Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Дюймовочка» из блистательного семейства Рhantom (Fairline Phantom 40)

#Fairline

И правда: в ряду яхт с флайбриджем, которыми восхищались посетители прошлогодних бот-шоу в Лондоне и Дюссельдорфе, Phantom 40 была самой маленькой. Что, впрочем, не помешало ей тут же стать «звездой». А знаменитая фирма Fairline ещё раз убедительно продемонстрировала, как даже в мини-лодке талантливый конструктор вкупе с дизайнерами могут обеспечить комфортный простор и удивительную утончённость деталей и отделки. Словом, всё, чем так отличаются модели Phantom и Squadron.

Первый Phantom появился ещё в 1974 году. Именно он и принёс Fairline настоящий большой успех: фирма стала первой из английских яхтостроительных компаний, котировки акций которой появились на финансовой бирже.
Особо успешным стал Phantom 38, спроектированный Бернардом Олесински в 1990 году. При почти одинаковой планировке он выигрывал у ближайшего конкурента, Princess 40, во многих деталях. И вот перед нами Phantom 40, модель, отличающаяся рядом новых конструктивных и дизайнерских решений.
Одна из самых сильных сторон 40-го – совершенные обводы корпуса, хорошо сбалансированные по мореходности и скоростным качествам. Сильно заостренные носовые образования, резко выдающиеся параллельные реданы, широкая плоскость на линии скулы – это корпус "от Олесински". Яхты с таким силуэтом легко слушаются руля и очень мореходны.
Fairline, в отличие от конкурентов, позволяет независимым экспертам и журналистам яхтенных изданий самостоятельно проводить бот-тесты. Зимние старты 40-го на крупнейших выставках прошлого года не дали такой возможности. Зато суровыми оказались заводские испытания в штормовых условиях. Британские кораблестроители всегда помнят о том, что яхта, предназначенная только для комфортного отдыха, в море может попасть в крепкие переделки. И она должна быть надёжным мореходным судном. Отзывы первых же владельцев Phantom 40 подтвердили это.
Трудно оставаться лучшим среди себе подобных. Остаётся лишь отшлифовывать до совершенства достигнутое. Сравнительно с 38-м у 40-го основные размеры корпуса и энерговооружённость (соотношение водоизмещения и мощности двигателя) увеличились незначительно, в пределах 1,5-3,5%. Габаритная высота выросла в основном за счёт радарной арки и мачты на ней. Это, кстати, уменьшает от облучения радаром людей на флайбридже.
К двигателям, рекомендуемым для установки, прибавился более мощный Caterpillar в 385 л.с. Он обеспечивает скорость до 31 узла при половинной загрузке. Тут следует помнить, что Fairline зачастую приводит скромные расчётные скорости. При независимых испытаниях они обычно оказываются намного большими. Например, при испытаниях Phantom 43 (предшественника 40-го по модернизации модельного ряда) максимальная скорость оказалась на 1,6 (5%) узла выше приведенной в спецификации Fairline. Поэтому можно уверенно сказать, что из предлагаемых двигателей Volvo предпочтительнее будет мощный и современный TAMD 63P в 370 л.с. Он всего на несколько тысяч фунтов дороже, но обеспечивает максимальную скорость на 2 узла выше, чем 63L (318 л.с.). В то же время шумность двигателя на комфортной круизной скорости (почти максимальной для 63L) будет гораздо меньше. При этом топлива более мощный двигатель съест не больше, а запас мощности никогда не будет лишним.
Что правда, то правда: машинное отделение выглядит тесноватым. Но всё же для контроля и обслуживания двигателей места вполне достаточно. Уровень масла проверить легко, но вот с водой посложнее. Из-за того, что двигатели Volvo Penta не имеют контрольных расширительных бачков в системе охлаждения, приходится для пополнения открывать горловину, которая расположена не очень удобно – прямо под подволоком салона.

