Слова этой песенки из мультфильма «Летучий корабль» я вспоминаю в последнее время всё чаще и чаще.
Мечта
В детстве она была у всех! У каждого – яркая и неповторимая. Мелкие детские мечты сбываются. Но появляются новые, растут вместе с ребёнком. И вот рождается та единственная Большая Мечта, с которой человек не расстаётся всю жизнь, независимо от того, сбудется она или нет.
Я тоже мечтала, и как все дети – "по-крупному"! Тогда я точно знала, что для счастья мне нужно всего три "маленьких" условия… Нет, не угадали! Не принца на белом коне, и не полцарства. Всего лишь требуется лошадь (желательно вороной масти), малюсенький замок на берегу моря или, в крайнем случае, затерявшийся среди лесов и гор на берегу чистого озера, и ЯХТА. Все вокруг дружно твердили, что это глупо, нереально и чудес на свете не бывает.
Зачем мне нужна была яхта – не знаю. В Полтаве нет моря, даже моторная лодка редкость. Только кораблики с парусами, которые мы каждую весну пускали в ручье. Наверное, книги и фильмы сделали своё дело.
Первое чудо свершилось в 17 лет – в моей жизни появились лошади! Общение с этим умным животным не сравнится ни с чем! Для меня лошадь – это ветер, скорость, но в первую очередь СВОБОДА. Когда несёшься вскачь по полю – ветер свистит в ушах, ты летишь легко и свободно, как птица.
Наверное, про яхту можно сказать то же самое. Но мечта о ней (ну хоть взойти на борт!) была несбыточной, в моём положении просто нереальной.
И вот я приезжаю в Киев учиться. А яхты тут есть. И (главное – о-о-очень захотеть!) я оказалась в нужное время в нужном месте. Помните «Приключения капитана Врунгеля»? Ситуация один в один! Совершенно случайно меня приглашают "Фуксом" на яхту, которая принимает участие в регате «Кубок Днепра». Несколько недель ожидания старта были просто невыносимы. И вот она, регата: паруса, яхты, и ты просто не веришь своему счастью!!! А потом были яхтенные курсы, вручение сертификата рулевого 2-го класса и… всё. Я опять осталась наедине с Мечтой и обстоятельствами.
Нет, есть ещё Интернет. Регулярно попадается информация о чартерных круизах – отдыхе на яхте с экипажем. Вроде хорошо, но… после регаты быть просто наблюдающим пассажиром?.. И вдруг весной этого года обнаруживаю информацию об организации в конце октября учебной «Флотилии» в Турции. Будут проводиться тренинги: отход/подход, постановка на якорь, работа с тузиком и пр. Вот то, что мне надо! И тут… снова обстоятельства.
Незаметно подкралась осень. Сезон удался на славу: поход на велосипедах по Керченскому полуострову, затем по Болгарии (тем более, я впервые выехала за пределы Украины с её "покращеннями"!), конноспортивный детский лагерь в Луцке и осенняя приключенческая гонка «Х-Крым». Чего ещё желать, кроме тёплого "бабьего лета" и снежной зимы!?
И снова в мою жизнь вмешался Интернет. На связь вышел мой друг, неугомонный Богдан: «Еду в конце недели в Турцию. Флотилия стартует 22 октября. Хочешь с нами? Есть место на яхте». Хочешь??! Да не то слово! И ничего, что сегодня вторник, а вылетать надо уже в пятницу. И ничего, что надо за это время отвезти ребёнка и собаку в Полтаву и вернуться назад. И деньги отложены совершенно для других целей. Ээ-эх! Заработаю ещё. Ведь второго такого шанса может не быть. У меня всё получится!!!
