Logo Logo

«Wiatr I Woda»

#Wiatr i Woda #кругозір

Это не имя польской музыкальной группы, а название бот-шоу, которое в этом году в 13-й раз состоялось в Гдыне. Было бы странно, если бы в Польше не проводилась выставка, посвящённая малотоннажному судостроению: его традиции здесь сильны ещё со времён навеки ушедшего в историю СЭВ — восточноевропейского экономического союза.

«Ветер и Воду» проводит организатор выставок YACHT EXPO в сотрудничестве с Murator EXPO – составной частью ассоциации польских судостроителей Polboat. Активно участвовал в бот-шоу и популярный яхтенный журнал ZAGLE – его следует особо поблагодарить за приглашение на выставку группы зарубежных журналистов и дилеров в составе команды «Mission Study Tour», куда вошли представители России, Арабских Эмиратов, Иордании и Ливана.

В программу поездки входило также посещение трёх верфей, самой большой в Европе готической крепости (Malbork), тесты катеров на воде, знакомство с музеем «Солидарности» Леха Валенсы, различные семинары и встречи с важными персонами. Среди них – главный редактор журнала Zagle (Waldemar Heflich) и генеральный секретарь Европейской палаты лодочной индустрии Sandrine Devos.

Нынешняя история малого польского судостроения без особого преувеличения являет собой пример настоящего экономического чуда. Сегодня Польша занимает первое место в Европе (а в мире второе – после США) по производству моторных судов длиной 6-9 м. Настоящий бум произошёл после кризиса 2008-го, когда производство на верфях США и Западной Европы сильно упало в рентабельности, и многие знаменитые марки – Quicksilver, Beneteau или Uttern – не замедлили переместить свои производственные мощности в страну с более дешёвой рабочей силой. Все последующие годы выпуск лодок рос взрывными темпами, и в 2017 г. в Польше было произведено уже 22 500 различных корпусов, из которых 95 % (в сумме примерно на 400 млн. евро) отправились на экспорт. Росту способствовал привлекательный инвестиционный климат, низкая инфляция и сохранившаяся система подготовки квалифицированных кадров. Польские менеджеры не менее активно пытаются осваивать и восточные рынки — ведь ещё в Советском Союзе польские катера и яхты имели отличную репутацию на протяжении многих десятилетий. Польские марки моторных и парусных яхт Delphia, Maxus, Galeon — постоянные участники российских и украинских бот-шоу.

Мирослав Дзятковский, владелец компании «Дзятковский консалтинг», говорит: «Мы профессионально занимаемся соединением бизнесов Польши с европейскими. Статистика демонстрирует обширные перспективы сотрудничества, поиска и строительства долгосрочных партнёрских отношений с компаниями из постсоветского пространства… Мне российский рынок хорошо знаком, я работаю на нём более 12 лет и знаю все привлекательные и сложные стороны этого бизнеса.

В целом рынок развивается настолько предсказуемо, что нам есть что обсудить, и мы можем планировать отношения на будущее. Не секрет, что именно польские корабелы находятся в лидирующей группе мировых производителей, а качество польской продукции неуклонно улучшается. С полной ответственностью можем говорить, что наши катера и яхты оправдают высокие ожидания российского и украинского рынков».

Дешевизна и квалификация польской рабочей силы – не единственный веский довод местных бизнесменов. Страна получает миллиардные субсидии Евросоюза, и судостроительная отрасль стремится в полную силу использовать эту помощь. Финским и скандинавским конкурентам не позавидуешь. При всём этом, по словам главного редактора Zagle, внутренний рынок Польши довольно скромен. В стране с населением 38.5 млн. человек зарегистрировано всего 60 000 маломерных судов (1 борт на 222 семьи), в то же время в Финляндии, с её 5.5 млн, – 800 000 регистраций (1 лодка на 4.5 семьи!). Польшу также не обходят общемировые тенденции: количество людей, занимающихся собственным парусом, с годами становиться меньше, всё больше места завоёвывает чартерный отдых, да и вообще цифровой досуг у многих вытесняет реальную жизнь с её многочисленными заботами.