Нижний пост управления
На Phantom 40 он слегка приподнят и сдвинут в нос. Приятно, что высоты хватает для управления стоя – это даёт прекрасный обзор. Лобовое остекление снабжено «дворниками» со встроенными омывателями. Представляете, как это важно, особенно в штормовую погоду, при маневрах в стесненных акваториях и даже при швартовке, особенно кормой? Отличную видимость и контакт со швартовщиками обеспечат и быстро опускающиеся боковые стёкла по обоим бортам. Frameless – безрамная технология остекления – не только придаёт более элегантный внешний вид, но и увеличивает обзор с поста управления и из салона. На Fairline применили ее, только убедившись, что эта технология стала на 100% надёжной: ведь на продукцию Fairline не должно быть рекламаций.
Создаётся впечатление, что компоновка нижнего поста управления больше «северная», чем «средиземноморская». Оборудование поста продумано идеально. Выключатели специально уменьшены, чтобы поместились все на небольшой панели, оставив больше простора для дисплеев навигационной электроники. Все яхты Fairline снабжены приборами Raytheon 80-й серии. Наиболее часто применяется на Phantom и Targa комбинированный радар/картплоттер Raytheon Pathfinder. Он очень удобен тем, что при подборе близких масштабов дисплеев карты и радара на одном мониторе позволяет легко ориентироваться, быстро идентифицирует отражения радарного луча с объектами на карте.
Приборы электронного контроля Volvo Penta – в центре панели, их показания легко считываются с обоих сидений. Вообще все приборы управления и контроля расположены с учётом законов эргономики. Очень удобны и кресла, хотя подход к ним тесноват.
Пост управления на флайбридже по оборудованию почти полностью повторяет нижний пульт управления: три сидения удобно расположены, лобовое стекло хорошо защищает от ветра. В плоской нише слева от штурвала– место для путевой текущей карты. Отделение под ней отлично подходит для мелочей типа сотового телефона или перчаток.
Что же до палубного и вспомогательного оборудования, то достаточно отметить: оно – от Fairline. Вспомогательный генератор – Onan, самый бесшумный и надёжный на рынке, аудиосистема – Bose. А набор документов и инструкций по эксплуатации – самый полный и обстоятельный (такого описания вы не найдёте ни у одного из конкурентов).
Из дополнительного оборудования настоятельно рекомендуем телескопический кран-трап. По сравнению с 38-м его грузоподъёмность возросла со 150 до 250 кг – вполне достаточно, чтобы поднять тяжёлый гидроцикл или RIB.

