Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Вся королевская рать, или Regal international event

#------

…Наш самолёт летел через океан вместе с заходящим солнцем и целых 5 часов я любовался фантастическим зрелищем в иллюминаторе: желтые, красные, багровые сполохи и всплески на фоне свинцовой облачности северной Атлантики сменяли друг друга, как в калейдоскопе! Такое вот эффектное природное шоу, словно увертюра в классической опере, стало для меня прелюдией к большому действу – Regal International Sales Conference. Как и 2 года назад («Фарватер» №6/2005), в солнечной Флориде собрались все участники дилерской сети компании (51 страна, на минуточку!) и журналисты ведущих водных изданий, чтобы осмотреть и опробовать на ходу всю линейку производимых катеров и яхт Regal (в переводе с английского – «королевский»).

Кратко для непосвящённых: Regal Marine Industries Inc., хорошо известная в мире крупная американская верфь, строит суда для отдыха и спорта, начиная с 1969-го. Её основные мощности – в Орландо (Флорида), несколько лет назад к ним прибавился цех в Валдоста (Джорджия). На данный момент в сумме это уже 58500 кв.м. производственных площадей. Общее количество рабочих верфи перевалило за 800. Собственное конструкторское бюро сделало около 95% всех технических разработок, среди которых есть уникальные (к примеру, обводы FasTrac, за которые верфь получила престижнейшую премию IMTEC). Компания по сегодняшний день остаётся семейным бизнесом – на смену основателю Полу Куку пришли его сыновья Дуан и Тим.
Покупатели (по результатам опросов и исследований, которые так популярны в США) не зря считают Regal качественным производителем: все закупаемые ингредиенты и материалы фирма тестирует в собственной лаборатории; корпус формуется вручную, с использованием биаксиальных матов и винилэфирных смол (так достигается высокая жёсткость ещё до установки всей «начинки» корпуса); готовые катера подвергаются продолжительному дождевому тесту в специальном резервуаре «Тайфун». Производство Regal сертифицировано по ISO 9002, что удалось немногим в отрасли. Компания создала свою собственную школу сервиса, где в обязательном порядке стажируются техники всех дилерских отделений. Достойна уважения открытость верфи: любой желающий может запросто позвонить в офис и заказать экскурсию по производству.
А ещё компания регулярно собирает «большой слёт семейства» для презентации своих новинок. В этом году действо проходило в городке Fort Myers на побережье Мексиканского залива.

О придворном этикете
Снова не могу обойти вниманием отличную организацию мероприятия в целом и работу «команды» Regal в частности. Начнём с того, что специально для Regal International Sales Conference были арендованы часть отеля/курорта и небольшая марина при нём, где ошвартовали всю линейку катеров Regal. Презентации, конференции и тест-драйвы проходили в двух шагах от «расквартирования» – что может быть удобнее?! Тщательно разработанную программу работы (почасово) каждый участник получил в виде заранее отпечатанного буклета, и она была соблюдена без единой накладки. Каждый вечер оканчивался дружеским ужином, непременно с участием руководства компании – общение в «семействе» всячески приветствовалось и стимулировалось.
Раннее утро, но в марине уже вовсю трудится «фирменная» команда Regal: к приходу первых «испытателей» (любого из дилеров или журналистов) катера уже расчехлены, помыты и заправлены, а их капитаны готовы по первому требованию отдать швартовы. Причём, они не только «баранки крутят» – каждый из капитанов мастерски проведёт настоящую экскурсию по судну, начиная с расположения и заканчивая демонстрацией возможностей на ходу. А ещё – готов ответить на любой вопрос.
В команде нет деления на «капитанов» и «муринг гайз»: если в гавань заходит катер, ближайшие свободные идут одерживать/швартовать без разговоров и выяснения, кто этим должен заниматься. Стоишь с потерянным видом у любой лодки, обязательно кто-то подойдёт: «Чем могу помочь?». В первый же день, когда я, только из аэропорта, ещё без бэйджика зашёл в марину, ко мне с этим вопросом подошёл Роб Мэй – исполнительный директор Regal. А один раз увидел, что даже вице-президент (!) не посчитал для себя зазорным проконсультировать обычного посетителя, когда «штатный» капитан отлучился. Как по мне, всё это достойно уважения и подражания.

Смотр королевской гвардии
Но перейдём к главному – осмотру и ходовым испытаниям катеров Regal. Безусловно, основное внимание я уделил новинкам, о которых скажу особо чуть дальше. А начну с «фамильных» качеств. Прежде всего – по типу обводов.
Линейка Sportboat (исключая модель 3350) выполнена с FasTrac-корпусами. А вот днища Express Cruisers и Sportyachts – с обводами OceanTrac. Об особенностях и тех, и других «Фарватер» писал неоднократно, а я поведаю исключительно об ощущениях за рулём.
Итак, общее: все корпуса отлично держат прямой курс даже при небольшом сбивающем волнении, никаких тенденций к «уводу» на всём диапазоне скорости. Точно так же одинаково надёжно выполняются плавные повороты.
Зато на резких манёврах на скорости разница существенна: если FasTrac выполняет их с хорошей динамикой (т.е., с незначительным торможением) и при этом великолепно «держит» воду (я на каждом катере пытался резко повернуть с отжатой колонкой – даже такая некорректность приводила к подсосу воздуха далеко не на всех моделях!), то OceanTrac реагирует на выворот руля с ленцой – скорость существенно падает, а привод то и дело хватает воздух (исключение – IPS, о нём особо). Но, с другой стороны, любые манёвры с OceanTrac выполняются с минимальным экстримом: катер практически не стремится завалить или выбросить за борт пассажиров, а при выходе и сходе с глиссирования изменение дифферента и рывки вперёд-назад тоже явно меньше, чем на FasTrac. Другими словами, обводы точно соответствуют назначению катеров: спортивное катание с лихими пируэтами для Sportboat или комфортный и безопасный во всех отношениях круиз на Express Cruisers и Sportyachts.
Даже солидные моторные яхты, не говоря уже о «спортботах», легко выходят на глиссирование менее чем за 10 секунд – американское понимание необходимой энерговооружённости налицо. Корпуса хорошо берут волну, резких ударов нет в принципе (с поправкой на отношение величины лодки к высоте гребней, конечно), разве что при падении на скулу – тут уж никуда не денешься.
Похоже, Regal окончательно распрощался с механической рулевой передачей – все опробованные мной штурвалы были снабжены гидроусилителями, катера с лёгкостью управлялись буквально «пальчиками», от такой рулёжки действительно получаешь удовольствие. Тем более, что все сидения регулируются по длине (под водителя) и снабжены больстерами: на швартовке и малом ходу очень удобно.
«Фишка» Regal – исполнение «window», ни у кого такого больше нет. Её недостаток – пропадает носовой сан-дек (хотя нужен ли он в таком размере?). Но насколько же визуально просторнее и светлее становится каюта – трудно передать. Действительно, отличная идея.