И всё получилось. Я выехала на день позже всей группы. Сначала было просто страшно. Ведь нужно добираться до места старта одной, через незнакомую мусульманскую страну (самолёт, автобус, потом маршрутка). А моё знание английского языка немногим лучше турецкого (которого я вообще не знаю). По сравнению с этим Болгария родной показалась. "Добраться до места старта" было отдельным Приключением, и оно мне понравилось. Огромное спасибо от "чайника" Богдану: в ночь перед отъездом он написал подробнейшую инструкцию «Как доехать из Киева до Мармариса». А на нём ещё лежала организация всей «Флотилии»…
Мы взрослеем и перестаём верить в сказки. Как мы не правы! Любой человек может попасть в сказку. Со мной это было, и не раз. Просто у каждого сказка своя!
Турецкий квест
Вылет задержали на час. Что ждёт меня в незнакомом Стамбуле? Ведь я прилечу, когда начнёт темнеть! Но у меня есть «Инструкция» и распечатанные карты предполагаемого места высадки "десанта", т.е. меня. С ними добраться до объекта под магическим для меня названием «Pupa-Marina» сможет и ребёнок.
Аэропорт в Стамбуле – турецкое метро – автостанция. И вот я в автобусе, который плавно шуршит по отличным турецким дорогам. Утром буду уже в Мармарисе. Но что это? Пробка?! Я такую вижу впервые. Сужение дороги с 16 рядов в два! Но самое интересное: городские автобусы едут беспрепятственно по отдельным полосам, ограждённым забором. Не президенты мчатся по "выделенке", а простые люди в городских автобусах!!! Я была потрясена до глубины души. А к концу поездки почти готовилась принять мусульманство и остаться в Турции, но вовремя передумала и вернулась домой. Вспомнила анекдот: «…А ты не путай туризм с иммиграцией!..»
Утверждают, что Мармарис – самый красивый город на юго-западе Турции. Его большая бухта со всех сторон защищена горами и сосновыми лесами. Три тысячи лет она давала приют флотам греков, римлян, финикийцев. И адмирал Нельсон в своё время прятал в бухте свою эскадру. Здесь есть что посмотреть. Хорошо сохранилась старая османская крепость «Мармара калеси». Она была построена в XIV веке пришлыми завоевателями – турками-османами. Их султан Сулейман Великолепный и дал этому городку имя Мирмарис, которое позже превратилось в Мармарис.
Otogar (автостанция по-турецки). Тыкаю пальцем в точку «Х» на своей карте и вопросительно поглядываю на водителя автобуса. Водитель тоже тычет пальцем – в микроавтобус сервиса. Мол, он подвезёт. Что-то долго везёт… Стоп, он ведь не знает, куда мне надо! Показываю карту, водитель радостно кивает и… разворачивает машину на 180 градусов. Снова как-то очень долго едем. На карте нужная точка была недалеко от побережья. А водитель привёз меня в «неведомокуда». Я медленно соловею и на чисто русском языке спрашиваю: «Вы точно уверены, что мне сюда?» Он радостно кивает и уезжает. Помогла мне проходящая мимо русскоязычная женщина (узбечка, уже лет 10 живёт в Турции). Она рассказала, что нахожусь я в Армуталане. А до Мармариса меня довезёт маршрутка №2 с зелёной полосой – у неё как раз конечная остановка в нужной мне точке.
В центре Мармариса ищу "свою" маршрутку. Каждый новый опрошенный турок показывает всё дальше от супермаркета. И вдруг замечаю "бусик" с нужной мне фиолетовой полосой на борту, а из неё мне весьма удивлённо машет Богдан. Добралась‼!
И вот оно, море!
В марине разыскала нашу яхту HavaSupai, но экипаж ещё спал. Алексей, капитан дружественной Lazy Days, пригласил на завтрак. С ним на яхте было ещё двое детишек. Потом познакомилась со "своим" экипажем. Мирослав из Закарпатья и Виктор, "новый русский" (так мы его окрестили) из Днепропетровска, оказались приятной компанией (если избегать разговоров о политике). День выдался тёплый и солнечный – пальмы, зелень вокруг, море – и всё это глубокой осенью. Разум упорно отказывается верить в сказку – вот сейчас проснусь, и всё исчезнет!
