Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Давно хотелось построить водоизмещающий катер…»

#------

Лиха беда начало. Особенно если это начало – судостроительная верфь. Бывалые знают, как благие намерения по срокам, себестоимости и качеству грубо корректируются проблемами в тех местах, где их совсем не ждали. То смолы на формовку уйдёт больше в полтора раза, то согласование внешне несложных механизмов обернётся месячной головной болью, то сроки поставки вдруг увеличиваются втрое… Именно поэтому заказывать постройку нового судна на новой верфи – риск огромный.
Но у днепропетровской компании «МиК» все эти перипетии давно позади. Они вдоволь «натренировались», восстанавливая старые «Бореи» и «Нептуны» – точнее, создавая новые катера на основе корпусных «скорлуп» (начиная с полной замены гелькоута) с принципиально новым «наполнением» и оборудованием. Вот там и отработали полный цикл постройки, исключая разве что возню с матрицами. А «набив руку», взялись за более благородные суда…

Мы с Богданом – на одной из многочисленных днепропетровских водных баз. Нас встречают Эдуард КОВАЛЕНКО и Юрий МЕДВЕДОВСКИЙ – отцы-основатели «МиК». И сразу ведут на понтон, у которого мерно покачивается… вот это сюрприз! Высокобортный водоизмещающий катер-круизер в «голландском» стиле.
Синий борт, визуально разделенный благородным тросовым привальником. Белые рубка и палуба вплоть до схода в кокпит ограждены релингом (walk around). Весь на «молниях», пятисекционный синий (в тон корпусу) тент прикноплен по периметру к планширю, стоит как влитой – кокпит катера закрыт полностью и надёжно. Блестят полированной нержавейкой горн, поручни и якорный шпиль. А лакированные мачта клотика, обрамление лобового стекла и фрагменты комингсов подсказывают, что и в интерьере дерева в изобилии. Полукруглый же кринолин из реек дуба покорил окончательно! Габариты: длина по корпусу – 8,5 м, ширина – 2,5 м, осадка – около 0,7м.
А что за проект? «С ноля» делали?
Нет, тоже на основе «скорлупы». Ею послужил корпус 338-го проекта феодоссийского завода «Море». Наружный слой стеклоткани вместе со старым гелем снят, затем – четыре слоя стекломата на полиэфирной смоле, пять слоёв эпоксидного грунта, 4 слоя полиуретановой краски. Основа рубки – влагостойкая фанера. Вся укатана «стеклом» в пять слоёв, ошпаклёвана и покрашена по той же проверенной технологии.
А Регистр?
Проект реконструкции лодки утверждён, судно зарегистрировано, вот судовой билет – в общем, весь пакет документов.
Восхищённо осматриваю лодку. Кабы не угловатая рубка и визуально высокий борт – ни за что б не догадался о её «неблагородном» происхождении. Форма классического мореходного бота, обилие дерева, скрупулёзное исполнение каждой детали – всё свидетельствует: катер явно делался по образу и подобию голландских круизёров.
Через борт захожу в кокпит. Он «пустой»: кроме кормового дивана и рулевой стойки больше пока ничего. Под ворсистым ковролином – прямоугольный люк моторного отсека: 40-сильный Lombardini одиноко стоит в центре, для вспомогательных агрегатов вокруг мотора ещё вполне достаточно свободного места. Часть кормового рундука используется как аккумуляторный ящик, остальной объём – шкиперская кладовая.
Богдан тем временем всё допытывается:
Так вы этот проект в серию запускаете?
И да, и нет. Такое судно не серийное по своей идеологии. Оно не из глиссирующих мыльниц, которые меняют ежегодно, это – действительно катер для души. Соответственно и создаваться должно под конкретного владельца, со всеми его пожеланиями и предпочтениями. Это касается не только цвета обивки и фактуры зашивок. Тут и подбор дерева, и планировка помещений, и выбор силовой установки… Говоря по-умному, «полукастэм». В Украине подобных катеров практически нет. Вот и решили попробовать.
Конкретно это судно – экспериментальное. Мы на нём проверяем как саму концепцию, так и отдельные её элементы. Например, обрамление дверного проёма – тонированная ольха под полиуретановым лаком. А саму дверь именно сейчас переделываем – предыдущий вариант не понравился. В каюте преобладает липа, в мелкой отделке – дуб. Борта кокпита, как видите, обшиты бамбуковой планкой, лакированы. Для водителя делаем поворотное кресло. Остальная мебель планируется просто раскладная – либо деревянная, либо бамбуковая – чтобы кокпит быстро переформатировать во что душа желает. Здесь ведь не трясёт и не кидает, как на глиссере, можно спокойно расставить даже табуретки…

