Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Какими бывают катера?

#------

Мы уже привыкли к мировой спецификации автомобилей – «хэтчбэк», «седан», «мини-вэн» и пр. Удобно ведь: один термин – и читатель уже представил, как машина выглядит и для чего предназначена.
Аналогичная спецификация существует и в применении к катерам с моторными яхтами. Впрочем, постоянный читатель «Фарватера» с ней уже частично знаком: «боурайдер», «экспресс круизер», «хард-топ»… Но, во-первых, знаком именно частично. Во-вторых, мы начали пользоваться этой терминологией на ходу, безо всяких объяснений. И, в-третьих, спецификация эта более обширная и не столь чёткая, как у автомобилей – даже спецы иногда сильно задумываются, к какому классу отнести плавсредство…
Наведём в мозгах порядок, воспользовавшись книгой Эрика Соренсена «Guide to powerboats» – несомненно, одним из лучших руководств по малым моторным судам. Естественно, что перевод мы сделали «творческий», по ходу комментируя описания с точки зрения украинского водномоторника.

Главред.

Если у вас уже был катер или моторная лодка, то наверняка имеется чёткое представление, что вам действительно нужно, а что не подходит категорически. Новичку придётся смириться с аксиомой: ни один из катеров не универсален. У одних судов прекрасная внутренняя планировка и отделка, но посредственный ход; у других – завидная скорость, но и шум, пронизывающий уши; на третьих удобно ловить рыбу, но небезопасно катать семейство и т.п. Поэтому каждый должен определиться, для чего, собственно, ему катер: для рыбалки, круизов (длинных, коротких?), дайвинга, купания, водных лыж и т.д.? Будете ли вы проводить большую часть времени в море или на реке, озере? Хотите ли проводить на борту недели, выходные или лишь по нескольку часов? Если придётся ночевать, подумайте, сколько человек вам придётся размещать. Именно ответы на эти вопросы и позволят хотя бы в первом приближении определить вид лодки, катера и моторной яхты, который подойдёт именно вам.

Басс-боут (bass boat)
Для басс-боутов (bass, англ. – окунь) характерен очень низкий профиль, малая осадка и огромный подвесник 130-300 л.с., длина обычно 18-22 фута (5,4-6,6 м). Могут достигать скоростей, более характерных для гоночных катеров – под 100 км/час (!), иногда даже больше. Благодаря широкому корпусу и малому углу килеватости они устойчивы на стоянке.
Эти катера обычно используют для рыбалки на внутренних водоёмах, где нет волны и относительно стабильна погода (очень редки дожди, как в центральных штатах Америки). Действительно: быстрая лодка оперативно доставит в облюбованный район, по всему периметру бортов для эффективной рыбалки нет никаких препятствий, а для удобства – вращающиеся сидения, троллинговый электромотор на носу, отделение для живой рыбы, эхолоты и фишфайндеры. Большинство бассбоутов строят из стеклопластика, хотя крепкие алюминиевые лодки также популярны.
(В Украине эти лодки весьма популярны, хотя здесь не принято вешать на них гроздья мощных моторов. Зато прагматичность в приложении к рыбалке – в большом почёте – ред.)

Двухконсольные (dual console)
Прекрасная компоновка для дневного отдыха семьёй: вся лодка от носа до кормы доступна для размещения пассажиров. В средней части по бортам установлены две консоли, между ними – проход из кормового кокпита в носовой. Именно носовой кокпит – одна из сильных сторон двухконсольных катеров, на лодке морского исполнения он всегда самоотливной. В нём обычно располагают V-образное сидение с рундуками внутри, проход между консолями закрывается «форточкой» ветрового стекла, благодаря которому кормовой кокпит защищён от ветра и брызг.
У большинства катеров рулевой пост расположен по правому борту, пассажирская консоль – по левому. Если катер длиннее 6,5 м, в пассажирскую консоль часто встраивается санузел.
На спокойной воде пассажиры в носовом кокпите получают удовольствие, но на волне им неуютно: амплитуда «скачки» здесь максимальна, а кокпит обычно мелкий (его самоотливное дно приподнято вверх относительно кормового). Понимая это, производители всегда крепят по периметру борта в носу прочный релинг и зачастую выдвигают консоли максимально вперёд, до минимума укорачивая носовой кокпит, что позволяет, таким образом, пересадить большинство пассажиров в корму.
Двухконсольники прекрасно подходят для рыбалки. Для этого убирается бимини, открывается проход и катер используется по всей длине.

Кадди (cuddy)
Компоновка кадди существует несколько десятилетий. Основной признак – короткий фордек (носовая палуба), покрывающий примерно треть судна, и большой кокпит.
Кадди – это испытанный временем малый семейный круизер. Фордек образует закрытое жилое пространство (отсюда и название от англ. cuddy – небольшая каюта). В ней обычно V-образный диван, высота которого позволяет сидеть. С ростом длины в кадди появляется портативный туалет (под диваном), затем шкафчики для одежды, а начиная с 7,5 м (длины лодки) – изолированный санузел (тоже сидячий). Если вы хотите вздремнуть в каюте с комфортом, то вам понадобится кадди не менее 7 м.
Фордек в комбинации со скошенным назад ветровым стеклом обеспечивают очень эстетичный вид. Ветровое стекло во всю ширину катера защищает рулевой пост и пассажиров в передней части кокпита. Планировка кокпита обычно схожа с боурайдерами и двухконсольными катерами: диваны (сидения), на моделях побольше – вэт-бар. В остальном, кадди уступает двум названным категориям по площади используемого пространства. Однако у него есть защищённое от непогоды уединённое пространство, что так важно в семейном катере.