Ближе к обеду выходим под мотором из бухты. Первая вахта досталась Мирославу, вторая – Виктору, а третью пообещали мне. Но пока я сбежала в каюту – спать, спать, спать…
Медленно приближаемся к о. Родос. В телеобъектив уже могу рассмотреть огромные теплоходы у причала. Но… нам туда не надо! Поэтому с некоторым сожалением поворачиваем обратно к турецким берегам.
Связываемся с третьей яхтой Kush нашей флотилии. Они уже бросили якорь в заливе Серче. Идём туда, по пути устроив фотосессию красивому закату. Наконец Флотилия в сборе. Но как же я удивилась, узнав, что в экипаже Kush всего двое. Да… Саша и Оксана – смелые ребята!
…Идём под мотором, медленно огибая полуостров Бозбурун. Скрылся из виду о. Родос, остался позади о. Сими. Ветра нет, скучновато. Не заходя в залив Сембеки (мы обязательно туда заглянем на обратном пути), огибаем мыс Бозбурун. И вдруг нашему взору открывается Земля, какой она была сотни, нет – тысячи лет назад! Места дикие, какие-то таинственные: высокие скалистые холмы покрыты редким лесом, в далёкой дымке невысокие (всего 700-850 м), но сумрачные вершины гор Гювеч, Эрен, Паламут. Ни строений по берегам, ни людей, ни лодок. Медленно входим в пролив между скалистым побережьем и большими островами. На одном из них (о. Камерия) – развалины брошенного греческого монастыря. На ровной, выложенной мозаикой площади растёт очень старое оливковое дерево, сплошь увешанное ленточками. Ему не менее 1500 лет, а возможно и намного больше. Оливковые деревья в возрасте 3000 лет ещё плодоносят, это известные долгожители. Больше часа мы бродили по острову. Впервые вблизи рассмотрела оливковые деревья и рискнула попробовать спелую, на мой взгляд, оливку. Лучше б я этого не делала!
Насобирав о-о-очень старых и о-о-очень толстых раковин устриц, поцарапав ноги (на островах надо ходить только в штанах!) и отщёлкав немыслимое количество кадров, возвращаемся на яхту. Догоняем Флотилию уже в бухте Хисарёню.
Глубокий очень красивый залив с удивительного цвета водой и густыми сосновыми лесами. Когда-то здесь был античный город Байбассос, о нём визуально напоминают оставшиеся на склонах руины. На острове когда-то был форт, сейчас на его камни непременно поднимаются фото-охотники – открывающиеся пейзажи стоят того! А в самой глубине залива неожиданно видишь людей, бродящих посреди моря – на самом деле там образовалась уникальная (местные даже красивую легенду о ней поведают) узкая отмель длиной 600 м. Недалеко, в деревне Баир – красивый водопад. И, конечно же, несколько ресторанчиков, скрашивающих вечерние часы часто заходящих сюда яхтсменов.
В Орхание (Кечи буку) становимся на ночёвку. Швартовка стоит 40 турецких "гривен" или ужин в ресторане.
Дети в восторге – им дали самостоятельно покататься на тузике в бухте, пока взрослые заняты своими делами! А чуть позже идём осматривать знаменитую песчаную отмель. Солнце скрылось за холмами, и вода похожа на разлитую по бухте жидкую медь. Алексей охотится на крабов и походя разрушает семейное счастье влюблённой пары. Хорошо, что в Турции не принято есть крабов – они здесь слишком красивые.
Экипаж Lazy Days остаётся ужинать на яхте, остальные идут отведать местных деликатесов. Оксана и Саша заказали осьминога. Дали и мне попробовать. Вкусно, но как-то грустно есть таких симпатичных и умных моллюсков.
Утром сходили на остров в заливе. А там нас встретили… козы. Как настоящие гиды, они провели меня по нижнему ярусу форта, а потом любезно показали единственное место, где легко подняться на вершину. Конечно, можно взобраться и по скалам или по древним стенам форта, но это небезопасно. А пейзажи открываются с вершины потрясающие!
Но пора в путь. Ой! Сегодня же моя вахта!!!
И вот свершилось – я у штурвала! Что ещё может сравниться с эмоциями человека, который впервые в море стоит за штурвалом и управляет пусть небольшим, но кораблём!?
Идём любоваться красотами бухты Бенджик, которая глубоко врезается в п-ов Решадие в самом узком его месте.
Зря я расстраивалась, что переход будет коротким – получила массу эмоций, проведя яхту до самого конца бухты и обратно. Яхта легко скользит по кристально чистой воде, мимо множества безлюдных уютных стоянок, здесь можно и порыбачить, не отходя от своей каюты, и покупаться.
Напротив входа в бухту расположился очень привлекательный островок Дишлидже ("Зубы дракона"). Здесь наш капитан решил провести учебно-познавательно-развлекательное мероприятие под названием «Якорная стоянка». Постановка на якорь и снятие с него состоится прямо на глазах у потревоженных бакланов и голосистых чаек. Зрители заняли свои места – представление начинается!
Капитан торжественно подзывает всю команду на нос, открывает люк и предъявляет ко всеобщему обозрению ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО (Я.У.)
В умных книжках о нём пишут серьёзно: это совокупность приспособлений и механизмов, служащих для отдачи, подъёма и хранения якоря, и для удержания судна на якоре. Осн. части Я.У.: подъёмный механизм – якорная лебёдка (брашпиль или шпиль с тормозами и счётчиком длины вытравленной цепи), стопора, закрепляющие якорь и цепь, якорные и палубные клюзы.
С самим якорем мы уже познакомились – он давно на носу висит! Теперь знакомимся поближе с якорной цепью и лебёдкой. Капитан совершает показательную подготовку яхты к постановке на якорь, объясняет и демонстрирует, какие маневры мы, яхта и "тузик" при этом должны совершить, как отдать якорь и как его поднять на борт. После успешной демонстрации процесса распределяет роли в "пьесе" между нами тремя, и со словами: «Ну, теперь вы должны себя попробовать в каждой из ролей» весело покидает яхту, бросив напоследок: «Без меня быстрее научитесь!».
Не знаю, только у нас на яхте всё так гремело, тряслось и дребезжало, или это нормальное явление? В команде слабонервных не было, и "побег" капитана действительно пошёл на пользу, а процесс захватил нас полностью. Все как минимум по два раза сыграли свои роли с переменным успехом. Яхту тренировали становиться и сниматься с якоря до тех пор, пока не стало ясно, что якорь мы уже поднять не можем: выбираем 1 м цепи, а потом 3 м вываливается за борт!.. И это не наша вина – звёздочка на лебёдке к концу навигации поизносилась. Звенья периодически выскакивали из зацепов и цепь с грохотом вытравливалась за борт. Тренинг на этом закончился. И стало ясно, что якорные стоянки нашей яхте противопоказаны, несмотря на то, что сам процесс мы освоили. Все остались довольны. А капитан отлично отдохнул на берегу от команды, не забывая при этом зорко следить за процессом.
Если мы тренировали якорную лебёдку, то на борту Kush Саша и Оксана дрессировали "тузика" на верёвке. Вдвоём трудно работать за троих. Поэтому длина верёвки никак не хотела соответствовать расстоянию от берега до кормы яхты, бросившей якорь. Вывод – Оксане надо срочно научиться грести вёслами! Чем занимался экипаж Lazy Days, я не видела, но такой активности, как у нас, там не наблюдалось.
Короткий переход до городка Селимие, перенаселённого котами разных мастей, швартовка между яхтами немереной крутизны и ночная рыбалка. Были вечерние посиделки в ресторанчике, вкусная рыба. Было еще занятие по вязке узлов под глинтвейн.
Да, день удался! Вечер тоже. Рядом с нами стояла яхта со светящимся днищем. Выглядело красиво! Голубой свет привлекал стайки мелкой рыбёшки, а та, в свою очередь, привлекла рыбку побольше… Мы решили, что это барракуды. Витя достал спиннинг, прицепил одну из своих любимых вертикальных блёсен и вышел на охоту. Тени шастали под пирсом, мы тихо разговаривали и ждали. «Интересно, – сказал Витя, – а если она клюнет, как мы её вытаскивать будем? У нас ведь подсаки нет». И тут же спиннинг – в дугу! С рыбиной боролись недолго – она потянула под пирс и обрезала снасть об острые ракушки.