Августейшие премьеры
Что же в «семействе» принципиально нового? Конечно, каждый из дебютантов будет описан «Фарватером» индивидуально (все испытаны, изучены и зафотографированы), а сейчас коротко – о главном.
Прежде всего – серия FasDeck, введённая вместо снятого с производства Destiny. У обоих её представителей (2220 и 2520) непривычно агрессивные «рублёные» формы корпуса, расширенные носовые кокпиты (это ж ведь боурайдеры!) со сьёмными столиками и носовыми забортными трапиками; низкая плавательная платформа (кринолин), очень удобная для воднолыжников/вэйкбордистов; полноценный «сидячий» санузел в левой консоли – явная ориентация на активный выходной день на природе, с полётами по волнам, купанием, солнечными ваннами и буксировкой спортивно-увеселительных снарядов (для вэйкбордистов предусмотрен опциональный тауэр). Но самое, на мой взгляд, выдающееся – принципиально новые обводы, комбинация знаменитых FasTrac с… тримараном (точнее говоря, с очень развитыми скуловыми реданами). И, знаете, после их многократной (так получилось) «обкатки» я остался очень высокого мнения о FasDeck. На полном ходу они так же уверенно держат курс, хорошо маневрируют, мягко (с учётом размера, конечно) принимают волну и «держат» воду, как и FasTrac – на руле разницы не ощущается. А вот боковую волну, весьма опасную для большинства катеров, эти «тримараны» воспринимают гораздо спокойнее – обычного экстрима с резкими кренами нет и в помине. И на стоянке остойчивость, естественно, больше – тоже громадный плюс для загорающей компании. Эти катера подойдут как начинающим «водную жизнь» (достаточно безопасны на резких манёврах), так и «продвинутым» водномоторникам (поведение во всём диапазоне скоростей и динамика на манёврах достойны всяческих похвал).
Ещё одна новая серия – RS, катера с явно спортивным характером. Оценим её на примере обтекаемого (особенно на фоне «рубленых» FasDeck) красного 2200 RS. Катер приземистый и даже с виду очень стремительный, что подчёркивается резко скошенным и очень низким ветровым стеклом. В кокпите весьма просторно, обстановка лаконичная: 2 кресла и диванчик углом. Выхлоп выведен в борт – и потери мощности меньше, и двигатель урчит «по-гоночному», эдаким солидным басом.
Штатный капитан при выходе на ходовые испытания сказал кратко, но исчерпывающе: «No crazy, it’s for speed». И правда: катер не для резких пируэтов и прыжков с гребней, зато от ускорения и ровного полёта по водной поверхности действительно получаешь сумасшедшее удовольствие. На лаге – без малого 50 узлов, не шутка! «Заряженная» машина, ничего не скажешь, новичкам она противопоказана.
Но самая любопытная новинка – конечно же, новый флагман: Regal 5260. Солидный, высокобортный, он кажется визуально ещё больше из-за чёрного корпуса. Непривычный для больших моторных яхт дизайн с «рублеными» линиями корпуса и рубки, а ещё клиперштевнем. Да, в любой самой большой марине эта яхта наверняка будет выделяться из «толпы».
Итальянский дизайнерский подход очень любопытно сочетается с американским пониманием жизненного пространства. Европейская яхта, даже меньшего размера, имеет минимум три отдельных каюты. Но на 5260 их только две, зато они действительно высокие, очень просторные и мало чем отличаются от домашних апартаментов. Плюс не салон – полноценная гостиная, с просторным диваном, столиком (три в одном: журнальный-кофейный-обеденный) и здоровенным, прекрасно оборудованным камбузом (одних холодильников три секции!).
Лодка обеспечена всем необходимым для жизни на борту. Да, это не имиджевая тусовочная яхта для простаивания в марине – на 5260 наверняка будет жить супружеская чета, обожающая крейсировать из марины в марину и изредка принимать дорогих гостей (детей или лучших друзей). Об этом здесь говорит всё, включая большой телеэкран в салоне, на который легко выводятся данные картплоттера, радара и других приборов (например, если вы поставили на руль своего сына, а сами хотите прямо из салона контролировать безопасность судна), обилие элементов комфорта на электроприводах (кнопку нажал – спинка дивана выехала, или телеэкран спрятался, или хард-топ открылся…) и механике (потянул рукоятку – подножка шезлонга откинулась), отсутствие большого «тусовочного» кокпита… Но главное – выбор привода.

