В последнее время с появлением на рынке моторных яхт в Украине возникла проблема квалифицированных судоводителей с соответствующими документами. Дело в том, что Госфлотинспекция Украины рассматривает вопросы дипломирования судоводителей для судов с силовой установкой только до 150 л.с. Как правило, все новые малые суда со стационарным двигателем имеют мощность от 200 л.с. и более. Уже давно ходят кулуарные разговоры о том, что необходимо привязать судоводителей маломерных судов к тоннажу (т.е. валовой вместимости), но на сегодняшний момент это пока только лишь разговоры.
Встаёт вопрос: как получить документы для управления мощным малым судном, к примеру SEALINE S38 (длина 11,3 м, ширина 3,74 м, мощность двигателя от 400 л.с до 620 л.с.)? На этот вопрос отвечает председатель Государственной квалификационной комиссии Севастопольского филиала ИВПДМ* Геннадий Алексеевич ЗАКУРДАЕВ.
– Для получения рабочих документов судоводителя малотоннажного судна валовой вместимостью менее 300 р.т. необходимо:
- Поступить на обучение один из Учебно-курсовых центров (они работают в городах с филиалами ИВПДМ и некоторых других припортовых) по специальности "Судоводитель малотоннажного судна валовой вместимостью до 300 р.т.". Условием поступления является наличие плавательного ценза в качестве матроса первого класса не менее одного года. Адекватной заменой считается наличие квалификации "яхтенный рулевой первого класса" или "яхтенный капитан", но в этом случае нужно дополнительно сдать комиссии учебного центра экзамены экстерном (официальная цена таких экзаменов – около 300 грн.).
- Пройти обучение: судоводитель маломерного судна в Центре (оно занимает 4-5 месяцев в зависимости от нагрузки часов в неделю). В конце обучения сдаются экзамены комиссии Центра под председательством Капитана Порта. Дисциплины: ведение прокладки и судовождение. При успешной сдаче экзамена выдаётся свидетельство о присвоении вышеупомянутой квалификации (так называемое "учебное свидетельство"). Общая стоимость обучения и экзаменов – порядка 1200 грн.
- Затем необходимо получить квалификацию оператора радиотелефонии (на судне должна быть УКВ-станция и ее должен обслуживать квалифицированный специалист). Обучение 3 дневное (где именно – подскажут в ИВПДМ), потом сдаётся экзамен. Вам выдают протокол решения Государственной квалификационной комиссии о присвоении квалификации «Оператор радиотелефонии». Стоимость обучения и экзамена суммарно около 550 грн.
- Далее в одном из одобренных ИВПДМ Учебных центров необходимо получить следующие сертификаты:
- Начальная подготовка и инструктаж по безопасности.
- Борьба с пожарами по расширенной программе.
- Специалист по спасательным шлюпкам и спасательным плотам.
- Первая медицинская помощь на судне.
Стоимость оформления этих сертификатов составляет от 180 до 250 (первый) и от 120 до 140 грн. (остальные). По времени это занимает порядка недели.
- Если учебное свидетельство вы получили в прошлом году, то приготовьтесь раскошелиться ещё на 330 грн. – придётся пройти курсы повышения квалификации, которые займут неделю.
- Пройдите медицинское освидетельствование моряка.
- Напечатайте на имя директора регионального Центра ИВПДМ направление для сдачи экзамена от имени судовладельца.
- Приложите протокол проверки судовладельцем практических навыков по управлению малотоннажным судном.
- Теперь вы готовы к сдаче итогового экзамена (в ИВПДМ) по предмету "Судовождение". После успешной сдачи такого экзамена выдают протокол решения Государственной квалификационной комиссии о присвоении квалификации "Судоводитель малотоннажного судна валовой вместимостью до 300 р.т." Стоимость – 320 грн.
- Со всеми документами и протоколами и справкой о наплаванности, полученной у своего капитана, идёте в дипломно-паспортный отдел порта и сдаёте все документы или ксерокопии. Стоимость услуг – окало 320 грн.
- Через три недели – вы новоиспечённый старший помощник капитана. Чтобы получить право занимать должность капитана, необходимо предоставить в инспекцию справку о наплаванности в новой должности не менее 12 месяцев и сдать комплексный государственный экзамен в ИВПДМ (специальности: судовождение, судовые устройства, организация службы на судах морского флота, предотвращения загрязнения на море), который обойдётся в 320 грн. И в дипломно-паспортном отделе порта получите подтверждение к диплому судоводителя.
Итак, на судне у капитана или сменного помощника капитана должны быть:
- Квалификационное свидетельство судоводителя
- Подтверждение к свидетельству судоводителя
- Контрольный талон предупреждения
Заметки человека, уже прошедшего всю эту "лестницу":
- Лучше всего для снятия ограничения по связи пройти обучение на ограниченного оператора ГМССБ в учебном центре, одобренном инспекцией. Стоимость обучения и экзаменов порядка 1100 грн. Свидетельство Ограниченного оператора ГМССБ взаимозаменяемо со свидетельством Оператора радиотелефонии. То есть, если судно ходит только в портовых водах, вам ни к чему оператор ГМССБ. В свою очередь, если на судне имеется оборудование ГМССБ, то вам не надо получать свидетельство Оператора радиотелефонии.
- Запаситесь терпением, заготовьте фотографий 12, не меньше.
* ИВПДМ – Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Главное отделение находится в Киеве при Минтранссвязи. Филиалы – в Севастополе, Измаиле, Одессе, Мариуполе.
Материал подготовил Дмитрий ЩАСНЫЙ.