Утром огибаем мыс и оказываемся в заливе Есилова. Идём через пролив между материком и островом Кисели. Море окрашено в оттенки от голубого до фиолетового. С замиранием сердца слушаем, как в истерике пищит эхолот, показывая всё меньшую глубину. А огромные гюлеты спокойненько так проносятся мимо, казалось, лишь слегка касаясь поверхности воды!
Огибаем остров Кисели с хорошо сохранившейся башней, идём в маленькую марину городка Бозбурун. Швартуемся прямо к центральной набережной, лагом к стенке. Приятная прогулка по городу, закупка сувениров, креветок, провианта и снастей для ловли рыбы (взамен бесславно погибшей блесны) занимает около двух часов. Прямо с дерева я добываю очень сладкий, как выяснилось уже в Киеве, гранат (потихоньку собираю дитю подарки). Не обошлось и без приключений – одна их наших яхт решила "позычить" якорь у ничего не подозревающих аборигенов марины. Ну, слегка зацепили якорную цепь килем, ну, погорячились, а так никто бы и не заметил, что якорь ушёл… Наша яхта, как выразился Богдан, «интересно отходила – с "обкаткой кранца" по корме…»
На стоянке у острова Кизил отработали завязывание булиня на максимально натянутом яхтой тросе. Осматривая остров, наткнулись на ещё одни развалины форта. Скорей всего, они связаны с оборонительными строениями на соседнем острове и на берегу.
Утром направляемся в Бозук-кале с историческим фортом на мысу.
Ветра опять нет. Для поднятия настроения устроили "качели на мачте". Я не меньше получаса висела за бортом, фотографируя волну из-под форштевня. За это время меня саму пару раз макнули в ту же волну. Мокро, но не холодно!
Но перед походом в крепость опять был тренинг. Богдан называет его «подход кормой к мостику», но для меня это «парковка яхты к пирсу».
Всё было, как в прошлый раз. Инструктаж, показательное выступление и практика. Только оставлять нас одних на яхте при отработке такой рискованной операции Богдан не стал. И правильно! Витя и Мирослав сделали по два подхода и, получив изрядную долю адреналина, уже решили становиться муринг. А про меня забыли!? Я тоже хочу! (А ведь ни разу не то что яхту – машину не парковала!) Начинаю медленно "заходить на посадку" подальше от пришвартованных яхт. Симпатичненько так подруливаю к мостику, и когда до него остаётся меньше 70 см, решаю слегка притормозить… Легонечко нажимаю на ручку газа… Странно, яхта продолжает движение к мостику. Видно, маловато было для преодоления инерции. И я добавляю газку: яхта суперактивно приближается к мостику, в глазах "матросов" паника (закричать ещё не успели)… Хорошо, Богдан ручку газа в другую сторону дёрнул. Оказалось, что я, как истинная женщина, «вместо тормоза нажала на газ». Я так мыслила: яхта пойдёт вперёд, если ручку газа повернуть вперёд, а "перед" у меня там, куда я смотрю! Только смотрела-то я кормой, вот чуть и не разнесла мостик вдребезги. Все получили дополнительную порцию экстрима, а я даже испугаться не успела. Только удивилась, почему так вышло. Поэтому надо повторить! С трудом возвращаю перепуганную команду на яхту для проведения повторного манёвра. А тут ещё и Богдан масла в огонь подливает: «А теперь вплотную вот к этой яхте заходи!» Снова "захожу на посадку", но не так ровненько, как хотелось бы, и нос нашей яхты начинает наваливать на соседей справа. Медленно, удара не будет, и по бортам кранцы, но всё равно неприятно. Ловлю лукавый взгляд капитана, что делать – не знаю! «Ну так отработай на швартове!» Тут мозги включились и "закрепили" посредством Мирослава левый швартовый. Немного газу вперёд – и всё в порядке! Блин, на самом деле всё просто: надо хотя бы раз десять попробовать причалить, тогда и понимание придёт. А сейчас я шалею от восторга: состоялась моя первая (ну, заодно и вторая) в жизни швартовка, пусть не так, как хотелось, но ведь получилось! И мне дали возможность это сделать! Огромное спасибо Богдану, что рискнул, не побоялся доверить лодку неопытным рукам (ещё и женским к тому же).
