Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Королевский эксперимент, или Как не надо заказывать себе судно

#------

«Так, значит, здесь на моей яхте должно быть длиннее, здесь – ещё одна палуба, а на флайбридже, вместо этих шезлонгов – вертолётная площадка…» Яхтенные конструкторы наверняка поморщились – знакомая ситуация. Менталитет отечественного заказчика: «раз я плачу, то и судно должно быть таким, каким я его себе придумал». К чему это может привести – на шведском примере.

Роковое плавание Vasa
1625 год, война в Европе между католиками и протестантами. Ключ к успеху – мощный флот. Решительный и энергичный король Швеции Густав II Адольф (династия Vasa) хорошо это осознаёт и постройку новых судов курирует персонально.
На тот момент пропорции корабля задавали «на выпуклый морской глаз» (опыт передавался от отца к сыну), а смелые эксперименты нередко оканчивались плачевно. Однако известнейший корабельный мастер Хенрик Хюбертссон получил не просто заказ – король лично расписал желаемые размеры и вооружение. И одна из лучших верфей Стокгольма силами 400 рабочих приступила к постройке.
Судно, названное Vasa, должно было стать королевским кораблём (как бы сказали сейчас – флагманом флота). Монарх задумал сделать его революционно большим, крепким, явно превосходящим по вооружению существовавшие и сногсшибательным по красоте. Корпус строился исключительно из дуба (распилили 1000 стволов!), большие пушки отливали из бронзы, а над декоративной резьбой и росписью трудились десятки мастеров. Vasa был одним из самых дорогих и самых разукрашенных военных кораблей Швеции того времени.
Через 3 года корабль спущен на воду и вооружён. Его основные данные: общая длина 69 м, ширина 11,7 м, высота грот-мачты 52,5 м, водоизмещение 1210 тонн, а суммарная площадь 10-ти парусов – 1275 м.кв. Экипаж – 145 матросов и 300 солдат, вооружение – 64 пушки, из них 48 больших.
И вот настало 10 августа 1628 года – день первого выхода Vasa в плавание. В городе большой праздник, на набережных собрались все, кто мог: этот корабль – их национальная гордость. Светит солнце, над шхерами Стокгольма дует лёгкий бриз, развевая флаги прекрасного судна.
Паруса наполнились ветром и корабль двинулся в открытую часть залива. Но буквально через 1300 метров случилось непредвиденное: налетевший небольшой порыв ветра накренил корабль, пушечные порты «зачерпнули» воду, Vasa быстро погрузился и утонул, унеся с собой 50 человек экипажа. Через считанные минуты шокированные зрители могли созерцать лишь королевский штандарт, по-прежнему гордо развевающийся на торчащем из воды топе грот-мачты…

О мудрости государственных мужей и национальной гордости
В тавернах Стокгольма ещё не стихли пререкания о причине гибели Vasa, а назначенная королём комиссия уже начала расследование. Перед судом – капитан корабля, представители верфи и инженер-кораблестроитель. Был ли корабль действительно хорошо построен? Соответственно ли его снарядили? Не была ли команда пьяна? Были ли закреплены «по-походному» пушки? К скрупулёзному разбирательству привлечены сотни моряков и мастеров, каждая версия многократно проверялась. И в результате отпали все версии, зато «всплыли» те самые королевские размеры и категоричные требования…
Король, как и Бог, непогрешим по определению. И «назначать виновных» не стали, всех подозреваемых отпустили из-под стражи. Не в пример славянам.

