Logo Logo

Vene 18 Bat: что нового у финнов?

#Vene 18 Bat #Огляд

Забавно сравнить два бот-шоу: в солнечных сентябрьских Каннах и в заснеженных февральских Хельсинки. Примерно одинаковое количество выставленных плавсредств (600 против 540), примерно одинаковое посещение (50 тыс. против 65 тыс.) Но!

Первое проходит в 66-миллионной Франции, а второе — в стране с населением около 5,5 млн (почти как Киев с окрестностями)! Финны — удивительно «лодочный» народ: каждый 7-й житель — судовладелец.

Но в ещё большей степени финны — судостроители. 40% валового дохода страны — от экспорта плавсредств, больших и малых. Из всех катеров, лодок и яхт, построенных в Суоми, 80% уходит за границу. В первую очередь — в Европу, но и за её пределы продаётся немало. Причина на поверхности: изделия качественные и умно спроектированные, служат верно и живут долго. Proudly made in Finnland — отнюдь не бахвальство.

Словом, каждый уважающий себя специалист рынка внимательно следит за финнами-судостроителями. Потому и я уже который год сразу после Дюссельдорфа еду в Хельсинки, на наибольшее «северное» бот-шоу. Половина всего выставленного здесь — местная продукция.

Итак, что нового предлагают финны?

Falcon
Свежий (ещё «тёплый») брэнд от самой продуктивной финской лодкостроительной группы — Bella Boats. Её руководители не смогли проигнорировать нынешнюю моду на легкосплавные корпуса и создали свои АМГ-лодки — в противовес Silver, Yamarin, AMT, Finnmaster, Husky… Кстати, сами корпуса для компании варят там же, где и корпуса XO, Silver, Yamarin, — на отлаженном производстве надёжной компании (конечно же, местной). А верхняя часть и «начинка» — от Bella Boats.

Для оптимизации производства (читай, снижения себестоимости) большинство Falcon — это кокпиты Bella с алюминиевыми корпусами. Впрочем, разница есть, и не только в дизайне ветровых стекол, тентовки и пр. мелочей. Слово исполнительному директору Раймо Соннинену: — На финском рынке — жесточайшая конкуренция, и на успех можно рассчитывать, лишь предлагая что-то новое. Мы «поставили» на универсальность в использовании: комфортный отдых, быстрая езда, транспортировка на дачу… и, конечно, рыбная ловля. В Финляндии популярность спортивной рыбалки стабильно растёт. Особенно радует, что молодёжь всё больше ею интересуется — а это будущие лодочники. Вот для них — концепт Falcon 6: стандартная многоцелевая лодка с закрытым кокпитом и кормовым диваном буквально за 10 минут превращается в рыболовную. В носу вместо пары сидений — поднятая палуба с постаментом для рыбацкого кресла, в корме убирается (на берег) блок транца с диваном, на его место укладывается платформа с резиновым ковриком (как и в носу) — получается чистый «фишер».

Набор для такой «конвертации» (плюс буксировочная стойка для спортивного использования) добавляет к стоимости меньше 5% — и у вас, по сути, 2 (если не 3) специализированных судна. Такая опция — только у нас.

Чтобы войти на рынок быстро, мы объявили агрессивные прайсы на новые лодки (на 15% дешевле аналогов). По сути, работаем без прибыли — мы, компания с 20-миллионным оборотом, можем себе позволить, получая отличные дивиденды с продаж Bella, Flipper и Aquador. Финны долго привыкают к новому, надо их стимулировать к покупке. А когда Falcon заполнят марины (думаю, за 2 года) и станут сами себе рекламой, плавно поднимем прайсы до уровня нормальной прибыльности.

Исчерпывающе. Добавлю, что Falcon 6 — единственная не-Bella, разработка уникальная. И что Раймо, заядлый гонщик, потратил много времени на обкатку и доводку корпусов, в скоростном потенциале которых лично я не сомневаюсь.

