ВПредыдущие два сезона закрепили понимание: дело хорошее, нужное и (главное!) востребованное. Show must go on!
На навигацию-2013 есть идеи организовать отдельную "семейно-детсадовскую" флотилию, "проложить курс" в Голландию, открыть для себя Грецию… Кому интересно – подключайтесь. И предлагайте! Ваши мечты – наша организация – удовольствие общее!
А пока – конкретика по ближайшему, весеннему, мероприятию.
Флотилия "учебно-познавательная" в Турции: 27.04-04.05.2013
Майские праздники – замечательная возможность отдохнуть от работы, не используя отпуск (парочка отгулов плюс официальные выходные), а заодно освоить маршрут, не столь "заезженный" чартерниками, как Бодрум-Мармарис-Фетие – а из Гёджека на восток. Нас ждут красивейшие бухты в замечательных местах: Каш, Кекова, Демре. Известный во всём православном мире храм Святого Николая, уникальные ликийские гробницы, развалины великолепного греко-римcкого театра, крепость в Симене, затопленный древний город в заливе Кекова… И, конечно же, искрящееся море, турецкий колорит и шедевры местной кухни.
Яхтинга в этот раз будет больше обычного: пройдём около 200 миль – подспорье для яхтсменов, "набирающих зачётные мили". Думаю, запланируем и ночной переход.
А ещё, как обычно – ненавязчивые тренинги матросов и рулевых. Иной раз дополненные согревающим душу глинтвейном. Возможны тематические лекции по вечерам – прошу заказывать заранее.
Старт/финиш – Гёджек, тихий и очень яхтенный. Ближайший аэропорт – Даламан, всего в 40 минутах езды маршруткой.
Как обычно, комплектуются 1-2 ведущие яхты и несколько ведомых (толкования этих и других умных слов смотрите FAQ).
Стоимость места в каюте ведущей яхты (45-50 футов, 4-5 кают) – 750 евро.
В оплату каждого места
Капитанов, ещё недостаточно уверенных в одиночном плавании, приглашаю присоединиться со своими экипажами на ведомых яхтах. Две уже с нами.
Стоимость ведомых яхт – по запросу. Опытные чартерники бронируют яхты в начале зимы, к весне выкуплена большая часть флота, а ситуация по "остаткам" часто меняется. Пишите – оперативно узнаю.
Остальные расходы каждого экипажа: топливо и стоянки (оценочно: 100-200 евро), стартовый взнос во Флотилию (200 евро), питание, возможные экскурсии и авиабилеты (последние три пункта уж больно индивидуальны, сориентировать не возьмусь).
Все яхты базируются в муниципальной марине на набережной Гёджека.
…
Более подробно:
Не мешкайте!
Всё, что связано с чартером, нужно организовывать заранее – это подтверждено практикой. Чтобы и лодку выбрать, какую хочется (а не что осталось), и самолёт по разумной цене бронировать.
Чувствуете состоятельность духа и кошелька – звоните, не откладывая!
Богдан ПАРФЕНЮК,
организатор "Фарватер"-флотилий,
гл. редактор журнала «Фарватер».
FAQ, или Толковый словарь Флотилии
Что такое чартер?
Как водитель может арендовать автомобиль, так и водномоторник может взять напрокат яхту или катер. Такую аренду и называют чартером. Разница лишь в том, что чартерное судно – не только транспорт, но и "жилой дом": в нём есть спальные каюты, камбуз (кухня по-морскому), салон с большим обеденным столом, санузлы… Представьте себе путешествие в мини-отеле – мечта!
Обычный режим: выход утром, после плотного завтрака, переход на очередную стоянку после обеда. Осваиваемся на новом месте, подкрепляемся. Затем – обход/осмотр местных примечательностей-магазинов-красот-ресторанов.
На переходах скучно не будет – это не отель. Постоянно меняется пейзаж, получаешь массу удовольствия от движения (особенно – под парусами), все охотно стоят ходовые вахты, тягают шкоты. Яхта сама по себе – уже активный отдых и совершенно необычный для новичка процесс. Для особо "ненасытных" – чисто яхтенные развлечения, к примеру, плавание за судном на шнурке или на доске-поплавке…
Как организовать чартер?