Техника, с которой дружит Regal
…Теперь самое время отвлечься на продукцию компаний-поставщиков. И в первую очередь – на IPS от Volvo Penta. Именно этот привод, дополненный джойстиком электронного управления, установили на 5260. И именно благодаря ему будущий владелец флагмана от Regal, по задумке инженеров, вполне сможет обойтись без наёмного капитана.
Для проверки я провёл «чистый» эксперимент: попросил капитана 4460 (он тоже с IPS) доверить мне швартовку. Ну, я не новичок, конечно, но всё-таки судно для меня абсолютно новое. Результат получился впечатляющим – тяжёлая лодка с лёгкостью поставлена «в стойло» без малейшего страха и сомнения. При этом совершенно не понадобилось просчитывать маневр наперёд (как обычно), учитывать снос ветром (а он был!) и т.п. – всё выполнялось «по факту», лёгкими отклонениями/поворотами джойстика и очень напоминало компьютерную игрушку.
Пробую привод на просторе. Что впечатлило больше всего: очень быстрая реакция на маневры в разные стороны – приводы под днищем разворачиваются мгновенно, задержка меньше секунды! Второе: управление очень лёгкое, двумя пальчиками (капитан всё посмеивался: «нежно, как с женщиной»). Чем сильнее отклонен джойстик, тем больше упор – не просто «включил-выключил», как обычные трастеры. Более того: можно двигаться в сторону и, одновременно, лёгким поворотом головки джойстика компенсировать разворот носа ветром.
Правда, с этим, как говорится, «есть вопросы». На 5260, у которой приводы смещены ближе к миделю, эта опция работает неплохо. А вот на 4460, где IPS-ы стоят на обычном месте у транца, обнаружилось, что при движении влево лодка одновременно очень легко поворачивается против часовой стрелки, но почти не поворачивается по часовой. Аналогично при движении вправо: по часовой стрелке поворот лёгкий, а против – вообще не смогла (т.е., нужно действовать переменными рывками: толчок в сторону-поворот-толчок-поворот. Но не одновременно).
Но это – частности, а факт остаётся фактом: любой человек с нормальным глазомером при помощи такого джойстика действительно сможет справиться с довольно большой лодкой практически один.
Ещё довод за IPS для судна с малочисленной командой: если отказал один двигатель, то на втором сохраняется полная управляемость (в отличие от вального привода, который будет с трудом поворачивать в одну сторону).
О технике: репитер приборов на основе любого телеэкрана, о чём я уже писал. Это Raymarine, серия Е. В дополнение к телеэкрану (любому, лишь бы с видеовходом) нужен только пульт управления «картинками» от Raymarine. Разумно.

Королевские мелочи
Из таковых отмечу, во-первых, прелюбопытный прозрачный материал, из которого на 5260 сделана тентовка кормы кокпита (яхта ведь «оупен») – нечто среднее между майларовой плёнкой и плексигласом. Материал (называется EZ2CY) достаточно жёсткий, но не ломается (мне продемонстрировали), не желтеет на солнце. Дополняется чёрной сеточкой, которая задерживает солнечные лучи, уменьшая нагревания под тентом на 25%.
Ещё: гидравлический подъёмник тендера/гидроцикла, который можно установить под кринолином большинства круизёров и всех яхт Regal. Припаркованное таким образом плавсредство не занимает полезной площади судна и спускается на воду нажатием кнопки.
Синтетическое покрытие, заменяющее тик – Flexiteek. Пробовал на нескольких круизёрах – действительно не скользит. Но я всё-таки спросил у представителя компании-производителя: почему же покрытие на корме Nord Star 31 («Фарватер» 5/2006), намокнув от дождя, скользило так, что персонал марины в Ильичёвске боялся на борт зайти? Ответ: его (покрытие) нужно процарапать средней наждачкой вдоль «волокон», это резко повышает сцепление. И показал на примере. Я убедился – не скользит.
Обратил внимание, что кокпитные и каютные столики на всех новых Regal-ах теперь делаются из тикового массива. Практично и благородно.
Комплектация – весьма щедрая, снова-таки по-американски (чтобы купил – и сразу пользоваться): обычно в стандарте и горячая вода, и плиты с микроволновками, и «разноформатные» (DVD, MP3, MPEG и пр.) плееры…
В лодках нигде не обнаружил незащищённых торцов пластика, торчащих шурупов, «замаскированных» недоделок. Даже внутренние поверхности рундуков – или в ковролине, или в гелькоуте; крашеного (тем более голого) стеклопластика тоже не увидел. Лючки на пневмоупорах, открытые двери на держателях… Всё сделано добротно.
И последнее: во всех лодках, будучи на ходу, мне приходилось и фотографировать регулярно. Так вот, при этом я свободной рукой интуитивно всегда находил поручень – безопасность.

Улетал я из Fort Myers, ещё раз укрепившись в давно сформированном мнении: Regal – действительно толковые американские катера, сделанные со знанием дела и должным уровнем качества. Ручаюсь, ибо сам проверял.