Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Как не замёрзнуть зимой или Winter Trophy

#------

Говорят, что для гостей из бывшего СССР каждая курортная страна выделяет какой-то участок территории, где «наши» могут свободно резвиться. Мол, в такой «резервации» они не мешают отдыху «культурных» гостей из Европы. Это, в частности, относится и к Турции. Здесь, якобы, территория, прилегающая к Анталии, – ресорт для «совков». Такая же тенденция сохраняется и в отношении яхтсменов, что вдвойне обидно: мы ходим по отведенным для нас маршрутам, тогда как сами турки соревнуются в других местах.

Одна из таких «секретных» для нас точек – Бодрум. Этот курортный городок в области Мугла – излюбленная зона отдыха самих турков, а также их европейских гостей. Причём отдых здесь ориентирован на море, точнее – на парусный спорт. Сердцем Бодрума можно назвать Оффшорный яхт-клуб (B.A.Y.K.) и Бодрум-марину.
Организованный в 2001 году, Оффшорный яхт-клуб проводит множество парусных соревнований. Если взглянуть на календарь регат, то оказывается, что на протяжении года каждый месяц клуб организовывает хотя бы одну регату. В целом это даёт 33 гоночных дня в год! Своим главным достижением B.A.Y.K. считает активные мероприятия зимой, когда большинство других яхт-клубов «впадают в спячку». С 16 января здесь стартует Winter Trophy, состоящий из семи этапов. Последний из них начинается аж 29 мая. Ещё до окончания Winter Trophy стартует другая серия регат – Duo Trophy. Первая гонка этого Кубка проходит 23 апреля. Всего предусмотрено пять этапов. А с середины лета начинается настоящий «фестиваль регат»: Marina Yacht Club Cup (19-20 июня 2010), Bayk Cup (4-8 августа), Rally (9-12 сентября), Race Week (3-7 ноября), AYK&BAYK Cup (11-12 декабря). Как видно, последнее соревнование проходит уже в декабре, так что сразу после празднования Нового года яхтсмены снова поднимают паруса для участия в очередном сезоне Winter Trophy. Winter Trophy – самая длинная в Турции цепочка гонок. Это соревнование проводится уже более пяти лет. Первый флот составлял всего пять бортов и, по выражению командора B.A.Y.K. Омера Каракалара, участники тогда соревновались «на пиво». Постепенно интерес к уникальным зимним гонкам возрастал, и в январе 2010-го на регату заявились уже более 40 экипажей. Большинство из них, конечно, местные яхтсмены, ведь марина Бодрума даёт приют 450 частным яхтам различного размера. Но экипажи из Германии, Греции, Британии, Голландии и России здесь уже давно не в диковинку. На уик-энды января и февраля вся эта пёстрая компания оккупирует Бодрум, превращая его из тихого морского городка в центр спорта и развлечений. В этом мы убедились лично, когда совершали перелёт от Стамбула до аэропорта Милас (в 20 км от Бодрума). Если самолёт от Киева до Стамбула был забит «остарбайтерами», то на Милас летели только одетые в Musto, Gill и Jantex господа с сумками от North Sails и UK Halsey. Постепенно плотность яхтсменов на квадратный метр возрастала и достигла своего пика на входе в помещение B.A.Y.K. Если вы когда-либо представляли себе яхт-клуб мечты, то B.A.Y.K. выглядит именно так. Здесь бар, ресторан с летней террасой, множество магазинчиков и пальмы вокруг. Яхты, конечно, «припаркованы» прямо у выхода из ресторана. Не случайно на эмблеме марины Бодрума красуются пять якорей. Это как «пять звёзд» для гостиницы. Бодрум-марина оправдывает свои якоря. Её называют не иначе как «Яхтенный рай»: заправят водой, починят двигатель, помогут с навигационной электроникой, сольют отработанные жидкости и опорожнят баки, продадут транслог, подберут отель, наймут автомобиль и сделают ещё многое, чтобы ваше пребывание в Бодруме было комфортным. Если же вы прибываете самолетом, то менеджеры B.A.Y.K. готовы помочь с подбором яхты для гонки и остальными вопросами. Дело в том, что кроме RACE WEEK, который проходит в этом году с 3 по 7 ноября (то есть целую неделю), большинство соревнований проводятся в уик-энд. Это не удобно для чартерных компаний, которые выдают лодки с пятницы по пятницу. И если вы не планируете после соревнований идти далее, то брать лодку на уик-энд, а платить как за неделю, невыгодно. Что думает по этому поводу командор B.A.Y.K.? «Я знаю, что в Украине много хороших яхтсменов, – ответил г-н Омер. – Когда я был в олимпийской сборной Турции, мы часто встречали украинцев на соревнованиях, уровень их был очень высок. Сейчас мы хотели бы чаще видеть яхтсменов из Украины на наших гонках, и если чартерные условия могут стать проблемой, то мы готовы их решить для вас». Командор заверил, что менеджеры B.A.Y.K. готовы выторговать у чартерных компаний приемлемые условия для аренды лодки на гонку. Главное – подобрать хорошую «машину», потому что соревноваться придётся с серьёзным флотом. Кстати, г-н Омер много раз бывал в Киеве и Одессе и прекрасно ориентируется в этих городах. У него здесь много друзей среди истеблишмента, и это наводит на мысль, что интерес к Украине у командора неподдельный: бывалый моряк не раз называл фамилии наших спортсменов из Николаева, Одессы и Киева. «Хорошо было бы их всех собрать здесь, в Бодруме», – признался г-н Каракалар. На первый этап Winter Trophy 2010 было заявлено 47 бортов, которые разделились на четыре IRC класса (гоночные баллы от 1,104 до 0,852). Здесь были First 44.7, Grand Soleil 42, X-Yacht 39, MAT12 и много других интересных performance яхт. Отдельный флот составили круизеры, для которых также были предусмотрены призовые места. Дистанция Winter Trophy для двух гоночных дней разная. В первый день, как правило, флот соревнуется на олимпийском треугольнике. Второй предусматривает оффшорную гонку. B.A.Y.K. выделяет профессиональную команду судей с катером, которые заранее выставляют дистанцию, а также следят за флотом во время её прохождения. Но больше нас поразило наличие катера «скорой помощи» и двух катеров пожарных. Это помимо десятка пайлот-динги, которые вытаскивали и затаскивали лодки в марине! Такой заботы о безопасности и удобстве участников мы ещё не видели. Судейский комитет на большинство соревнований в Бодруме представляет турецкая Федерация парусного спорта. Все документы регаты (Положение и Гоночная инструкция) доступны на официальном сайте B.A.Y.K. задолго до старта. Гонки проводятся в соответствии с Правилами ISAF. Перед началом гонок, обычно в 9.00 утра, в помещении клуба проходит шкипер-митинг, на котором выступает главный судья соревнования (в нашем случае это была милая женщина), который сообщает все подробности предстоящей регаты, в том числе и точные координаты знаков, старта и финиша. Знание английского языка необходимо для всего процесса изучения правил соревнования и регистрации. Каждый вечер во время регаты, а также в дни открытия и закрытия в баре B.A.Y.K. проводятся тусовки с «живой» музыкой до ночи. Для Бодрума это нормально – он славится своей ночной жизнью. Но даже при богатейшем разнообразии программ в увеселительных заведениях никому не хотелось покидать марину. Для участника из северной (по отношению к Турции) страны будут важны несколько моментов. Во-первых, погода. В январе-феврале температура воздуха здесь порядка +110С; вода +160С. То есть, наличие «непромов», сапог и курток обязательно. Что касается ветра, то нам выпала особая честь: в первый день регаты ветер дул свыше 30 узлов с юга, хотя, по словам местных, это не характерно. Обычно в феврале в Бодруме дует «север» достаточно комфортной для яхтинга силы. Небо ясное, солнечно, без осадков. На воде достаточно прохладно, особенно в сильный ветер, но по городу можно спокойно ходить без куртки, ограничившись только «флисом» или кофтой. Второй момент – стоимость участия и вообще цен. Зима в Турции – не туристический сезон, поэтому всё достаточно дешево. Гостиницы пустуют, цены за чартер яхт на самом низком уровне. Чтобы принять участие в одной из регат Бодрума, экипаж должен сделать письменную заявку по электронной почте и оплатить кредитной картой взнос. Эта сумма не зависит от количества членов команды, а варьируется от длины яхты, составляя порядка 100 евро. Кстати, стоянка яхты в марине Бодрума на время гонок бесплатна для участвующих команд. Кроме «парусной программы» в Бодруме также есть и на что посмотреть. Бодрум – древний город. Первое упоминание о нём датируется V в. до н.э. Тогда это была столица Карии – богатый и знаменитый Галикарнас. Прогуливаясь по марине, сложно не заметить старинную крепость на мысе. Эта фортификация датируется XVI в. и была возведена орденом Ионитов из камней, добытых на месте находившегося рядом Мавзолея – храма царя Мавсола, одного из семи чудес света. Крепость неплохо сохранилась, несмотря на постоянные осады в течение её долгой истории. В городе есть также музей подводной археологии, где, в частности, находится большая часть Улубурунского клада. Осмелюсь высказать субъективное мнение относительно увиденного на Winter Trophy. Организация соревнования и парусная инфраструктура в Бодруме действительно находятся на высочайшем уровне. Но что ещё более приятно, так это сама атмосфера. Турецкие яхтсмены исключительно дружелюбны, очень общительны и доброжелательны. В их обществе отдыхаешь ещё и эстетически: было несколько очень симпатичных и очень сильных в спортивном отношении женских команд; все мужчины подтянуты и прекрасно экипированы. Возраст участников очень разный: от молодёжи лет двадцати до господ пенсионного возраста. Не менее приятно видеть отличную подготовку материальной части регаты. Большинство яхт-участниц оборудованы 3DL парусами от ведущих мировых производителей. Яхты находятся в прекрасном состоянии и полностью подготовлены к гонке, несмотря на сезон. Однако эта «обёртка» не должна пугать украинских участников. Лично пройдя дистанцию гонки, считаю, что любой опытный экипаж из Украины будет достаточно уверенно выглядеть на воде, соревнуясь с местными или иностранными гостями. Покажем, что в Украине, несмотря на "усилия" властей, ещё остались настоящие яхтсмены!

Фото – Альберт КАБАКОВ.

Информация о клубе B.A.Y.K., Бодрум, Турция. (на сайте есть календарь регат, документы соревнований и форма для обратной связи) info@bayk.net tel: +90 252 316 3385 fax: +90 252 313 4732