Дизайн
Описывая лодки гениального Олесински, невозможно удержаться от превосходных степеней. И Phantom 40 исключения не составляет. Для судов такого класса формы его безупречны. Чистота линий доведена до высшей степени элегантности. Обратите внимание, какой рисунок создаётся сочетанием стремительных, летящих форм флайбриджа и корпуса, опирающихся на монументальность основания палубы. Белые росчерки конструкций словно парят над тёмными пятнами стёкол. А сами иллюминаторы напоминают гребень волны, высоко взлетевшей на корпус судна.
Первая площадка, на которую ступит нога счастливого владельца – это широкая платформа для купания. Её площади будет достаточно, чтобы водрузить на неё водный мотоцикл или катер.
Больше, чем у предыдущих моделей, и кокпит судна. На его открытом пространстве прямо-таки разлёгся длинный диван. Обычно он обшит либо белым винилом, либо непромокаемой тканью классической морской полосатой расцветки. Справа и слева по борту кокпита расположены рундуки для хранения оснастки.
Интерьеры помещений Phantom 40 поражают своим новаторством и эргономичностью, всегда присущей оборудованию высококлассной яхты. Но всё-таки наиболее кардинально в модели изменён салон судна. Как фактически, так и чисто визуально увеличена его площадь. Заметно выросла и высота потолка. В гостиной зоне царит большой П-образный диван. Отдыхать на нём с комфортом могут четверо. А ещё двое – напротив на диванчике, который слева по борту. Достаточно придвинуть его ближе к столу – и праздничный ужин накрывается на большую компанию! Для того, чтобы стол соответствовал ситуации, можно либо полностью разложить (для банкета), либо сложить пополам – для вечерних коктейлей.
Предметы мебели и интерьера яхты выполнены из клёна «птичий глаз». Его цвет несколько светлее и теплее привычного красного дерева, а фактура напоминает тёмный янтарь, наполненный пузырьками воздуха (эта порода дерева хорошо известна любителям бриаровских курительных трубок).
Слева от маленького диванчика находится стойка для оборудования. Раньше её большую часть занимал телевизор. Ныне он заменён плоским жидкокристаллическим экраном, а освободившееся место можно использовать для всевозможных мелочей.
Очень оригинально (и красиво!) на Phantom 40 решена проблема передвижения по широкому салону во время качки: в белой плоскости потолка по центральной оси салона сделано тёмное углубление, в котором укреплён деревянный поручень. Таким образом даже при сильном волнении на воде передвигаться из кокпита в сторону кают и кухни стало безопасно, а потолок украсился весьма эффектной деталью. Подчеркнём, что все предметы деревянной мебели на судне дополнены интересно оформленными элементами безопасности. Полки, шкафы имеют окантовку, которая не только украшает эти модели, но эргономически соответствует форме ладони.
Из гостиного помещения попадаем в две другие функциональные зоны салона. По левому борту яхты размещено всё оборудование кухни. Вдоль длины рабочего стола под иллюминатором – застеклённая полка для посуды. Она не только функциональна, но и очень хороша. Её окантовка, в сочетании с мраморной отделкой рабочего стола и прозрачностью стекла, – исключительная дизайнерская находка.
Справа по борту – пост управления, практически единственное рабочее место на борту. Никоим образом не отрицая его эстетических достоинств, всё же рекомендуем оценить в первую очередь эргономику рабочего места капитана. Ещё одно новшество в этой зоне – отделка потолка. Белый традиционный пластик над постом управления обит винилом. Такой штрих создаёт атмосферу уюта, невзирая на строгую функциональность этой зоны.

Каюты
На Phantom 40 они располагаются традиционно. Мастер-каюта – в носу яхты, гостевая – справа по борту, под постом управления. В их планировке и отделке виден полёт фантазии и тонкий дизайнерский вкус. Но и сами заказчики могут приложить руку к воплощению своей мечты. Цвет ткани, обивка стеновых панелей кожей – всё можно выбирать по каталогам, которые приятно озадачат вашего дизайнера обширностью ассортимента.
Комфортна и элегантна мастер-каюта. Широкая двуспальная кровать обрамлена изящными деревянными вставками. По внешнему периметру вставки и изголовье постели обиты мягкими валиками. Главное новшество: мастер-каюта стала больше. Для этого дверь вынесена дальше в коридор.
Каждой каюте на Phantom 40 соответствует своя туалетная комната. В обоих гальюнах – унитаз, умывальник и полноценная душевая кабина (прекрасная сантехника и лучшее оборудование самого современного дизайна). Туалетные комнаты одинаковы по размеру. Разница между ними лишь в том, что в мастер-гальюн можно попасть только из мастер-каюты, а во второй – из коридора между каютами.
Отдельного описания достоин флайбридж. Он словно летит в воздухе над корпусом судна, опираясь на изящный кронштейн. Радарная арка придаёт ему ещё большую динамичность. Обустройство флайбриджа опционно. Любая опция включает в себя большой Г-образный диван, стол, оборудование верхнего поста управления. Последнее настолько великолепно, что менять в нём вряд ли что-то захочется. А вот будет ли на вашем флайбридже гриль – решайте сами. Установка его возможна за счёт длины одного из раскладных кресел. Конструкция кресла останется такой же, но растянуться на нём, словно на кушетке, сможет только ребёнок или миниатюрная барышня.

Вердикт
Уже в который раз Fairline поражает яхтенный мир своими революционными решениями, воплощёнными в новом судне. Несмотря на небольшой размер, Phantom 40 отличается простором помещений, тщательностью проработки деталей и отделки, отличной мореходностю и надёжностью, которые свойственны модельному ряду Phantom и Squadron. Дальние переходы на такой лодке будут комфортны и совершенно не утомительны.