Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Новый вождь 4-тактного племени – Suzuki DF300

#Suzuki

Конец августа, Стокгольм. Здесь под знамёнами Suzuki собрались все её дилеры. А ещё – представители именитых верфей и журналисты со всей Европы. Мои знакомые французы пожимали плечами: «Не слишком ли ради презентации только одного мотора?» Нет, не слишком, ибо «на подиуме» был выставлен новый мировой флагман среди 4-тактников – Suzuki DF300.

Производители с гордостью рассказывали о своём детище, напакованном самыми передовыми технологиями. Именно их скрупулёзное накопление (как это по-японски!) действительно позволяет судить о двигателе, как революционном явлении в отрасли.
Итак, под аплодисменты зала упала занавесь и – вот оно, чудо техники. Первое впечатление – не настолько габаритный, как ожидалось. Узкий V-образный (с углом 55 градусов) блок цилиндров действительно позволил «устройнить» мотор, в результате чего их запросто можно ставить на транце парой, а то и тройкой, с расстоянием между центрами всего 660 мм без касания корпусами.
Необычен также вес мотора – он меньше, чем у большинства 200-сильных (!) 4-тактников и практически такой же, как у 2-тактных 250-сильных. Всё это – благодаря применению алюминиевых сплавов и спец-покрытий в головке цилиндров.
Компьютерный контроль впрыска и оригинальная конфигурация дросселя заметно понижают расход топлива, даже на фоне изначально экономичных 4-тактников. А система переменного открытия клапанов (VVT) повышает эффективность работы на малых и средних оборотах. Улучшенная система вентиляции позволила повысить максимальные обороты до 6300.
Двухступенчатый редуктор с агрессивным отношением 2,08:1 позволяет запросто вращать большие 16-дюймовые нержавеющие винты (3 лопасти, шаг подбирается в диапазоне 17-26 дюймов) – специально для повышения тяги тяжёлых катеров. А гидродинамики «нарисовали» такой профиль погружённой части двигателя, который «тормозит» на 18% меньше обычного.
Для независимой зарядки двух бортовых аккумуляторов (обычная практика на больших лодках) создан мощный электрогенератор с водяным охлаждением (!) и двумя отдельными выходными цепями.
Гордость компании – электронная система управления мотором и контроля его работы. Кабеля могут быть любой длины, их немного (т.е. жуткого скопища проводов за приборными панелями не предвидится), простота инсталляции напоминает знаменитое майкрософтовское «plug-and-play». А главное – надёжность работы (исключена коррозия механических тяг) и многообразие вариантов использования (управление одним-тремя двигателями, инсталляция на одном-двух постах управления). Эргономичной формы ручка газа-реверса оперируется буквально касанием пальцев, а точность и лёгкость переключений капитан особо оценит при швартовке лагом (бортом) или заруливании на трейлер (это я, уже забегая наперёд, из личных практических впечатлений). Панели управления двигателями индивидуально созданы для одно-, двух- и трёхмоторных установок, они лаконичны, но со всеми необходимыми функциями (запуск, «прогазовка на нейтрали», синхронизация двигателей, индивидуальный подъём каждого, отключение среднего и пр.). И, что чрезвычайно важно: электроника отсекает недопустимые команды неопытного рулевого («защита от дурака»).
«Заодно» ставится и комплекс приборов: тахометр, лаг (водный спидометр, кто не в курсе), положение трима, расход топлива, температура и давление воды. Репитеры комбинированные, стрелочно-цифровые.
Но хватит изучать проспекты и смотреть на мотор в разрезе – пора опробовать его на воде. Для этого нас уже ожидали 4 разных лодки. Итак, поехали:

BENETEAU Flyer 750 Open + Suzuki DF300
Импозантный боурайдер с широко разваленным носом. Длина 7,2 м; ширина 2,53 м. Паспортный вес 1880 кг, на борту 4 человека средней комплекции.
На глиссирование вышли за 4,5 секунды, на максимальных оборотах две (для надёжности) GPS синхронно показали 42,2 узла.
Сразу обратил внимание на негромкую работу двигателя на средней скорости (для «чистого» сравнения здесь были ещё 2 катера с Suzuki 140). Весьма комфортный крейсерский ход получается.

IBIZA 24 Touring + Suzuki DF300
Спортивный «кадди-кабин» с очень заостренными очертаниями. Длина 7,6 м; ширина 2,5 м; вес 1400 кг + 4 человека.
Интересная лодка, с комфортным входом в волну и заметными кренами на разворотах. Под таким двигателем – очень динамичная: на глиссирование выскочила за 5 сек., разогналась до 49,7 узлов.

ZODIAC Pro 20 Man + Suzuki DF300
RIB длиной 8,5 м и шириной 3 м. Вес 1350 кг + 5 человек.
Максимальная скорость 44 узла, выход на глиссирование – около 4 сек. При вывороте руля «на максималке» скорость падает до 33 узлов, при выходе из циркуляции довольно быстро возрастает до максимума (приёмистость очень приличная).
Кстати, именно на этой лодке специалисты произвели сертифицированные замеры расхода топлива. При 4-х пассажирах на борту на максимальных (5800) оборотах двигатель затребовал 45-48 литров в час (сравните с почти 90 л для двухтактников!), а на крейсерском ходу (4000 об/мин) расход упал до 25-28 л/ч.

NUOVA JOLLY King 990 Extreem + 2 х Suzuki DF300
Здоровенный RIB с высоко задранным носом и спаренными двигателями. Длина 10,7 м, ширина 3,6 м, вес 2000 кг + 7 человек.
На глиссирование выскочили всего за 3 секунды, разогнались до 53 узлов. Ох и звери на корме!..
И в заключение ещё одно яркое впечатление от двигателя: очень тихая работа на малом ходу – с места рулевого он зачастую вообще не слышен. Несколько журналистов даже назвали это недостатком (!) – мол, можно забыть, что мотор включен. А как по мне, такая претензия – лучший комплимент японским инженерам, создавшим действительно отличный двигатель. Мощный, экономичный, компактный и удобный в эксплуатации.