По ступеням спускаюсь в каюту. Как и предполагалось, внутри – царство дерева, мягких диванов и уютного ковролина. Вкратце: слева при входе – основание для камбуза, справа – туалетная комната (просторная, 0,95х0,95м), высота подволока в ней такая же, как и в салоне – 1,85 м. Освещение и вентиляцию обеспечивают шесть открываемых иллюминаторов (плюс пара вентиляторов типа «дорадо»). В центральный проход (2,60х0,97м) «просится» съёмный стол (тоже не готов пока).
Носовая «пулька» полноценной длины (1,9 м), ширина в основании – 2 м. Вдвоём будет просторно. Мягкие подушки по бортам, стильные плафоны с индивидуальными тумблерами – над каждой кроватью. Прямоугольное зеркало в носовой переборке.
Юра заметил повышенное внимание Богдана к внутренностям рундуков и днищу трюма:
Все пластиковые поверхности внутри лодки покрыты топкоутом – чтобы воду не брали при любых обстоятельствах. Самые неудобные в пользовании объёмы (например, за таранной переборкой) – забиты водоотталкивающим пенопластом и герметично заклеены. На миделе, под пайолами – баки сложной формы, ёмкостью по 135-140 л. Сварены из «гостовой» (АC 316, всё как положено!) нержавейки. Ближе к корме – топливный бак, далее в нос – для воды, третья ниша пока свободна. Под диванами тоже пока свободно – объёмы ждут указаний конкретного покупателя.
Не переставая рассказывать, Юра запускает двигатель:
Это уже второй – сначала был 20-сильный «Yanmar». Погоняли его и решили поставить более мощный – просто для запаса по мощности. Выписали 40-сильный Lombardini. Удачно: при 2000 об/мин. ход 7 узлов – для отдыха вполне достаточно, а расход топлива небольшой – за 10-часовые испытания спалили всего 30-35 л соляра.
Всё – двигатель прогрет, отходим.
На малой скорости лодка ведёт себя на удивление послушно – тут же реагирует на поворот штурвала, разворачивается почти на месте. Выходим на акваторию, начинаем дискретно добавлять обороты – снимаем скоростную характеристику (см. таблицу). До 2500-2600 об./мин. скорость растёт пропорционально, лодка идёт в типично водоизмещающем режиме – кормовой волны почти нет. Дальнейшее же повышение мощности (максимум, что мы выжали – 3160 об./мин.) при обычных условиях не имеет смысла – всё большая доля мощности в волну уходит. Запас мощности – исключительно для хода против сильного ветра и волны, либо же для буксировки.
Примерно та же раскладка по шуму в кокпите: если до 2000 оборотов в кокпите очень комфортно и мы нормально общаемся, то при 2500 – уже заметно повышаем голос. Правда, даже на максимальных оборотах шум несравним с таковым у глиссера, где друг другу приходится чуть ли не кричать, а через полтора часа езды хочется всё выключить и отдохнуть от гула и тряски. Сбрасываем обороты до комфортных 2000. Кэп поясняет:
На самом деле в окончательном варианте будет ещё тише, ведь звукоизоляция моторного ещё не закончена…
Курс держим, как танк – ни малейших виляний. На любой скорости попытка резко выкрутить руль дала один и тот же результат: судно уверенно, но плавно входит в манёвр, кренов вообще нет, а руль можно доверить даже дошкольнику – полная безопасность. Настоящий семейный крейсер.
Манёвр подхода кормой к пирсу выполнили легко и уверенно – управляемость на заднем ходу тоже похвальная.
Что ещё не выяснили?
За сколько будет построен следующий катер?
За год – вполне реально. Технология отработана, поставки налажены, опыт есть. Главное – интерес к такого типа судам. У нас ведь это в диковинку… Впрочем, мы считаем, что уже достаточно людей, которые вдоволь нагарцевались на глиссерах и поняли, в чём прелесть медленного размеренного плавания. Тех, кто хочет избавиться от тряски и шума, а взамен получить возможность познать окружающую нас природу – с быстролетящих катеров её просто не успеваешь разглядеть. Мы к этому давно пришли, потому и захотели построить водоизмещающий катер – для души!
Единственное, что хочется напоследок добавить: удачи вам, ребята! Вам и вашему детищу! И единомышленников, которые будут познавать прелести акваторий на точно таких же симпатичных судёнышках!

Фотографировал Богдан ПАРФЕНЮК.

«Фарватер» информирует: в компанию «МиК» можно написать или позвонить (+380-67-6334289).