Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Викнес 830

#------

Продолжу отложенный (с весны) репортаж о ходовых испытаниях крепких и прагматичных катеров-мореманов маленькой норвежской верфи. На очереди – 830-я модель, которая принципиально очень похожа на уже описанную 880-ю. Именно поэтому я не раз повторюсь (да простят меня читавшие материал в №3/2007), поскольку в аудитории наверняка немало «новеньких».

Итак, всё тот же джентльменский набор: высокий борт с имитацией клинкерной обшивки, острый штевень, широкая носовая палуба, очень просторный незагромождённый кокпит и широкая приземистая рубка с обратным наклоном ветрового стекла. По дизайну – маленький траулер, очень популярный в Скандинавии и столь же непривычный (пока) в наших водах. Рядом с 880-м наш сегодняшний «подопытный» смотрится близнецом (вплоть до исполнения «Sjark») – лишь рубка чуть короче да декоративной вентиляционной решётки в кормовой части борта нет.

Прогулка по палубе
Начнём с носа. Его ограждает мощный и высокий релинг (декоративных по исполнению деталей здесь не найти – северные традиции судостроения обязывают), столь же солидные швартовные утки. Разрез в ограждении позволит с удобством зайти на нос с пирса, а ширина и рифление палубы помогают чувствовать себя здесь вполне уверенно даже на качке – проверил. Якорный ящик с дренажом – само собой.
Над полубаком (в котором большой люк с вентилятором) нависает козырёк рубки. Ветровое стекло разделено на три секции (каждая – с персональным «дворником») и лишено всяческих изгибов. Тоже ведь прагматично: вдруг-таки разбили – менять часть, а не всё сразу, и прямое стекло можно в любом захолустье найти, а вот изогнутое пришлось бы неделями ждать от «фирменного» поставщика.
Бортовые проходы (здесь конечно же walk-around) не широкие, но ходишь по ним без опаски: поручней хватает и лодка остойчивая (почти не кренится в сторону стоящего на борту). А антенную стойку (нержавейка) можно быстро завалить, чтобы уменьшить подмостовый габарит.
Кокпит очень большой и абсолютно свободный от всяческих диванов – ставь, что хочешь. Рыбак обложится подсакой, ящиком с блёснами и банками с наживкой, а главное – оценит, что к бортам и корме свободный доступ. Отдыхающее семейство поставит в центр раскладной стол и такие же стульчики по периметру (сейчас этого добра в магазинах валом, по смешной стоимости). Развесёлая компания в солнечный день просто бросит на пайолы (пол «по-морскому») пару матрацев – загорай, купайся, пей пиво. А чтобы оно не нагрелось, здесь рундук с дренажом есть – перед выездом сюда банки вперемежку со льдом забрасывают (прямое его назначение, конечно же, – садок для рыбы).
Под большими лючинами, кроме двигателя, обнаруживаются знатные «шкиперские» объёмы, где все эти складные стулья-столы и другая снаряга (вплоть до «надувнушки») запросто поместится. А в закрытом состоянии пайол можно хоть из брандспойта поливать: люки водонепроницаемые, их уровень выше ватерлинии, а вода стекает в шпигаты за борт – что может быть практичнее при всяких «грязных» работах?!
Через мощную калитку выхожу на неожиданно основательный (по ширине) кринолин. «Купальный» телескопический трапик, добротные поручни, ниша с душем, тик под ногами – лаконично и вполне исчерпывающе. За поручень поверх транца не только держаться удобно – мы туда кранцы «по-боевому» подвязывали.
И снова не удержусь от комплиментов придумавшему «гармошечную» тентовку. Судите сами: «крыша» над кокпитом ставится буквально за секунды, стоит только раздвинуть бегающие вдоль лодки по алюминиевым рельсовым профилям каретки с собранным у арки полотнищем. Пристегнул молнией – всё, герметично. Начало задувать – быстро крепятся и боковины в любой желаемой конфигурации (можно поставить только стенку или всё, кроме кормовой части). А закончился дождь – так же лихо (одним движением!) «крыша» собирается снова у арки. И ещё вариант, который есть только на Viknes-Sjark: в солнечную, но ветренную погоду можно комфортно загорать, оставив затентованным периметр, но убрав «крышу». Эта же опция просто незаменима, если в людной марине хочется изолироваться от праздношатающихся, оставаясь на открытом воздухе.
Тентовка, жёстко стоящая между рубкой и кормовой аркой, очень устойчива по определению – никаким ветром не расшатать. А главное – объём, который внутри получается: большая комната в полный рост. Пожалуй, единственный минус конструкции – арка будет мешать рыбакам при забросе спиннингов.
Тент сделан солидно, с большими прозрачными окнами, вентиляционными отдушинами, клапанами напротив уток и отдельной «дверной» секцией над кормовой «калиткой». На ходу можно снять лишь один из двух бортовых фрагментов – даже на швартовке доступ с борта более чем достаточный.
Возвращаемся в кокпит. Слева от входа в салон – рундук для газового баллона, справа – высокая стойка с дублирующим постом рулевого (ещё одна особенность всех катеров Viknes – двойное управление). Оборудован он предельно лаконично: штурвал, газ/реверс, джойстик подруливающего устройства и отдельная рукоять «газа» для малого хода – для троллинга. Внутри рулевой стойки – сушилка для одежды. А под козырьком рубки – галогенный осветительный плафон.
Дверь в салон обычная (в смысле – не сдвижная), в открытом положении фиксируется магнитом.

«Пойдёмте в номера»
Высота в рубке – 1,9 м, очень светло: остекление почти по всему периметру плюс большой подволочный люк над рулевым. Планировка салона: справа в корме камбуз, ближе к носу – рулевой пост, а слева обеденный уголок, сдвинутый в нос помещением санузла. Исполнение разительно контрастирует с пластиковым кокпитом – здесь царят тёплое дерево, благородные обивки, ажурные занавесочки.
Итак, слева у входа – дверь в санузел. Высокое светлое помещение, морской электрический туалет, небольшой умывальник (горячая/холодная вода), душ, полочка, зеркало. Всё в полный рост и локтями не бьёшься – вполне просторно. С вентиляцией тоже полный порядок: окошко «в корму» открывается.
По правому борту – камбуз. Двухконфорочная газовая плита, большая мойка, под ними вся тумба отведена под полки и ящики. Плюс рундуки под сидением и в борту (под столом) – объёмов должно хватать. Холодильник (большой, надо отметить) размещён под сидением рулевого.
Пост управления устроен по тому же принципу разумной достаточности, как и вся лодка: элегантный деревянный штурвал, ручки управления в нише правого борта, приборы на панели перед глазами, под подволоком укреплены радиостанция и монитор радара-картплоттера. Его экран, как и на других моделях верфи, хорошо контролируется с обоих постов управления.
А кресло рулевого (удобное, с боковой поддержкой и регулировкой «под рост») можно на стоянке развернуть «лицом» к столу (он напротив), в результате за обеденным уголком сядут пятеро. Правда, сам стол нешикарных размеров, как для большой трапезы. Зато на ночь здесь можно «смастерить» (стол опускается и подушки ложатся) дополнительное двойное спальное место (короткое – для детей).
Обычная на «скандинавах» панель обогревателя, дефростер, плафоны освещения – вот, кажется, и всё про салон. Шагаем вперёд-вниз – в каюту.
В её мидель-части (под обеденным уголком) с комфортом устроится пара. В её распоряжении – плафон освещения и солидная двойная полка для вещей и мелочёвки. «Изолируется» шторкой.
Ещё одно «стопроцентное» место – на верхней поперечной лежанке в носу. По ширине она двойная, но сужение носа «крадёт» длину – годится только для ребёнка. Ещё один нетучный гость может лечь на диванчике вдоль левого борта, но, откровенно говоря, здесь узковато. Именно поэтому пространство под носовой лежанкой может быть и закрываемым рундуком (это при заказе оговаривается) – тогда для припасов места на борту добавится, зато количество каютных спальных мест уменьшается до трёх. Тут уж кому что важнее.
Над поперечной носовой лежанкой – большой люк, который позволит не только хорошо вентилировать катер, но и послужит аварийным выходом в случае чего. А по правому борту, под постом рулевого, смонтирован приличных размеров шкаф с отделениями «под плечики», полками для одежды и бортиками по верху – для всяческих мобилок, ключей и другой мелочёвки.

«Полный вперёд!»
Двигатель (Yanmar 4LHA-DTP, 184 л.с.) заведен, выходим из марины. На борту нас трое, плюс полный бак горючего. Погода «тестовая»: ветер на порывах 7-8 м/с, короткая волна до полуметра, иногда срывается дождь.
Если коротко, катер верен семейным традициям Viknes – настоящий моряк. Мне приходится снова повторить то, что уже писал обо двух других моделях. Ход ровный и комфортный, корпус мягко встречает даже приличные по высоте волны (небольшой толчок плюс куча разлетающихся брызг). На руль можно садить и новичка: даже резкий выворот руля на полном ходу не создаст никакого «экстрима», катер почти без крена входит в разворот, винт никогда не «хватает» воздух, на занос кормы нет и намёка. Всё это – преимущества вальной схемы в открытом море (а ещё – меньший риск при движении задним ходом или «наскоке» на мель: винт занесён под корпус, защищён килем и мощной нержавеющей шпорой). Недостатки её тоже очевидны и проявляются при швартовке: на малых оборотах слабая отзывчивость руля и занос кормы на заднем ходу. Правда, именно 830-й до странности мало подвержен этому – несколько раз проверил. Но в любом случае, если предстоит постоянно маневрировать в тесной марине – заказывайте два подруливающих устройства.
Испытания продолжаются. На глиссирование катер вышел за 12 секунд. При этом дифферент, который появляется в начале разгона, не меняется на всех скоростях (именно потому момент выхода на глиссирование определить непросто) – «морская» походка. Разогнались до 20 узлов, причём против волны. Но вряд ли с этим двигателем на глади удастся выжать больше 22-х – комплектация явно «рабочая», а не «драйвовая» (а зачем она рыбаку или круизеру?!).
Именно в нашу погоду видно, в чём прелесть обратного наклона ветрового стекла: оно меньше забрызгивается, вода не течёт вниз сплошным потоком, гораздо меньше слепятся солнцем глаза и стекло не отражает переднюю часть торпедо. Всё, что на стекло попадает, тут же решительно сметается мощными «дворниками». Обзорность отличная, небольшая «мёртвая зона» только слева-сзади (именно здесь панорамное остекление перекрывается санузлом) да при постановке боковин тента в корме появляются «мёртвые зоны».
Рулится катер в удовольствие. И, конечно же, очень удобно, что управлять можно с двух постов, причём при смене поста не приходится даже мотор на нейтраль ставить. На длинном переходе и в плохую погоду – рулим в каюте. А если в солнечный день хочется «на свет божий» или швартуемся – рулим из кокпита. Достаточно подвести катер правым бортом к понтону и, перегнувшись, заложить швартов – манёвр запросто выполняется в одиночку.

Послесловие
Очень удачное и многоплановое судно. Рыбалка, охота, семейные круизы, уик-энд с друзьями – всё это на 830-м будет в удовольствие. Ограничение только в количестве спальных мест: не более 3-х взрослых (если с комфортом). Зато каждый из них может прихватить по ребёнку – всем удобно будет. А главное: катер мореходный, удобный и безопасный – именно таким и хочется пользоваться…

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Viknes в Украине – компания «Фьорд-Марин».