…Большой популярностью у них [норвежцев]
пользуются сказки. Герой многих из них
– Аскеладден (буквально – «Золушка»).
http://norvegiya.org
Понятно, что Аскеладден этот человек неплохой, раз герой. Но сказки – дело такое. А вот у опытных водномоторников его имя ассоциируется с другим: Henrik Askviks Sönner A/S. Эта фамильная верфь («Почётный судостроитель Норвегии», между прочим) вот уже почти столетие выпускает небольшие, но добротные и разноплановые лодки. Ни много ни мало, 20 моделей!
Henrik Askviks производит пластиковые катера длиной от 4,4 до 8,5 м.
Младшие суда – открытые, ориентированные на ясную погоду лодки: от дождя и водяных брызг там только тент и спасает. Где-то с пяти-шести метров начинаются cuddy (это, если помните, катер с небольшой рубкой-убежищем под палубной носовой частью). Таких целый флот – 7 моделей! Причём, несмотря на внешнюю схожесть, лодки довольно разные: тут тебе и лаконичный 535 Invader, и представительские «зэты» (Z7, Z8), и прочие… А флагман флотилии Askviks, конечно, 805 Commuter (о нём – в конце). Итак:
435 Lite
Типичная рыбацкая лодка: три поперечных лавки-рундука да консоль управления справа перед кормовым сиденьем. Поверх бортов – мощные поручни от носа до кормы, задняя лавка оснащена спинным валиком, между нею и транцем рецесс. Корпус непотопляемый, берёт пятерых: с небольшим подвесником лодка идеальна для неспешной прогулки, рыбалки… Но под 30-ю «лошадками» разгоняется вполне (см. «ТТХ»).
Опции: транспортный чехол; стекло с рамкой; подушки.
445 Chaser
«Дамская» спортивная лодка, я бы так сказал. Во-первых, потому что малая, а во-вторых, удобствами и изящными формами такая и вправду должна нравиться женщинам. Глубокий кокпит с мягким диваном в корме, вращающиеся кресла рулевого/штурмана, покатое лобовое стекло с проходом-форточкой (по компоновке – ранэбаут)… Небольшой фордек (носовая палуба) ограждён симпатичным релингом со входом по центру.
Опции: транспортный чехол, ходовой тент, тиковый столик (устанавливается в центре кокпита).
445 Hunter
Очень похож на 435 Lite, разве что глухая спинка в корме вместо валика, да взамен бортовых поручней – плавно подымающийся в нос релинг, с проходом посередине. Захотели передохнуть – средняя лавка снимается, освобождая кокпит: можно спать, загорать… Специально для ныряльщиков есть откидной трапик на транце. А упрятанный в глубокую нишу подвесник практически неслышим на малом ходу – самое «то» для охоты-рыбалки.
475 FreeStyle, 505 FreeStyle
Названия моделей чётко говорят об их предназначении: спортивное катание, буксировка воднолыжника и т.п. Как и 445-й «Охотник», эти двое имеют такие же релинги, большие моторные ниши, трапик на транце… Отличия: вместо лавок – мягкая обивка диванчиков, двухместные рулевые консоли (у 475-го на миделе, у 505-го в корме), которые в непогоду можно затентовать от стекла до самого транца. Но самое приятное – тиковые пайолы. Такая красота!..
Опции: ходовой тент, транспортный чехол.
525 Excel
Лодка вобрала в себя лучшие черты уже описанных FreeStyle: тиковые пайолы, всё те же релинги, двухместная консоль (на миделе), кормовые сиденья с элегантными спинными валиками. Мягкий диван штурмана-рулевого мгновенно раскладывается в двухместный сан-дек, аналогично – и носовая кушетка-солярий… Чёрные бортовая полоса и винил интерьера гармонично контрастируют с белым корпусом. Импозантная спортивная лодка.
535 BowRider, 615 BowRider
Спортивные лодки с отдельным носовым кокпитом. Все боурайдеры – близнецы-братья: покатое лобовое стекло с форточкой-проходом по центру, вращающиеся кресла штурмана-рулевого, кормовой диван… Впрочем, тиковый пол и весёлая расцветка интерьера превратили 535-й в этакую игрушечку, дети наверняка будут в восторге. А 615-й, судя по «техно»-дизайну и строгой компоновке, – уже «игрушка» для взрослых. В ней есть и компактный санузел, и тумба с мойкой…
535 Invader
Наименьший из Askviks-семейства кадди. Корпус, лобовое стекло и даже кормовой диван «младшенького»– точная копия 535 BowRider, с той лишь разницей, что носовой кокпит закрыт здесь фордеком: всю «территорию» образовавшейся мини-каюты занимает треугольная тахта. В непогоду кокпит можно затянуть тентом.
565 Wasper
Представительский прогулочно-рыбацкий скутер типа walk-around. Его идеология: «загрузились – прилетели на место – отдыхаем».
Диван во всю корму, чуть вперёд – спаренное кресло штурмана-рулевого, перед ним, на миделе – широкая консоль управления (вокруг неё можно ходить: это и есть walk-around). Ещё – релинг, носовая кушетка, тиковая рейка под ногами…
605 Explorer, 645 Beetle, 705 Voyager, C6,
Вместе с вышеупомянутым 535 Invader все они – Askviks-семейство кадди: лобовые стёкла с выходом на нос (по центру), вращающиеся кресла и раскладные диваны кокпитов, спальные места в носовой рубке.
Естественно, количество удобств пропорционально размерам. Так, на 705 Voyager кокпит оснащен тумбой с мойкой, в салоне есть туалетная комната. А в «стандарт» большинства катеров входят горячее водоснабжение (только на 705 это опция), раскладные сан-дэки, обеденный стол и жёсткий тент кокпита, втягивающиеся швартовы (4 шт.), газовая плита, смывной унитаз…
Опции:
Z7, Z8
Есть у Askviks и люксовые катера – это серия «Z». Изящные очертания, стильные цветовые решения, продуманное до мелочей внутренее расположение и, главное – максимум комфорта.
Оба катера – кадди, подобно предыдущим моделям, с выходом на нос через калитку в ветровом стекле (американский вариант, с максимальной шириной кокпита). Большие мягкие сиденья дополнены портативным камбузом – отдых в кокпите полноценный даже на якоре. В каютах – большая двуспальная кровать, шкафчики и полки для вещей и санузел (на Z8 – изолированный, с душем).
Дизайнеры применили на этих катерах множество технических инноваций: откидывающийся на пантографе раскладной столик, трансформируемое кресло-кровать, встроенные в утку «выдвижные» швартовы… А в непогоду из-под кормового люка «по-кабриолетному» поднимается штатный тент на дугах.
В стандартное оборудование входит и горячее водоснабжение, и холодильник, и береговое питание, и обогреватель в каюте (на Z8), и многое другое.
805 Commuter
Между бортом и большой рубкой в «траулерном» стиле оставлены боковые проходы (типично скандинавский walk around), тиковые кокпит и палуба защищены солидным бортом с носовым релингом и поручнями по периметру судна. Высокая кабина с хард-топом и боковыми выходами (удобнейшая вещь эти сдвижные двери!) меблирована гостеприимными диванами, пост управления (мечта рулевого!) напичкан электроникой, роскошные апартаменты внутри… В его трюме надёжнейший дизель, разгоняющий катер до 80 км/час.
В общем, Henrik Askviks заслуженно гордится своим флагманом. Но, к сожалению, для детального описания катера в этой статье уже нет места – лучше см. «Фарватер» №4, 2007.
P.S. Хагавикские корабелы строят с огромным запасом прочности. Они настолько уверены в своих лодках, что сохраняют 5-летнюю гарантию на корпус даже в случае его перепродажи (для всех Askeladden так!). Одно условие: катер приобретён у одобренного фирмой дилера и не использовался коммерчески.
«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Askeladden в Украине – компания «Фьорд-Марин».