Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

На волне спроса

#Aquador
Тест этой лодки показал: после двух лет эксплуатации техническим состоянием и ходовыми характеристиками она практически не отличается от новой.
Мой приятель Сергей не так давно приобрёл коттедж в Финляндии, неподалёку от Котки. Ещё раньше он купил катер Aquador 28C и теперь абсолютно счастлив: недвижимость, движимость, природа, море… Поэтому, когда в мае он пригласил меня в своё «поместье», я не раздумывал ни секунды. Помимо удовольствия от общения и отдыха у меня была ещё одна цель: протестировать его лодку. Модель Aquador 28C, которая пользуется на рынке неизменным спросом, мне хорошо известна. Но было любопытно, как изменились характеристики двухлетней лодки по сравнению со спецификацией.

Снаружи
Линейка финских катеров Aquador, созданных по проектам шведа Рольфа Элиассона, включает 16 различных моделей длиной от 21 до 35 футов. Лодки эти разных типов, но все отличаются выигрышным экстерьером, интересной и рациональной компоновкой, позволяющей эффективно использовать наружное и внутреннее пространство, а также весьма практичными деталями. Aquador 28С («Cabin») сочетает в себе все привлекательные черты семейства. Корпус с довольно высоким бортом, энергичным скосом форштевня и слегка наклоненным транцем с интегрированной кормовой платформой, к которой плавно спускается привальник, увенчан пропорциональной надстройкой, имеющей широкие бортовые сдвижные двери и невысокую радарную арку. Хотя лодка Сергея провела на воде уже два сезона (он ходил на ней по Финскому заливу и по Ладоге), гелькоут выглядел свежим и не имел признаков осмоса. В палубе вместо одного тяжёлого люка в моторный отсек здесь устроены два лёгких на газовых амортизаторах – грамотное и не единственное в смысле практичности инженерное решение на борту. Для защиты кокпита от дождя или палящего солнца предусмотрен выдвигающийся тент со съёмными боковинами, но мы им не пользовались – погода стояла по-весеннему ясная и практически безветренная. Проход в транце открывает доступ на купальную платформу – она оборудована душем и трапом для спуска в воду (всё работает), рядом с которым есть удобные поручни. По бортам – корзины для кранцев, а по центру – «мокрый» рундук для швартовов, хотя Сергей обычно держит там пойманную рыбу, чтобы не пачкать палубу.
Палуба на Aquador 28C соответствует типу walk around: покрытые тиком боковые проходы шириной до 300 мм защищены достаточно высоким фальшбортом и прочным релингом, что важно, когда на борту дети (у Сергея их двое). Дополнительную безопасность взрослым обеспечивают поручни на рубке. На палубе в носу хватит места не только для работы с якорем или швартовами – там можно даже посидеть на крыше капа с книгой, чашкой кофе или фотоаппаратом. С палубным оборудованием тоже всё в порядке: имеется вместительный якорный ящик в носу, достаточное количество уток, плюс к этому Сергей заказал на верфи опциональные электрические швартовные (якорные) шпили, чтобы облегчить себе жизнь.

Внутри
Более всего обращают на себя внимание компоновка, двери и остекление. Внутренняя открытая планировка Aquador 28C весьма нестандартна и универсальна. При разделении обитаемого объёма дизайнеры обошлись без переборок, но функциональные зоны гармонично вписываются в общую композицию.
Носовая каюта с большой двуспальной кроватью отделена от остального пространства лишь плотной шторой, но может использоваться не только в качестве спальни. Если убрать закладные мягкие элементы, получается небольшая гостиная с U-образным диваном. За спинками устроены шкафчики и полочки, а под сиденьями находятся рундуки, так что проблем с размещением личных вещей нет. Столик здесь не предусмотрен, зато есть верхний люк и складной трап для выхода на палубу.
Перед каютой оборудован хорошо освещённый (благодаря лобовому стеклу) и неплохо оснащенный камбузный модуль: стальная мойка в столешнице из кориана, холодильник на 60 л, двухконфорочная дизельная плита Wallas, а также разнообразные шкафчики и выдвигающиеся ящики для посуды и кухонной утвари. Сергей с супругой и детьми частенько проводят в путешествиях по два-три дня и очень довольны камбузом: плита (и отопитель) работает на том же дизельном топливе, что и двигатели, и это весьма удобно. Недостаток – один из шкафчиков висит слишком низко над плитой, и ставить туда большой чайник неудобно. А вот симпатичный винный бар в форме полуцилиндра рядом с креслом по левому борту без труда вместит солидный запас бутылок, чем мы и пользовались (в меру!). Напротив камбуза – дверь в достаточно просторный гальюн с душем, где я мог стоять в полный рост; белый пластик здесь разнообразят аккуратные деревянные фасады шкафчиков.
На мой взгляд, на семейной лодке камбуз – епархия женщин, мне важнее устройство поста управления. Здесь он закрытый. Рулевая консоль с одноместным креслом организована компактно: приборы и датчики расположены перед глазами водителя, а ниже, под прозрачной пластиной, – место для морских карт. Наверху, над ветровым стеклом, в базовой комплектации установлен комбинированный прибор Raymarine Tridata (глубина места, скорость, температура), позже Сергей добавил туда и чартплоттер Raymarine C90W. Кстати, помимо стеклоочистителей, у ветрового стекла есть обогрев и система антизапотевания. Возможно, такая форма и организация поста управления кому-то покажется консервативной, но с точки зрения морской практики она вполне рациональна.
Когда сидишь или стоишь за штурвалом, радует почти круговой обзор. Также быстро оцениваешь и пользу широких сдвижных дверей (1300×900 мм). Швартовки – дело ответственное, случается всякое, а здесь через дверь рядом с постом управления легко самому бросить швартов или быстро выскочить на причал (релинг у двери прерывается). Второе кресло, расположенное рядом с дверью левого борта, где обычно сидит «штурман», здесь предназначено для пассажира.
За креслами устроены два бортовых двухместных дивана, и не знакомые с этой моделью могут удивиться отсутствию стола. Но он есть: раскладной столик притаился наверху, у подволока, закреплённый на сверкающем пиллерсе (я считаю это инженерной находкой). Когда разворачиваешь оба кресла к диванам, образуется уютная обеденная зона на шесть человек. Ну, а если на борту больше гостей? Тогда раскрываем двери в кокпит, выдвигаем спрятанные под диванами складные скамьи, фиксируем их, накрываем подушками, ставим дополнительный складной стол… В таком варианте привычный стационарный диван в покрытом тиком самоосушаемом кокпите не нужен, и кокпит на ходу или во время рыбалки остаётся совершенно свободным.
На этом «фокусы» не заканчиваются: на лодке есть ещё два спальных места. Чтобы их обнаружить, нужно нажать клавишу на пульте. Тогда сервопривод поднимет фрагмент палубы в рубке – и откроется доступ к койкам под диванами (0,8×2,10 м). Дети в восторге от своей каюты: есть свет, «окошки» в рубку (за шторками); если тепло и нет комаров, то на ночь эту палубу можно не опускать – она послужит дополнительной защитой от «врагов» со стороны кокпита. А управление приводом предусмотрено в каждом отсеке.
Интерьер искусно отделан вишнёвым деревом, солидности добавляет палуба из тика и падуба, а мягкие элементы обстановки обтянуты красивой и практичной синей алькантарой. Внутри высокой (почти 2 м) рубки ясным днём потрясающе светло: свет проникает через бортовое и лобовое остекление, а также сдвижные тонированные люки в крыше. Благодаря обилию дверей и люкам вы вправе сами выбирать степень «проветриваемости» салона: рубка защитит от дождя и ветра в непогоду и превратится в открытую веранду, когда за окном погожий денёк.

