Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Временный ввоз яхт в ЕС

#Interlegal #Консультація

Яхтинг, как популярный, привлекательный и зачастую международный вид отдыха и спорта, бывает сопряжён с рядом формальностей. Они возникают перед яхтсменами во время навигации (например, необходимость таможенного оформления иностранной прогулочной яхты в пункте пропуска при пересечении границы того или иного государства).

Наиболее популярным и оптимальным способом временного декларирования иностранной прогулочной яхты есть помещение её в таможенный режим временного ввоза (temporary importation – в ЕС; открытие trans log – в Турции), условия которого позволяют свободно эксплуатировать иностранную яхту в личных целях на территории той или иной страны.

Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой присоединились как Украина, так и страны ЕС.

Условия таможенного режима временного ввоза предоставляют довольно много преференций для владельцев яхт. В частности, таможенный режим временного ввоза обычно предполагает полное или частичное освобождение судовладельца от уплаты налогов и таможенных сборов при декларировании яхты.

Не секрет, что временный ввоз иностранных яхт в Украину всегда был и остаётся довольно сложным процессом для владельцев яхт, а требования местных таможенных органов далеко не всегда соответствовали, а во многих случаях и прямо противоречили международным нормам.

Например, вступивший в силу 26.06.2015 г. Приказ Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. №308 «Об утверждении порядка выполнения таможенных формальностей на морском и речном транспорте» закрепляет, что иностранные прогулочные яхты, собственниками которых являются юридические лица (резиденты или нерезиденты), подлежат таможенному оформлению в порядке, предусмотренном для судов заграничного плавания. Данная норма Приказа противоречит Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а Украина рискует полностью потерять свою международную туристическую привлекательность для яхтсменов, так как новые правила делают невозможным навигацию и базирование иностранных яхт в Украине.

В данной статье мы рассмотрим особенности временного ввоза иностранных прогулочных яхт на таможенную территорию Европейского Союза (далее – ЕС).

В соответствии с законодательством ЕС режим временного ввоза (temporary importation) – один из таможенных режимов, при помещении в который яхты могут эксплуатироваться на территории ЕС без уплаты налогов и НДС. При этом должны соблюдаться определённые правила и яхта обязательно должна покинуть ЕС в том же состоянии, в котором она находилась при её ввозе в ЕС.

Условия временного ввоза для резидентов и нерезидентов ЕС имеют существенные различия.

С 1 мая 2015 года в ЕС начали действовать новые правила временного ввоза транспортных средств (и яхт) для резидентов. Так, использование в ЕС резидентом ЕС в личных целях транспортного средства, которое зарегистрировано за пределами стран-членов ЕС и при условии, что резидент ЕС трудоустроен у иностранного собственника, нанимателя или арендатора такого транспортного средства, разрешается в следующих случаях:
для поездок между местом работы и местом жительства резидента ЕС;
для исполнения профессиональных обязанностей резидента ЕС, указанных в трудовом договоре.

По требованию таможенных органов резидент ЕС, использующий транспортное средство, должен предоставить копию трудового договора.

Какие же особенности временного ввоза яхт для нерезидентов ЕС?

Яхты, зарегистрированные вне ЕС и принадлежащие нерезидентам ЕС, могут временно находиться на таможенной территории ЕС, которая также включает территориальные воды ЕС, и свободно эксплуатироваться в ЕС в личных целях без уплаты таможенных сборов и НДС.

Отметим, что европейское право, в отличие от украинского, не противоречит международной Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а именно: в ЕС не имеет значения, кто собственник яхты – физическое или юридическое лицо. Преференции режима временного ввоза действуют одинаково для всех – главное, чтобы собственник был нерезидентом ЕС.

Использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени. Общий срок временного ввоза – 18 месяцев.

Когда срок временного ввоза заканчивается, яхта должна покинуть таможенную территорию ЕС.

Если яхта не покинет таможенную территорию ЕС, то после окончания срока временного ввоза необходимо будет оплатить таможенные пошлины и НДС.

Каким образом яхта может быть помещена в режим временного ввоза?

По общему правилу достаточно просто пересечь таможенную границу ЕС.

Тем не менее, к декларанту могут быть предъявлены дополнительные требования придерживаться определённого маршрута и/или предоставить таможенную декларацию. Также таможенные органы могут требовать внесения финансовой гарантии/залога для возможного покрытия таможенных пошлин и НДС в случае, если яхта своевременно не покинет таможенную территорию ЕС.

Как долго яхта может находиться в пределах ЕС?

Общий срок нахождения яхты в ЕС в режиме временного ввоза – 18 месяцев. Данное правило касается яхт, которые находятся в эксплуатации. Если же яхта поставлена на прикол, то период, когда она не используется, можно не засчитывать в общий срок нахождения яхты во временном ввозе. Тем не менее, с учётом такой «заморозки», общий период нахождения яхты на таможенной территории ЕС не может превышать 24 месяцев.

Количество судозаходов яхты в ЕС в режиме временного ввоза не ограничено. Таким образом, после выхода яхты за пределы ЕС и последующего возвращения обратно в ЕС срок временного ввоза возобновляется. Минимальный период, в течение которого яхта должна находиться за пределами ЕС, чтобы она вновь могла вернуться в режим временного ввоза, не установлен.

Отметим, что государства-члены ЕС могут устанавливать локальные дополнительные требования в отношении таможенного декларирования.

Очевидно, что условия временного ввоза яхт в ЕС довольно просты, удобны и выгодны для яхтсменов, желающих путешествовать по Европе. Режим временного ввоза позволяет эксплуатировать и хранить яхту на таможенной территории ЕС в течение определённого времени без уплаты таможенных пошлин и НДС, что позволяет сэкономить довольно приличную сумму денег в случае большой стоимости яхты.

А пока – все в ЕС, Турцию, Черногорию и на Карибы!

Надеемся, что международные нормы в отношении временного ввоза и здоровая практика таможенного оформления в скором времени заработают и в Украине, что вернёт нашей стране туристическую привлекательность, которой Украина, несомненно, обладает.