Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Бустеры»-рыбаки

#Buster

Я уже не раз писал, что финнов и украинцев роднит страсть к рыбалке. А потому, испытывая новые модели Buster на Finnboat Floating Show 2012, держал в уме их приспособленность к этому мужскому хобби. Тем более, сами компоновки на это наталкивали…

Из шести Inha Works, представленных на испытаниях, четыре были Pro-серии. Т.е. в максимально «неубиваемом» исполнении, эдакие «боевые кони», практически не требующие ухода и заботы. А это особенно ценят профессионалы, в частности рыбаки. С Pro и начнём.

Buster Lx Pro
В корпусе длиной 5,04 м и шириной 1,98 м минимум "мебели" – лишь рундук в корме, двойное сидение рулевого и консоль в центре. Иными словами, в распоряжении экипажа оба кокпита и доступ к борту по всему периметру лодки (что так ценят рыбаки). Чтобы и к транцу подходить вплотную, рундук (он же кормовое сидение) не доведен до бортов. Мощные нержавеющие поручни почти по всему периметру – безопасность (у финнов с этим строго) и основание для крепления стаканов-держателей спиннингов.
На ходу здесь рассядутся пятеро: двое за рулём, двое на корме и один на сидении перед консолью. Рулевое кресло может быть и "стоячим", стоит лишь откинуть сидушку к спинке. Складские объёмы: большие рундуки в консоли и на корме плюс небольшие шкиперские в кормовых ступенях и в носу. Под ногами – алюминиевый пайол с нескользящей насечкой: судно не боится грубых мужиков в "кирзачах", в него можно грузить поленья или мешки с углём. Изьян вижу лишь один: гремящая палуба (шум отпугивает рыбу). Но, как по мне, проще перед рыбалкой бросить под ноги каремат, чем пытаться уберечь ковролин (как на "американцах") от грязи и влаги (рано или поздно он заплесневеет от осенних дождей…).
Центральная консоль (также металлическая) довольно узкая (у обоих бортов остаются широкие проходы), в приборную панель строгого дизайна врезан неожиданно большой дисплей (чартплоттер + эхолот). По периметру стекла – ухватистый поручень. Не хватает только дворника (опция, на нашей лодке не установили).
На ходу катер ведёт себя сообразно размеру – перед большими волнами приходится сбрасывать газ. Просто физика. Но в днепровских условиях почти везде можно будет смело лететь полным ходом – "глубокое V" исправно смягчает удары, а на гребни побольше лодка весело выпрыгивает. Инженеры Inha Works нашли хороший баланс полноты и килеватости носовых обводов, наряду с комфортным ходом гарантирующий и безопасность (зарыться в волну – шансы минимальные). На манёврах корпус неплохо "держит воду" и не зарыскивает, на поворотах динамично кренится. Никаких лишних звуков (дребезг, лязгание) я не заметил.
Напоследок: консоль в центре лодки – не догма. На соседнем понтоне был ошвартован такой же Lx Pro, но с консолью, сдвинутой вправо. Так владельцу показалось удобнее, а верфь достаточно "гибкая", чтобы его просьбу удовлетворить.

Buster XL Pro
Именно это судно – безусловно, уникальное! – выставили на Finnboat просто в качестве примера, насколько легко Buster можно "кастомизировать".
Владелец данного XL Pro – спортсмен-профессионал, проводящий на рыбалке порядка 200 (двухсот!!) дней в году. Отсюда и "фарш" лодки: держатели удилищ, бесчисленные кассетницы с блёснами, крепления для инструментов, поддон с линейкой (сразу же длину рыбины прикинуть), якорь с концом-лентой на катушке под руками… Все сидения сняты, даже рулевой управляет стоя (!) – максимальный рабочий простор. Зато на консоли закреплены сразу три большущих дисплея (фишфайндеры/чартплоттеры) плюс карта под большой прозрачной крышкой (дождь ей не страшен). Предельный прагматизм. Ценители из числа моих коллег восхищённо цокали языком.
Впрочем, профессионалов такого уровня единицы. Гораздо больше желающих половить рыбку, не лишая себя комфорта. А при случае и семью покатать.

Buster XL
В смысле универсальности, наверное, самая подходящая компоновка – двухконсольник. Хороший пример – новый XL.
Впрочем, "новый" – это условно. Inha Works крайне редко решается на "революционные" новшества: она исповедует классический финский путь развития («От хорошего – к безупречному!»), постепенно, из года в год "вылизывая" свои лодки. Иной раз "новую" модель от "старой" непросто отличить даже специалисту.
Вот и XL изменилась лишь в деталях. А именно: корпус удлинился на 30 см, на корме добавлены очень практичные алюминиевые ступени-рундуки, полностью переделаны консоли и дверь в носовой кокпит. А ещё со скул исчезли привычные брызгоотбойники. Андерс Куртен (Brand and Product Development Manager of Fiskars): «Они не нужны – кокпит и так не забрызгивается. А без них ход мягче».
Подробно эту лодку я изучал в Хельсинки ("Фарватер", №5/2011), вкратце напомню основное. В носовом кокпите – привычная алюминиевая палуба над шкиперским рундуком, остальное же пространство (до консолей) можно оставить свободным (перед рыбалкой), а можно дополнить двумя съёмными сидениями: одиночным у правого борта и длинным двойным – у левого. Сидения – прагматичные полиэтиленовые ящики с мягкой крышкой (поверх можно дополнительную подушку на кнопках пристегнуть). Под ногами – рифлёная ламинированная фанера.
В объёмных консолях устроены рундуки, перед седоками – подножки и подстаканники. В левой консоли удобный рундук под крышкой, в правой (рулевой) – здоровенный дисплей (фишфайндер-чартплоттер) и плюс пара электронных циферблатов (полный контроль всех ходовых и моторных параметров).
В корме привычный диван во всю ширину кокпита, с откидными участками у бортов (чтобы открыть ступеньку для входа с кормы и не топтать подушку). Под сидением – большой рундук, за спинкой – хранилище для тента с дугами. Справа-слева от рецесса – уже привычные алюминиевые ступени со шкиперскими рундуками и забортным трапиком.
На ходу ветровое стекло надёжно укрывает всю семью от ветра, перед дождём от ветрового стекла до рецесса ставится сплошная "кабина", в полуденный зной её боковины можно снять и оставить только бимини. Носовой кокпит на ходу – очень ёмкий грузовой отсек, на стоянке же – вотчина рыбака со спиннингом.
Чем больше лодка, тем комфортнее она на ходу в одинаковых условиях. Для XL речные участки – не проблема в любую погоду, ощутимая волна может встретиться только на больших разливах. Брызги от гребней (средний ветер в открытом с моря заливе) проносятся мимо сидящих. Лодка мало чувствительна к изменению дифферента: при пересадке пассажиров скорость (37 узлов с Yamaha 115 и двумя седоками) не меняется. На этом судне уже можно выбраться и подальше – даже часовая езда вряд ли будет утомительной.

Резюме
Лучшая характеристика "Бустеров" – всё возрастающее их количество на украинских акваториях. Наши рыбаки быстро оценили мореходность, практичность и надёжность финских лодок. Не пугает даже внушительная цена – действительно, качество того стоит. Осталось только внимательно присмотреться к моделям и их модификациям, чтобы выбрать судно не "как у соседа", а действительно соответствующее своему стилю рыбалки и отдыха. Выбирать же есть из чего.

Фото автора и Kari Wilen / Oy Sea-Kari Ab.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Buster в Украине – компания «Яхтинг-Украина».