Buster Phantom Cabin
Вслед за открытой версией Phantom появилась и кабинная. Флагманское судно позиционируется как «люксовый коммутер» (этим словом финны называют лодки, на которых летом ездят с дачи на работу, — популярная в Суоми альтернатива автомобилю). Действительно люксовый: 3-тонная (с нагрузкой) «машина» обеспечит плавный ход по волнам, закрытая кабина «отсекает» ветер и дождь, отопитель её прогреет, под рукой — стол и вэт-бар… Тут по ходу и бизнес-переговоры провести можно: несмотря на минималистичный дизайн, лодка выглядит вполне имиджево.

Создатели не стали «разгонять» судно до предела, ограничились умеренными 40 узлами, сохранив относительную экономичность. Считают деньги — нынче это европейский тренд.

Пара слов о Buster Q («Фарватер», №1/2017): теперь в неё интегрировали и радар (от Raymarine). Аппаратура становится всё более «всеохватывающей». Уже сейчас она обеспечивает навигацию, контроль систем и механизмов, приём прогнозов погоды, развлекает экипаж музыкой и снабжает капитана сервисными руководствами. Напомню: система входит в стандартную поставку всех Buster, начиная с «М».

Nord Star 49
Новый флагман, ныне самый большой из всех «водных 4х4» финского производства. По сути, создана моторная яхта привычной средиземноморской компоновки, но повышенной проходимости — на ней можно будет глиссировать даже по такой волне, которая других заставит перейти в водоизмещающий режим. В «комплекте» — салон, флайбридж; под палубой — две просторных каюты. Цена — от 700000 евро без налогов.

TG-Boat
Очень консервативный брэнд, исключительно медленно меняющий свои модели. По сути, после тест-драйва новейшего на тот момент TG 5,9x («Фарватер», №4/2012) единственная новинка — TG 6,9x. Но! В этом классе (кабинники семейного размера) верфь стабильно держит первые места по продажам в Финляндии: TG 5,9x — самая покупаемая модель, TG 6,9x — на втором месте. Позади такие сильные конкуренты, как Yamarin Cross Cabin, Buster Cabin… На экспорт отправляют 40%. Сказать, что продукция востребована — ничего не сказать! В Украину продали одну лодку, вторую было заказали, да клиент отказался ждать. Ян Густафсон, менеджер верфи по продажам, виновато улыбается: «Извините, всё продано было. И сейчас всё продано, а на строящиеся — очередь».

Остальные брэнды
Не вижу смысла описывать новинки от других финских производителей — через полмесяца я буду их тестировать и затем подробно описывать. А вот о «не-финнах» (в смысле постройки) пару слов скажу.

Sting — продукт популярной сейчас схемы «западноевропейский менеджмент + польское производство». На рынке эти лодки позиционируются как «народные» (по цене они дешевле аналогов). Проектирует их знакомый нам по новому поколению Bella и Flipper норвежский дизайнер Йеспен Торуп. И проекты столь же модерновы и практичны. Хороший пример — новый кабинный Sting 630FT: импозантная архитектура, кокпит с «реверсивным» диваном (для любителей поудить), второй пост управления (для троллинга), защищённая кабина с минимальными удобствами, лежанка в носу («перекемарить»). Универсальное семейное судно — на пикник или на рыбалку. Именно его в Хельсинки объявили Motorboat of the Show.

Rival — шведский дизайн, а строят в Риге. В арсенале — небольшие, зато очень разнообразные лодки: из АМГ и стеклопластика, почти все открытые, но есть и небольшая открытая «кабина». Рыночная стратегия — относительно низкая цена. Впрочем, исполнение весьма неплохое…

P.S.
А ещё финны — мастера комплексных бизнес-решений. Визуально это подтвердили два групповых стенда. Под эгидой Yamaha — их собственные Yamarin и Buster, а ещё TG-Boat, Finnmaster, Husky. Последние по договору распространяются через дилерскую сеть Yamaha. И, конечно же, с одноимёнными двигателями. Верфи получили клиентуру, а моторостроитель — транцы для моторов. Аналогично поступила Honda, заключив подобные соглашения с Faster, AMT, Silver и Terhi. На выставке обе «группы» выделяются стендами в едином дизайне и «корпоративной» униформой менеджеров. Вместе экономят на затратах, все в выигрыше. Мастер-класс от финнов, неплохо бы и перенять.

Богдан ПАРФЕНЮК.