Боурайдер (bоwrider)
Это близкие родственники двухконсольных катеров. Основное отличие: носовой кокпит обычно не самоотливной (попавшая из него под пайолы вода осушается электропомпой) и выложен ковролином так же, как и кормовой. Соответственно, высота внутреннего борта у боурайдера обычно выше, и на ходу сидеть там уютнее и безопаснее, чем в типичной двухконсольной модели. Но самоотливные (как минимум, в носу) двухконсольники считаются более мореходными, боурайдерам же в море лучше не высовываться.
И на ходу, и на стоянке на боурайдерах обычно используется вся длина корпуса, что очень кстати, когда семья пытается разместиться на относительно небольшом катере. К тому же с носа открывается великолепный вид, а обдувающий вас ветер приятно охлаждает и относит в корму шум двигателя – его практически не слышно. В носу обязательны релинги и поручни – чтобы на ходу за борт не свалиться. На больших боурайдерах под пассажирской консолью часто монтируют санузел.

Дэкбоут (deck boat)
Это палубные катера, которые отличаются низким и широким корпусом с небольшой килеватостью, а также максимально широким кокпитом, открытым от носа до кормы. Они ещё более подходящи для дневного активного отдыха семейством или дружеской компанией, но вместе с тем ещё менее мореходны. Их ареал обитания – спокойные реки и озёра.
Рулевая консоль обычно ближе к миделю по правому борту. Сидения располагаются по всему периметру палубы. Самые характерные детали обустройства: стационарные или раскладные сан-деки, носовые и кормовые трапы, бортовые и транцевые дверцы (для купания и выхода на понтон), холодильник, вэт-бар, санузел с туалетом и мойкой. Нередко – держатели удилищ, отделение для живой рыбы и ящик-садок.
Глиссирующий корпус и высокая энерговооруженность позволяет дэк-боуту (и кадди с боурайдером) буксировать воднолыжника, надувные бананы и пр. В то же время дэк-боут не сможет обеспечить столь комфортного ровного хода, каким отличаются более килеватые катера ран-эбаут схожей длины.

Центральная консоль (center console)
Это, пожалуй, самый подходящий тип малых катеров для морской рыбалки – а всё благодаря превосходной планировке. Главная привлекательность – комбинация длинного широкого кокпита и свободных широких бортовых проходов от носа до кормы. Забрасываешь спиннинг вперёд и затем, проходя с любой стороны вдоль борта на корму, вытягиваешь добычу на палубу. С 20-футового катера свободно рыбачат три или четыре человека одновременно.
В отличие от других типов катеров рулевой пост на стандартном катере с центральной консолью располагается дальше в корму. Рулевому здесь намного комфортнее, ибо в корме вертикальное ускорение на волне чувствуется меньше.
Центральная консоль достаточно высока, чтобы укрыться от ветра и брызг за ветровым стеклом. На ней обычно хватает места для необходимого минимума ходовой и рыбацкой электроники, а внутри довольно ящиков для хранения припасов. Здесь же на нержавеющей стойке обычно крепятся антенны, а также подстаканники для удилищ – борта остаются свободными. Часто стационарно смонтирован небольшой бимини, чтобы в ожидании поклёвки рыбаки не жарились на солнце.
Кокпит в морском исполнении обязательно самоотливной. По этой причине на небольших лодках он не очень глубокий и для безопасности ограждён трубчатым релингом по большей части периметра.
Несмотря на высокую мореходность и вместительность, катер не слишком комфортен для отдыха семьёй, тем более, что тентовка на лодках обычно не предусмотрена. Но рыбак-профессионал не променяет такую лодку ни на какую другую!

Вокэраунд (walkaround)
Представьте себе комбинацию кадди и катера с центральной консолью: последняя настолько большая, что вмещает небольшую каютку – это и есть вокэраунд. Каютку по-прежнему можно обойти по периметру, причём именно на уровне кокпита – палубы как таковой у этого судна, как и у центральной консоли, нет. (Именно в этом различие катера типа вокэраунд и палубы типа вокэраунд – по последней мы ходим вокруг рубки, но не внутри кокпита – Ред.).
Это катера с прекрасной универсальной планировкой, одинаково удобной для рыбалки, водных лыж, купания и круизинга. Катер достаточно безопасен для детей при скоростном круизе – даже в носу проходы достаточно глубоки и безопасны плюс развитый носовой релинг по фальшборту. Над центральной консолью обычно укреплён солидный бимини на мощных трубах – даже в жару в кокпите вполне комфортно. В зависимости от размеров катера в каюте размещается обычно V-образный диван с рундуком под ним, примыкающий санузел с туалетом и мойкой, небольшой камбуз с холодильником, мойкой и, возможно, небольшой микроволновкой. Солидное ветровое стекло защищает на ходу не только рулевого, но и всех сидящих близко к консоли. На корме – открытый кокпит, двигатель – поворотно-откидные колонки или подвесной.

Продолжение следует.

Редакция благодарит яхтенного конструктора Альберта НАЗАРОВА за рекоммендацию данной книги и помощь в её приобретении.