На радостях я решилась понырять и пофотографировать подводную живность. Здесь меня ждал успех – удалось обнаружить многощетинковых червей. Эдаких красивых красных "пушистиков". Зовут их Hermodice carunculata. Они очень красивые, но и очень ядовитые! Многощетинковые черви – хищники, питаются падалью. Крупные особи способны даже укусить человека, а самые маленькие вызывают болезненную сыпь.
Когда я ныряла между опор пирса, наверное, зацепила какую-то ядовитую тварь. На руке между запястьем и плечом появилась сыпь, боль нарастала с каждой минутой. Через час болела вся рука. На всякий случай проглотила таблетку диазолина. Рука болела ещё два дня, а следы ожога держались месяц. Впредь буду внимательнее.
Последний переход. Снова моя вахта. Ветер, как всегда, в лоб! Пройдя часть пути под мотором, решаем всё же поставить паруса. Не терять же последнюю возможность! Волны упорно пытаются сбить яхту с курса. Подстраиваюсь под них. Яхта иногда выскакивает из воды и звонко шлёпается брюхом в море. Эх, вот бы нам такой ветер всю неделю, да в нужном направлении. Но чего не было – того не было.
В бухте Мармариса заметное оживление. У причала стоит огромный круизный "лапоть", невдалеке – военный корабль. Навстречу прошла «яхта на солнечных батареях» – мы прониклись!
По всей бухте снуют яхты. Не удивительно – яхтсмены разминаются перед предстоящей гонкой. Каждый год в последнюю неделю октября стартует одна из крупнейших регат яхтенного сезона Восточного Средиземноморья – Marmaris Race Week.
А наше путешествие подошло к концу. Грустно. Уезжать не хочется, но успокаивает то, что впечатлений хватит на много месяцев вперёд. Радость от того, что моё замечательное приключение состоялось, затмевает грусть. К тому же впереди ещё прогулка по Мармарису и немного по Стамбулу, и только потом домой. Но я ещё вернусь. Когда, не знаю, но обязательно вернусь!
Путешествия на яхте обладают уникальным свойством: как и поход в горы, они показывают людей настоящими, какие они на самом деле. Здесь ты становишься самим собой, ты дышишь полной грудью и чувствуешь, что действительно живёшь. Здесь всё – люди, природа, эмоции – настоящее. Здесь огромное небо, яркие звёзды, бескрайнее море и свобода. Я хочу сюда вернуться! Ведь главное – захотеть‼!
Алёна ЛАРИОНОВА.
Сезон "Фарватер"-флотилий закончен мажорным аккордом – в Турции, учебным мероприятием по заливам Хисароню и Есилова. Солнце, спокойное море, лёгкий (даже слишком) ветер, удивительные пейзажи, исторические артефакты, местный колорит… А по ходу – ненавязчивая учёба: постановка на якорь, швартовка кормой к мостику, техника отхода в стеснённых условиях, вязание узлов.
Как Флотилии задумывались – писал неоднократно. А как получилось – вот один из отзывов. Именно "свежий взгляд" человека, который впервые и в Турции, и на Средиземном море, и на такой яхте.
P.S. А новая Флотилия уже планируется – на апрель-май 2012-го. Читайте в следующих выпусках "Фарватера", на сайте ukryachting.net в разделе главного меню "Флотилия", шлите запросы на E-Mail info@ukryachting.net. И подключайтесь в группу "Фарватер-флотилии" на Facebook (поиском находится сразу) – все свежие новости там появляются незамедлительно.
Богдан ПАРФЕНЮК,
гл. редактор журнала «Фарватер»,
организатор "Фарватер-флотилий".