Процедура несложная, аналогичная заказу отельного тура: связываемся с внушающим доверие чартер-агентом, выбираем яхту из его "коллекции", вносим предоплату и ждём отпуска. Главная рекомендация – сделать это как можно раньше (опытные чартерники бронируют за полгода): тогда и выбор будет достойный, и скидку можно получить побольше.
Всё просто? И да, и нет.
Во-первых, яхтенный чартер – занятие экипажное. Вы проводите бОльшую часть времени на весьма ограниченном пространстве: от носа до кормы всего-то 11-15 м. И если хоть одному будет "не в кайф", это неизбежно испортит настроение остальным. Нежелателен в экипаже и "белоручка" (придётся ведь и готовить, и посуду мыть…). Подбор однородной (по менталитету и интересам) команды – архиважен.
Но самое главное – опытный капитан. От него на чартерной яхте зависит намного больше, чем от водителя арендованного автомобиля. Что важно при приёмке яхты? Как правильно спланировать переходы? Как минимизировать укачивание команды в бурном море? Где можно стать на якорь, а где – ни в коем случае? Как отреагировать на изменение погоды? Как сменить газовый баллон или переключить баки пресной воды? Что делать, если "намертво" зацепился якорь или остановилась его лебёдка, не качает помпа или двигатель "захватил" воздух?.. Всё это (и многое другое) должен знать и уметь капитан.
Как же научиться капитанить?
Большинство студентов яхтенной школы, которым я начитываю лоцию/навигацию, приходит учиться, в частности, с намерением активно "яхтить" по морям на арендованных лодках. И один из самых частых вопросов у них: «А как научиться именно капитанить? Когда я смогу брать яхту под свою ответственность?»
Действительно: полученная "корочка" – лишь подтверждение начитанного теорминимума и умения управляться с рулём/парусами (в лучшем случае). Но она не гарантирует, что обладатель документа способен быстро оценивать обстановку, принимать правильные решения и грамотно командовать экипажем. Тут нужен только опыт и ещё раз опыт. И вот одни из года в год оплачивают капитана, надолго затягивая процесс собственного становления. "Рисковые", наоборот, сразу идут в свободное плавание, и их счастье, если неизбежные на первых порах ошибки оборачиваются всего лишь финансовыми потерями.
Но есть метод относительно быстрой "отделки под капитана" с риском в разумных пределах. Называется он «Флотилия».
Что такое Флотилия?
Принцип: капитаны-новички сами (всё "по-взрослому"!) арендуют яхту и приглашают на её борт друзей. Но в плавание идут группой, в которой есть 1-2 судна с капитанами-наставниками.
Следовательно:
Итак, Флотилия – мощный инструмент становления капитана-чартерника. Но только ли?
Как стать матросом?
В этом есть какая-то магия: набранный экипаж, освоившись, хочет сразу же управлять парусами, закладывать швартовы, крутить штурвал… И тут всё зависит от капитана: доверит, покажет и научит – стремление стократно усиливается, умение возрастает. А узурпирует управление (мол, «не мешайте, сложно это всё…») – всякое желание пропадает.
Но вспомним: на борту ведущих яхт Флотилии – капитаны-наставники. Контролировать ведомые яхты – только одна из их задач. А другая – превратить вчерашних новичков в умелых матросов. Опыт показывает: за неделю – запросто! И, спустя неделю, вчерашние новички с жалостью смотрят на "сухопутных" – как же скучно те отдыхают!..
Итак, Флотилия – это ещё и "кузница яхтсменов", желанных помощников на любой яхте.
Что значит "ведущая" и "ведомая" яхты?
Ведущая (обычно 45 и более футов, минимум 4 каюты) управляется капитаном-наставником. В его обязанности входит обучение навыкам палубной работы матросов своего экипажа, а также, в случае надобности, помощь по ходу Флотилии экипажу ведомой яхты.
Ведомую (32-40 фт, 2-3 каюты) берёт в чартер начинающий яхтенный капитан. Он сам осваивает управление и манёвры, организует работу своей команды. Но в случае любых затруднений или проблем капитан может рассчитывать на помощь (словом и делом) инструктора с ведущей яхты.
"Фарватер"-Флотилии – какие они?
Сами участники и интересующиеся подсказали – Флотилии нужны разные. И не только по акватории яхтинга, но – главное! – по назначению: