Окончание.
Напомню (см. «Фарватер» №4/2006): первый день нашего интернационального «слёта» был всецело посвящён знакомству на воде с целым созвездием моторных брэндов, столь характерных для Италии.
А когда на следующий день мы снова пожаловали в марину Rapallo, я откровенно позавидовал итальянцам. Ибо у них есть удивительный праздник:
«Navigar m’e dolce» («Моя страсть – мореплавание!»)
Под этим оптимистическим лозунгом во многих маринах побережья страны одновременно проходят «дни открытых дверей». Сюда приходят молодёжными компаниями и целыми семьями, чтобы рассмотреть и пощупать руками каждое судно, которое в обычные дни видно лишь издали. Более того: несколько катеров и яхт совершенно бесплатно вывозят народ в море – «понюхать пороху» и даже порулить. На берегу для самих маленьких установлен «Оптимист» на поворотной платформе – одетые в спасжилеты малыши гордо тянут за шкоты, постигая азы постановки паруса на разных курсах… А рядом, в палатках, вам покажут и расскажут обо всём «водоплавающем» – аквабайках, виндсерферах, байдарках и пр. Если нужны капитанская кепка, спас-жилет или даже швертбот – купите тут же. Гардемарины в щегольской униформе убедительно «заливают» о прелестях работы и службы во флоте. Улыбчивые девушки одаривают каждого пришедшего кепкой или даже футболкой – чтобы этот день наверняка не забылся…
Организовала и оплачивает всё это UCINA (Ассоциация итальянских судостроителей), справедливо полагая, что у многих молодых людей сегодняшнее увлечение в будущем наверняка перерастёт в профессию (корабела или капитана), либо сделает клиентом (покупателем катера или яхты). Инвестиция в будущее на уровне страны. Как же это мудро!
Резвый мустанг – Nuova Jolly
Но мы продолжаем знакомиться с малым судостроением Италии. На очереди – тест-драйв RIB King 670 от Nuova Jolly: 6,7 м длины; 2,54 м ширины; весом в 740 кг (+ 5 человек) и мощным подвесником на транце. Капитан огибает волнолом, за которым нас ждёт полутораметровая волна. Движок взревел – и пошла скачка! Иногда, спрыгнув с очередного гребня, лодка, казалось, зависала в воздухе. Но вот удар и – снова прыжок. Да, испытание для корпуса неслабое – ведь скорость 41 узел! Но капитан спокоен: «Она на это рассчитана». Действительно, острые носовые обводы прорезают большинство волн практически без последствий, а если происходит сильный удар (несколько раз ощутимо «приложились» скулой), то ощущается, что корпус держит его «с запасом».
Мой датский коллега Карел, который на RIB «зубы съел» (у него и собственный есть), был просто в восторге: «На редкость хорошо себя ведёт!» Он потом долго изучал, «вынюхивал» что-то в каждом рундучке. Спрашиваю: «В чём феномен популярности RIB в Европе?» (в отличие от Украины там их масса). «Так ведь это отличная комбинация мореходности, ёмкости и мобильности. Я свою 6-метровую на трейлере везу куда хочу – ни малейшей привязки к акватории. На месте быстро сбросил – и погнал. На борту обычно мы с женой, да две мои взрослые дочери (каждая с бой-френдом), да груз – какая ещё лодка при таких габаритах и загрузке столь легко разгонится?!».
О столь полюбившейся Карелу Nuova Jolly осталось добавить, что эта модель – средняя. А RIB-ряд компании начинается с 5-метровой лодки и заканчивается просто гигантским на вид King 990 длиной почти 11 метров! Среди них есть даже модели с каютой и со стационарным двигателем.
Sciallino – неитальянский итальянец
Именно так я, изрядно удивившись, охарактеризовал обкатанный нами 10-метровый Sciallino 30. Итальянец – поскольку «коренной гоззо». А неитальянец – поскольку по строгому дизайну, невычурному исполнению и прагматичной обстановке он напоминает матёрого «скандинава». Полюбопытствовал в каталоге – точно, компания видит своими клиентами рыбаков, дайверов и путешественников.
Его лучшие качества проявляются во взволнованном море: катер без особых проблем «взламывал» почти 1,5-метровую волну, без дискомфортных ударов и практически без снижения скорости (крейсерский ход 22 узла при полной загрузке топливом и 9 пассажирах на борту!). А ещё больше понравилось поведение при резких манёврах: в поворот с полного хода катер входит практически без крена! Сочетание ласточкиного хвоста «гоззо» с развитым килем в корме – и вот эффект.
Но настоящий шок я испытал, когда через день мы приехали на верфь Sciallino. Оказывается, весь корпус – сэндвичевый, но заполнителем ниже ватерлинии служит не пена, как обычно, а бальса! По мощности получается просто броневик.
Производство (стаж – 46 лет) небольшое (30 человек), но выполняет полный цикл, включая проектирование. Модельный ряд начинается с открытой 19-футовой рыбацкой шаланды и заканчивается импозантной 55-футовой моторной яхтой. Гибкость производства позволяет «кастомизировать» любой из проектов – вот достоинство малой верфи. Используют передовые технологии – в частности, ЧПУ-станки – отсюда производительность при хорошем качестве. Каждый катер 3-5 дней испытывается в бассейне, а затем ещё и в море. Продукция востребуется в Италии, Англии, Швеции, Испании, Хорватии и даже США.
Но всё же «трудяга» Sciallino – исключение для Италии. А мы возвращаемся к привычным здесь импозантным и фешенебельным судам, тем более, что на очереди – один из самых именитых в мире брэндов.
Верфь Riva
Самое «историческое» в Италии производство освоено ещё в 1842 году (в небольшом северном Sarnico)! Фамильный бизнес Riva начали с рыбацких судов, а на люксовые переключились в период между мировыми войнами. В 1969-м был построен первый пластиковый круизёр, а в 1996-м верфь окончательно распрощалась с деревянными корпусами. С 2000-го – входит в Feretti Group.
Riva – само воплощение итальянского яхтостроения: это великолепие дизайна, стильное исполнение и роскошь во всех проявлениях. Это высококлассные представительские суда, каждое из которых отделано под конкретного клиента. Но – лишь отделано, в пределах допуска конкретной модели. Ряд судов начинается с 10-метровой открытой спортивной Sunriva и заканчивается роскошной 3-палубной 35-метровой Athena.
Увиденное нами производство в La Spezia – новое (с 2003-го), специализируется на яхтах длиной свыше 60 футов. Сразу за просторным цехом – слип и «заводская» марина, где испытываются построенные яхты и модернизируются/ремонтируются старые.
Верфь Sanlorenzo
Она расположена в живописном месте на берегу реки (куда и построенные яхты сбрасываются), в национальном парке, что автоматически подразумевает пристрастный контроль экологов к производству. Здесь делают пластиковый модельный ряд (от 62 до 108 футов длины, 6 проектов), а на второй верфи компании – в Виареджо – производят большие пластиковые и металлические яхты длиной до 50 метров.
Брэнд Sanlorenzo основан в 1958 году. По стилю эти яхты ближе к классике, их отличает качество, уют во внутренних помещениях и очень малое удешевление со временем. В любой гавани эти яхты выделяются тишиной работы механизмов. Суда Sanlorenzo ориентированы не столько на имиджевость, сколько на комфортную жизнь на борту. Естественно, каждая строится под конкретного заказчика и почти полностью – вручную. На сегодняшний день в мире около 500 владельцев Sanlorenzo.
Верфь Baglietto
Италия знаменита на весь мир своими «кастем»-яхтами (т.е. созданными индивидуально под заказчика). Эти произведения искусства с металлическими корпусами и – чаще всего – алюминиевыми надстройками собираются на многих верфях, более или менее известных публике. Среди первых – Baglietto.
Верфь историческая – работает с 1854 года. Сейчас на ней 450 рабочих.
Специфика создания большой яхты: её не передвигают по верфи, а по мере необходимости вокруг корпуса «создают» специализированные цеха: сварочный, сборочный, покрасочный… Блоки мебели здесь только монтируют, а изготавливают на специализированных предприятиях (обычная практика, ибо к дизайну и отделке мебели итальянцы относятся чрезвычайно серьёзно).
Процесс постройки длительный – к примеру, 40-метровая яхта (или уже корабль?) создаётся 24-26 месяцев. Поэтому после подписания контракта с конкретной ценой в процессе строительства запросто могут быть внедрены новые технологии, но – не повышающие стоимость. Т.е. готовое судно скорее всего будет совершеннее оговоренного.
Ещё одно следствие длительной постройки: нередко клиент за время изготовления успевает «созреть» на новую, больших размеров. Нам показали 36–метровую яхту, которую скоро сдадут заказчице – «одной российской леди». А в соседнем цеху для неё же заложили 42-метровую.