Гость выставки Андрей Прудников из компании «Рокотмото» (Сургут) оценивает событие так: «От выставки я ожидал немного другого формата, ведь в нашем сибирском регионе яхтенный и парусный досуг развиты не настолько сильно… Из представленного на выставке меня заинтересовала только ограниченная серия – лодки от 5-7 м, точнее, всего пара моделей, – остальное больше подходит западным регионам. В целом выставка очень напоминает российские, организаторам спасибо большое за приглашение и приём».

Действительно, бытовой уклад регионов Крайнего Севера меняется крайне медленно. Здесь и сегодня намерены по-традиции заказывать лодки типа «Казанок» 70-х. В Европе же прогресс мчится на полных оборотах. Электродвижение уверенно завоёвывает водные просторы вслед за дорожными. Гданьская «Зелёная Верфь» производит модерновые композитные катамараны Solliner с германскими электромоторами Torqeedo мощностью в 2-4 кВт. Вмещая 10 человек, они развивают 11-14 км/ч, работая по 16 часов без подзарядки аккумуляторов – и никакой тебе вони бензина и масла! Солнечные панели, расположенные на крыше рубки, успешно заряжают батареи даже в пасмурный день и стoят относительно недорого.

Сотрудничество судостроителей с итальянскими дизайнерами вывело польскую продукцию на высокий уровень мирового качества. 60-70-футовые «Галеоны» украшают самые роскошные европейские салоны продаж. Но и более скромные по размерам модели являют образец хорошего вкуса и следования новейшим тенденциям в дизайне. Компания CP Yachts из Гижицко на Мазурах (www.comarpoland.eu) показала стильные моторные лодки CLANSHIP. Вертикальный форштевень и поперечный редан на днище придают их облику некий довоенный шарм, вместе с тем это изделия самого современного уровня – из хай-тековых материалов и с разнообразной электроникой на борту. Известные итальянские парусные яхты Comet – также продукт сотрудничества с CP Yachts.

130 стендов, 121 судно на воде, 15 гидроциклов (в основном BRP), пять РИБов, один самолёт (www.cirrusaircraft.com) – и ни одного мотора или корпуса китайского производства. Алюминия нет и в помине, сплошной пластик. Galeon – 7 моделей, Invictus – 5, Parker – 7, Northman – 3, Nordkapp – 5, кроме того – Sun Camper и Princess V 48. Это из списка «высшей лиги». Но в достатке и новичков. Например, D-Boats (www.d-boats.com) с радикально чёрной моделью “550”. Для пяти человек на борту – супермузыка, спальная каюта на двоих, мягкие кресла, дорогая отделка и великолепные ходовые качества (под Mercury 115 достигли 68, а под 200 л.с. можно выжать и 90 км/час).

Надо заметить, что серийно лодки для малых и умеренных скоростей перемещения мало кто строит. Northman – одна из таких хорошо «раскрученных» польских верфей (брэнды Maxus, Nexus, Courier). 20 лет за плечами и в последнее время 150-200 корпусов в год. Новинка этого года – Northman 1200 с дизелем Yanmar 110. Скорость 6 уз (максимальная 9.6), и при наличии двух баков по 240 л каждый автономное путешествие может продлиться вечность.

Pegazus 560 Top Fisher – катер, который неизменно привлекает внимание нашего потребителя. Производит семейная верфь Ярослава Жувалевского (www.pegazus-boats.pl), выпускающая 6 моделей катеров и моторных лодок длиной от 3 до 6 м. Top Fisher (5.4Х2.54м, вес 800 кг) являет классический пример судна, которое внутри кажется больше, чем снаружи. Разнообразие оборудования и отлично продуманная эргономика впечатлили экспертов авторитетного Zagle, которые номинировали катер на звание лучшего в Польше!

Андрей Великанов, журнал «Катера и Яхты»: «Выставка очень понравилась – компактная и яркая, позволила протестировать всё, что мы хотели, и показала, что польское судостроение находится на очень высоком уровне. Представлены варианты и «для богатых», и бюджетные. На пользу пошло посещение заводов, поразили современные технологии и чистота производства. Удивило, конечно, что мало было парусных яхт. Немного смутила малая активность посетителей на выставке: мне казалось, что в таком месте, как Гдыня, городе у моря, посетителей будет больше. Но тем не менее потенциал шоу большой, мы благодарны организаторам за прекрасную информацию о производителях, статистике…».

Елена ОСОКИНА.