые «такелажно-боцманские» наборы, включающие в себя нескладной нож с клинком в стиле «овечьего копыта», свайку, а иногда и пассатижи.
В продаже можно найти и гораздо более дешёвую («брэндовые» изделия стоят 60 долларов и выше, а SeeMaster – под 300) китайскую копию всё того же британского военно-морского рационного ножа. Его клинок и свайка не фиксируются, но его сконцовая пружина имеет жесткость вполне достаточную, чтобы уверенно удерживать инструменты «на месте».
Однако на современной яхте широкому применению «классической» свайки места практически нет – увы, эпоха растительных трехпрядных тросов ушла в прошлое, а синтетические трехпрядные и многопрядные троса выполняют хоть и важную, но все же вспомогательную роль. Современные синтетические троса в плетеной оболочке никто не сращивает, а огоны выполняют чаще всего прошивные (хотя есть методика и любители сплетать огоны и на таких тросах – инструментом для этого служит заглушенная с одного конца трубка и стержень-толкатель).
Лично мне свайка пригодилась лишь дважды – для изготовления фала (при сращивании синтетического троса со стальным) и при выполнении огона на стальном тросе. И здесь лучше всего проявила себя свайка, «вмонтированная» в складной нож швейцарской фирмы Victorinox.
Думаю, что даже яхтсмены слышали о знаменитых «армейских» карманных ножах швейцарского производства. Помимо клинков они обычно содержат отвертки, открывалку для бутылок, консервный нож, шило, штопор, колечко для страховочного конца, пинцет и даже… зубочистку. В линейке т.н. «больших» (длина клинка 85 мм) складных ножей у фирмы Victorinox есть парочка моделей, оснащенных свайкой. В отличие от традиционно красных ножей Victorinox, рукояти этих голубого цвета, а рядом с неизменным швейцарским крестом в геральдическом щите – стилизованная картушка компаса. Свайка в этих ножах весьма «технологична» – она просто вырублена из стального листа, но зато по-швейцарски тщательно отполирована. В свайке есть «ушко» и прорезь-ключ для чекелей. Такая свайка без труда проникает между прядями стального троса, не повреждая их; провернув её «на ребро», получаем между прядями зазор, достаточный для того, чтобы без проблем продеть прядь стального или синтетического троса. В последнем случае использование «ушка» значительно облегчает эту операцию.
Клинок «большого» ножа имеет традиционную для Victorinox копьеобразную форму. Заточка – серрейторная. В разложенном состоянии клинок фиксируется т.н. «ригельным» фиксатором, который «снимается» клавишей серого цвета, что на рукояти справа (под указательный палец). Свайка не фиксируется.
Чтобы поддерживать нож (особенно – складной многопредметный) в исправности, необходимо техобслуживание, основная цель которого – борьба с коррозией. Надо признать, что абсолютно нержавеющих сталей нет – ржавеют все (только некоторые сопротивляются коррозии лучше). Чтобы клинок оставался чистым и блестящим, нужно хоть иногда за ним ухаживать – особенно в морских походах. Один-два раза в месяц тщательно промойте свой нож в пресной воде, предварительно добавив в неё любое бытовое моющее средство (для чистки шарниров отлично подойдёт старая зубная щетка). Хорошенько высушите нож. Не забудьте потом закапать шарниры каким-нибудь бытовым машинным маслом.

Продолжение следует.