Моторный отсек
Вернувшись в кокпит, я заглянул в моторный отсек. Несмотря на то, что лодка была в эксплуатации два сезона и выходила почти 160 моточасов, он выглядел на удивление опрятным. На этом Aquador 28C стоял один дизельный двигатель Volvo Penta D6 мощностью 310 л.с. с колонкой DPH, так что рассчитывающих увидеть здесь двухмоторную установку ждёт разочарование. Для проверок удобнее пользоваться люком правого борта – так ближе к фильтру забортной воды и масляному щупу; под той же крышкой находится и небольшая кладовка, где поместится сдутый тендер. В целом отсек практичный: хотя топливный и водяной баки, аккумуляторы, трюмные помпы, калорифер и другие агрегаты занимают немало места, до носовой части двигателя при необходимости вполне можно добраться.

На ходу
Лодку осмотрел, теперь настало время и ходовых испытаний. Дизель Volvo Penta D6-310 не оснащается компрессором, увеличивающим тягу на средних оборотах – вместо этого используется турбина с изменяемой геометрией. С ней мотор работает тише, но мощность нарастает не так быстро. Тем не менее Aquador 28C разогнался с места до 20 узлов за 16 секунд, довольно легко и с небольшим дифферентом выйдя на глиссирование. В экономичном режиме (2800 об/мин) лодка идёт со скоростью 25,4 узла, а на «полной педали» (3550 об/мин) скорость достигла 35,2 узла. Это чуть выше (на 50 об/мин) паспортного максимума, что, вероятно, обусловлено недогрузом. Но мне известно, что с более мощным двигателем (370 л.с.) скорость превышает 38 узлов.
Лодка со скуластым и килеватым (21° в корме) корпусом идёт мощно и ровно, случайную небольшую волну проходит играючи. В крутых поворотах возникает небольшое ограничение обзора, но к этому быстро приноравливаешься. Транцевые плиты исправно помогают справляться с боковым ветром, а носовое подруливающее устройство – при швартовке. Я захватил с собой шумомер и был прятно удивлён результатами измерений. При закрытых дверях уровень шума не превысил 78 дБА (вот что значит качественная звукоизоляция и амортизация двигателя!), в рубке ничего не стучало и не звякало. Нам не довелось попрыгать по серьёзным волнам, но мореходные качества Aquador 28C не вызывали у меня вопросов: честная категория «В» гарантирована.
Что в итоге? Лодка, признаться, мне понравилась. Этот комфортный, вместительный, разумно спроектированный, надёжный и энергичный круизер премиум-брэнда известной финской верфи Bella Boats не может не привлечь внимание. За два сезона эксплуатации он практически ничего не утратил по сравнению с новой лодкой – ни в отношении ходовых характеристик, ни в качестве конструкций и отделки. Позже, правда, выяснилось, что Сергей собирается покупать такой же Aquador 28C, только более мощный, с мотором Volvo Penta D6-370. Что ж, хозяин – барин!

Михаил РОМАНОВ.
Материал предоставлен нашим российским партнёром – журналом «MBY».
«Фарватер» информирует: официальный дилер Aquador в Украине – компания «НТ-Марин Украина».