Надеюсь, не возвратится время, когда маломерный флот Украины сначала прочно осел на берегу, а потом практически весь переехал на базы утильсырья. Оставшиеся единичные экземпляры «Казанок», «Прогрессов» и «Амуров», поддерживаемые на плаву титаническими усилиями своих владельцев, доживают последние дни. Лодочные причалы наполняются лодками и катерами нового поколения, отражающими современный мировой уровень малого судостроения. Универсальные корпуса уступили место специализированным по назначению: для рыбалки и охоты, кратковременных прогулок, скоростного драйва, для многодневных вояжей с повышенной комфортностью и автономностью. Пока преобладают импортные брэнды, но всё заметнее на водных просторах Украины суда отечественных производителей.
Если мы проанализируем состав отечественного флота малых моторных судов, то получится следующая картина: на Украине производятся прогулочные и рыбацкие лодки под подвесной мотор, открытые прогулочные катера (bowriders), палубные катера (deckboats), каютные катера (cuddies), скоростные спортивные катера и, наконец, моторные яхты. По непонятным причинам в этом модельном ряду отсутствуют круизные катера (cruisers).
Для продолжения разговора сначала определимся в терминологии. Итак, что же такое круизеры?
Это катера длиной от 25 до 29 футов, предназначенные для длительного отдыха и обеспечивающие своему владельцу домашний уют и комфорт благодаря наличию на борту: гальюна, душа, камбуза с мойкой, холодильника, мест для сна и отдыха экипажа. Увеличенные объёмы танков топлива и питьевой воды, а также рундуков для других видов снабжения должны обеспечивать значительную автономность. Мореходность должна гарантировать безопасную эксплуатацию в условиях крупных внутренних водоёмов и прибрежной морской зоны.
Среди любителей отдыха на воде, особенно семейного отдыха, намечается тенденция перехода от катеров, которые можно позиционировать как средства доставки к месту отдыха, к судам, которые, по условиям обитания, сами являются местом отдыха. Катера-круизеры по сути – это бюджетный вариант семейной моторной яхты. Кроме того они могут быть успешно применены для чартера на Днепре и его многочисленных водохранилищах.
В Украине этот класс представлен несколькими зарубежными брэндами, в основном со вторичного рынка, так как стоимость нового судна, растаможенного и зарегистрированного под украинским флагом, находится за пределами финансовых возможностей большинства потенциальных покупателей. Поэтому появление на рынке отечественного полноценного круизера своевременно и актуально.
А теперь перейдём непосредственно к катеру «Гладиатор», созданному конструкторами и судостроителями Николаева – колыбели отечественного судостроения.
Автор проекта – Лев Забурдаев, кандидат технических наук, доцент Николаевского национального университета кораблестроения, многочисленные разработки которого успешно реализованы в Украине и за рубежом. Производитель катера – яхт-верфь «Вокруг света», город Николаев. Вся продукция верфи – плод многолетнего творческого сотрудничества её коллектива с Л. Забурдаевым – это пять серийно выпускаемых типов яхт (плюс одна в стадии подготовки производства). В октябре 2009 года прошёл ходовые испытания и сдан заказчику головной образец катера «Гладиатор».
Общее впечатление от катера – это очень гармоничное и в то же время лаконичное и функциональное решение судна в целом. Довольно большая носовая палуба, ограждённая по всей длине мощным релингом, плавно переходит в изящную рубку, «увенчанную» панорамным ветровым стеклом с форточкой для выхода на носовую палубу. Обширный кокпит надёжно укрыт от ветра и брызг рубкой и ветровым стеклом. В кокпите имеется комфортабельное кресло рулевого с хорошей боковой фиксацией. Для пассажиров предусмотрены два дивана: трёхместный кормовой и двухместный по левому борту. По желанию заказчика в кокпите может быть установлен съёмный обеденный столик. Кокпит может частично или полностью закрываться ходовым тентом. Поскольку катер позиционируется как семейный крейсер, что предполагает присутствие на борту детей, особое внимание уделено безопасности пассажиров в кокпите. Кормовой диван обрамляет релинг, борта прикрывают релинги с прозрачными ветро- и брызгозащитными панелями. Все палубные поверхности нескользящие. Выход на носовую палубу возможен также через круглый световой люк. В корме смонтированы трапик и площадка для купания. Место рулевого обеспечивает максимальный комфорт на дальних переходах. Выполненные из красного дерева приборная и коммутационная панели, штурвал и обрамление входного люка придают солидность и особый шарм. Весь катер, включая окраску бортов, смотрится очень динамично и вместе с тем стильно.
Спускаемся в каюту и как бы погружаемся в тёплую, уютную атмосферу, которую создаёт внутренняя застройка из красного дерева, что совсем не характерно для импортных круизеров таких размеров – обычно там доминирует пластик. Здесь же пластиковый только подволок. Справа от входного трапа расположен санблок (прокачной унитаз, умывальник, душ). Над туалетом вмонтировано зеркало, что зрительно увеличивает внутренний объём санблока. Стены и пол декорированы кафельной плиткой – и функционально, и уютно. Умывальник врезан в крышку довольно объёмного шкафчика.
По левому борту находится камбузный блок с газовой плитой и мойкой для посуды. На борту имеется танк питьевой воды ёмкостью 100 л. Вода из него с помощью гидрофора подаётся на мойку и умывальник. Рядом с камбузом расположен вход в кормовую каюту с двуспальным диваном, расположенным поперек корпуса. В головах, (за счёт дивана в кокпите) внутренний объём значительно увеличен. Освещается и вентилируется кормовая каюта через иллюминатор, врезанный в борт.
В кают-компании на трубном пиллерсе установлен складной стол в обрамлении двух диванов. За стол одновременно могут сесть 5 человек. По бортам расположены шкафчики и полочки. Пространство под диванами используется в качестве рундуков.
Носовое спальное место отделено от кают-компании выгородкой. По желанию заказчика выгородку можно заменить сплошной переборкой со сдвижной дверью. В подволок врезан круглый световой люк. В носу могут поместиться на ночлег двое взрослых и один ребёнок.
В салоне размещены стереосистема, телевизор и радиостанция. Бортовая сеть 12В. Аккумуляторные батареи заряжаются от генератора двигателя или береговой сети 220В через автоматическое зарядное устройство.
В моторном отсеке установлен двигалель Volvo Penta 436Xİ 225 л.с. и топливный танк ёмкостью 150 л. Объём моторного отсека позволяет установить ещё один танк ёмкостью 150 л.
Впечатление от тест-драйва. Конец октября, Южный Буг, волнение 0,2-0,3 м, на борту четыре человека. Катер легко и быстро выходит на глиссирование. Ход на волне плавный, без «зубодробительной» тряски, килеватый корпус уверенно режет волну. Максимальная зафиксированная скорость – 58 км/час.
На месте рулевого чувствуешь себя комфортно: хороший обзор, штурвал и сектор газа и реверса «на месте», уверенная фиксация в кресле на поворотах. Пассажиры разместились на кормовом диване. Кокпит не забрызгивается и не обдувается. Разве что на бортовом диване необходимо предусмотреть боковую фиксацию (подлокотники). Пребывание в каюте во время движения достаточно комфортно с точки зрения полноценного отдыха подвахты на дальних переходах. Хорошая термо- и шумоизоляция. На стоянке четыре человека, рассредоточившись внутри катера, абсолютно не мешают друг другу. Видимо, это оптимальный экипаж в многодневных вояжах. Мощность двигателя, на мой взгляд, вполне достаточная для круизера. Для увеличения автономности целесообразно установить дизель.
В целом катер оставляет хорошее впечатление и, надеюсь, вызовет заслуженный интерес у любителей отдыха на воде. Блиц-резюме: «Гладиатор» элегантен, комфортабелен, надёжен.
Анатолий Лысенко.