А спустя 300 лет Vasa был обнаружен по-прежнему лежащим на грунте у острова Бекхольмен. Балтийское море ведь уникально – из-за низкой солёности здесь нет червя-древоточца и корабли, затонувшие там, могут сохраняться сотнями лет.
Пресса напомнила шведам о национальной гордости их предков – и развернулось настоящее патриотическое движение. По всей стране собирали пожертвования на спасение реликвии, флот предоставил суда, одна из самых опытных водолазных компаний взялась бесплатно осуществить уникальную операцию. Целых 3 года водолазы на 30-метровой глубине промывали тоннели в иле под днищем Vasa. В 1959-м под судно завели тросы и в 16 этапов отбуксировали его на мелководье. Ещё 2 года под водой заделывают многочисленные отверстия (все железные шпильки рассыпались от ржавчины), латают пробоины (одних впившихся в корпус якорей разных столетий вынули больше 40 штук!) и усиливают корпус. И наконец 4 мая 1961-го, спустя 333 года, часть нетронутого 17 века была поднята на поверхность.
Чтобы не дать судну рассыпаться при быстром рассыхании, его целых 17 (!) лет орошают консервирующей жидкостью – смешанным с водой полиэтиленгликолем, который проникает в дерево и замещает воду в клетках. А в 1988 году Vasa совершает последнее плавание (в доке) до специально построенного музея в центре Стокгольма (проект здания был отобран на всенациональном конкурсе из более чем 300 вариантов!).
2001 год – Vasa осматривает 20-миллионный посетитель. Королевский корабль, несмотря на столь страшную судьбу, снова верно служит государству и является национальной гордостью шведов. Не в пример славянам, опять же (не буду напоминать о судьбе многих наших реликвий…).

Музей Vasa
После столь длинного вступления я приглашаю вас пройтись со мной по храму (не побоюсь этого слова) имени легендарного королевского судна. И вместе со мной поразиться, насколько ёмкой можно сделать экскурсию «на базе» одного корабля.
Высокое здание, благородная полутьма с «вкраплениями» разноцветных подсветок. Стоящий на кильблоках корабль (он действительно «натуральный» на 95%, лишь небольшой фрагмент носа достроен) наполовину опоясан балконами-этажами, на судно можно смотреть с разных уровней, как «свысока», так и снизу.
Но, «не видом единым». На каждом из балконов – великолепно обставленные экспозиции истории создания Vasa (в подробностях, с политической подоплёкой, с данными других кораблей флота Швеции и её противников), хронологии трагического дня и судебного разбирательства, процедуры подъёма корабля, жизни и работы экипажа в плавании и в бою того времени (во всех, местами жутких, подробностях), скульптур и резных композиций с Vasa (ох и разукрасили его!), уровня навигации и морского дела…
На каждом шагу – поднятые вместе с кораблём экспонаты (якоря, парус, бочонки, посуда и пр.), разные модели и фрагменты в разрезе, очень много картин. На каждом этаже – залы, где регулярно показывают фильмы и слайды. Естественно – кафе и магазин сувениров. А вот что особо впечатлило:

  • макет судоверфи (длинный, под стеклом). Настолько подробный, что внимательно рассмотрев, совершенно ясно представляешь в подробностях как, чем и в какой последовательности строили Vasa (тем более, что рядом – реальные инструменты и приспособления плотников);
  • на борт Vasa, по понятным причинам, входить нельзя, так рядом построили макет пушечной палубы и каюты адмиралов (в натуральную величину!) с полноразмерными пушками, судовыми устройствами и манекенами экипажа. Бродить между ними – просто потрясающе!
  • детский уголок, где постоянно демонстрируется «сказка о корабле Vasa». Честно скажу – не зашёл, но сам факт «детской версии» говорит о многом;
  • просто шедевр: компьютерная игра «построй корабль». Вам выдаётся «королевское задание», сходное с тем, которое получил Хенрик Хюбертссон. Дальше вы можете добавить-убавить ширину, осадку, балласт, парусность, количество пушек и пр., и пр. В итоге компьютер обрабатывает ваш «проект» и выдаёт заключение. К примеру: «у вас получился очень мореходный корабль, но его огневая мощь слишком мала для роли королевского». Или так: «вы создали очень хорошо вооружённый военный корабль, король был бы им доволен. Но он опрокинулся бы ещё раньше, чем Vasa».

Эпилог
Будете в Стокгольме – зайдите в музей. Прикоснитесь к истории, ощутите себя на палубе корабля тех времён, проникнитесь тем духом… Не пожалеете, я гарантирую.
Тем же, кто намерен заказать постройку яхты по индивидуальному проекту, советую – поиграйте с тамошним компьютером (он на первом этаже, рядом с кильблоками). Проверьте свои познания в кораблестроении, ощутите ответственность за результат (ну хоть немного). А проект своего судна всецело доверьте профессионалу – ради безопасности вашей семьи и пассажиров.