Cantieri Navali Lavagna
Ещё одна верфь, производящая большие моторные «кастем»-яхты под звучным брэндом Admiral. Корпусные работы производятся в одном цеху, сборка – в другом, за несколько миль от первого. Цеха «втиснуты» среди жилых домов (на Лигурийском побережье вообще очень трудно с отводом земли), отсюда ограничение по максимальной длине корпуса – 44 метра. Зато однозначная специализация: верфь строит только глиссирующие суда (при таких-то размерах!).
Mondo-marine
Относительно небольшая (100 рабочих) верфь в Savona. Мега-яхты начали строить 30 лет назад, по обычному для Италии методу – здесь только сварка корпуса, блочная сборка уже произведённой мебели и отделка. В год со стапелей спускают 1-2 «кастем»-яхты, одновременно заложены 5 судов.
Что восхитило: для будущего владельца здесь делается модель внутренних помещений в натуральную величину (из фанеры). Чтобы походить, оценить, удобно ли, просторно ли – так на порядок «осязаемей», чем по картинкам да чертежам. И культура труда (залог качества) здесь на очень высоком уровне.
На выходе (неделя до сдачи) – 40-метровая яхта (и снова для российского клиента!). В каютах раскладывают скатерти и утюжат шторы и занавески. Великолепие интерьера трудно описать.
Marina di Varazze и Центр исследования и развития Azimut-Benetti
Развитие яхтинга в любой стране неотделимо от развития сервиса. Это хорошо понимал президент Azimut-Benetti Паоло Вителли, когда в 80-х, наряду с расширением концерна, инвестировал средства и в строительство новых марин. Marina di Varazze – наглядный результат этих инвестиций.
Комплекс очень элегантен и органично вписан в романтичный лигурийский пейзаж. Сделанные в одном стиле, но оригинальной неповторяющейся формы коттеджи (25 магазинов, ресторанов и служб инфраструктуры) расположились плавной цепочкой по береговой дуге. Такой же дугой сделаны и пирсы, рассчитанные на стоянку более чем 800 (!) судов. Марина оснащена по последнему слову техники, в сервис входит даже Wi-Fi-Интернет и детский комплекс.
Именно здесь, в одном из зданий марины, работает недавно созданный Центр исследования и развития Azimut-Benetti – один из «мозгов» концерна. Его главная задача – собрать вместе инженеров верфей Azimut, Benetti и Gobby для обмена опытом и ноу-хау, а также совместных исследований. Именно здесь созданы и обкатаны идеи применения карбонового вала и гребного винта (что снижает вес, вибрацию и экономит топливо), установки датчика приближения к пирсу (чтобы снизить риск навала при швартовке кормой), управления джойстиком при швартовке… Но об этом знают все, а нам показали «святая-святых»: компьютерную модель поведения судна на волне. Программа (собственная разработка) настолько сложна, что мощности современных (казалось бы!) компьютеров хватает с большим трудом. Именно сейчас идёт отладка программы – многочисленными тестами проверяется, насколько точно математическая модель соответствует действительности. При помощи этой программы можно будет проверять самые смелые гидродинамические идеи и доводить обводы корпуса практически до идеала.
А затем нам показали ещё один «секретный объект»: экспериментальный Azimut 68 К. Его главная «фишка» – система гашения качки на стоянке. Исполнительный элемент – подводные крылья, которые перед отдачей швартовов «подгибаются», сливаясь с корпусом. По реальным замерам система уменьшает неприятную для гостей качку вдвое! Вторая особенность – компьютерный контроль состояния судна. Ведь современная моторная яхта настолько насыщена системами и механизмами, что управлять всем этим без ошибок становится всё сложнее. К примеру, если забыть убрать вышеупомянутые «крылья» перед запуском двигателя, то на ходу их можно оторвать. Поэтому капитан вынужден оперировать целыми «клавиатурами» переключателей и кнопок. А новой системе нужно только сообщить: «готовность к отходу!» и она сама сложит «крылья», включит ходовые огни (если темно), запустит навигацию, прогреет двигатель… На ходу она автоматически выровняет крен, даже если всем гостям одновременно вздумалось перейти с борта на борт. А ещё – точно подберёт дифферент (тот самый «трим»)…
Эпилог
Самолёт взлетел из аэропорта Генуи, а я всё не мог оторваться от иллюминатора, любуясь красочным Лигурийским побережьем. До свидания, прекрасная Италия, страна высокого искусства и добрых эмоций! А ещё – страна, где с деда-прадеда всегда строили хорошие суда, большие и малые. И в этом я убедился лично.