Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Viknes 770

#------

Возвращаемся в небольшую гавань в предместье норвежского Бергена – цитадель небольших, но удивительно практичных катеров Viknes. Сегодня «обкатаем» их «младшенького» – 770-ю модель.

По внешнему виду все Viknes’ы не просто братья, а и вообще близнецы: высокий борт с имитацией клинкерной обшивки, острые носовые обводы со значительным развалом к палубе, большой незагромождённый кокпит, walk-around (палубные проходы вдоль рубки), широкая приземистая рубка с обратным наклоном ветрового стекла. Всё это отточенные десятилетиями элементы надёжных всепогодных рыбацких судов, которые должны работать в любую погоду.

На фоне «родственников» 770-й выделяется самой короткой рубкой (и корпусом, конечно), отсутствием кормовой арки (исполнение «Sjark» здесь не предусмотрено). Но остальное при нём: и широкий бак (носовая палуба) с якорным ящиком, и разрезной релинг (чтобы с носа на берег выходить), и солидные утки, нержавеющие поручни по бортам и на рубке, ажурная стойка для антенн и клотика… Палуба не скользит даже мокрая, а мощные дворники установлены на каждой из трёх секций ветрового стекла.

Рабочее пространство
Просторный бак остойчивого катера наверняка приглянется рыбакам – спиннинг забрасывать с него вполне удобно. Но для чего бы ни покупалось судно – рыбалки, охоты, дальнего круиза или семейного уик-энда, – гораздо внимательнее будущие владельцы будут изучать, конечно же, кокпит, где в любом случае проводится бОльшая часть времени. А он здесь большой (2,3м х 2,7м!), самоотливной (ещё раз: не путать с самоосушаемым электропомпой!), достаточно глубокий, с трубчатым релингом по всему периметру. Всё из пластика – любая грязь смывается (из ведра) через шпигаты (водостоки) за борт. Торжество прагматизма!
Кокпит совершенно свободный – нет даже откидных диванчиков. С одной стороны – неудобство: для обеда на свежем воздухе владельцу нужно запастись раскладными стульями и столом. Впрочем, этого добра в продаже достаточно, тем более что его и так приходится возить («под» пикник на берегу). Зато какой же рабочий простор получают рыбаки/охотники на катере длиной менее 8 м!
Справа от входа в салон – дублирующий пост управления. Рулевой смотрит как поверх рубки, так и сбоку – удобно и на ходу, и на швартовке. А через широкое окно в салон ему виден большой экран картплоттера. Под руками ничего лишнего: штурвал, джойстик подруливающего устройства да пара рукояток «газ/реверс» (вторая ручка – прецизионная регулировка скорости малого хода, для троллинга). Плюс пара нержавеющих подстаканников (есть куда на ходу мобилку сунуть). Всё это смонтировано на высокой тумбе, внутри которой традиционный для Viknes рундук-сушилка для одежды. Рядом – ступень (выход на шканцы), в которую вмонтированы аварийные ручные помпы.
Справа от входа – невысокий рундук для газового баллона, с круглым лючком и вентиляцией. Понравилось, что баллон дополнительно фиксируется штатным стропом – болтаться не будет. В рубку ведёт обычная (на петлях) дверь, которая в открытом состоянии удерживается магнитным фиксатором.
В днище кокпита – три больших лючины с глубокими отливными канавками. Под ними «живут» двигатель, обогреватель и другие агрегаты, а ещё остаётся большое пространство для шкиперских потребностей (кранцы, бухты троса, раскладные столы-стулья и пр.).
В случае дождя кокпит тентуется по классической схеме, с опорой на съёмные нержавеющие дуги.
Чтобы попасть на кринолин, нужно перешагнуть через высокую ступень в транце. Ленивый почтёт за неудобство, а бывалый сразу оценит: даже крутой кормовой волне не оставили шансов захлестнуть кокпит.
Кринолин – отдельная от корпуса платформа из нержавейки и тика. Она нависает над водой, исключая попадание под винты или транцевые плиты (здесь они укреплены именно на транце, а не под корпусом) рыбацких снастей или буксировочного фала воднолыжника. Нержавеющий забортный трапик выдвигается из-под платформы сбоку.

Жилое пространство
Если аскетично обустроенный (царство практичного пластика) кокпит явно ориентирован на «работу» (рыбалка, охота, дайвинг, перевозка груза), то обстановка внутренних помещений (тёплое дерево и мягкие ткани) располагает к отдыху тела и души. При первом входе в салон столь резкая смена антуража просто поражает.
Вхожу пригнувшись, но в салоне снова «в полный рост». Справа – стол с двумя сидениями (четверо сядут вполне комфортно), из которых переднее – общее с постом управления (переворачивается туда-сюда). Вполне логичный приём экономии места (катер ведь небольшой), коих мы здесь найдём ещё немало.
Рулевому жаловаться не придётся: элегантный деревянный штурвал, ручки управления в нише правого борта, приборы на панели перед глазами, рядом достойных размеров полка (для мобилки или бинокля). Под подволоком – монитор радара-картплоттера, компас и магнитола. Жаль, форточек в бортовом окне нет. Впрочем, швартовка всё равно выполняется из кокпита, а если хочется смотреть не сквозь стекло, достаточно просто встать: прямо над рулевым – приличных размеров сдвижной люк с фиксацией в любом положении.
Карту (лоцию) тоже есть где положить: через проход от кресла рулевого – высокая тумба с буртиками поверху. А на стоянке эта «площадка» расширяет рабочее пространство камбуза. Он же оборудован «по полной программе»: двухконфорочная газовая плита, большая мойка, четыре широких ящика со столовыми приборами и утварью, два больших шкафчика для посуды и припасов, бортовые ниши, выдвижная разделочная доска…
В корму от камбуза (по левому борту) – изолированный гальюн. Высокое светлое помещение, морской электрический туалет, небольшой умывальник (горячая/холодная вода), удобная полочка, зеркало. Вот душ, увы, в конкретно этой модели не предусмотрен.
Носовая каюта, по сути, продолжает салон, ибо не отделяется от него даже шторкой. Но, выполненная на уровень ниже (две ступени) под нависающим подволоком, психологически она воспринимается как отдельное помещение.
В носовом треугольнике – классическая широкая кровать, только лежат на ней не вдоль, а поперек. Удобно для взрослого с ребёнком (ближе к носу кровать ведь короче). Под кроватью – достаточно ёмкий рундук с дверцами. Ещё один рундук – одёжный – под сидением рулевого. Шкафа с вешалками нет – это рабочая лодка, на которую во фраке не приходят.
Вторую двуспальную кровать обнажает широкая секция пайола, которая поднимается вместе с сидением рулевого и фиксируется. Изящный компромисс, который явно оценят прагматики. Впрочем, подверженным клаустрофобии такое решение вряд ли понравится.
Обстановку дополняют два бортовых диванчика – сидя, удобнее переодеваться.
Что ещё? Обязательная для «скандинава» панель обогревателя (пользоваться им не сложнее, чем дома кондиционером), дефростер, плафоны освещения…

Поехали!
Заводим Yanmar 4JH3-DET (120 л.с.), выходим на простор. Загрузка средняя: три человека на борту, полный бак топлива, полбака воды, почти никаких других припасов.
На просторе – условия для настоящего тест-драйва: свежий порывистый ветер 8-10 м/с, волна 0,5-0,8 м, временами срывается дождь (однако, Северное море рядом!). Разогнавшийся катер врезается в гребни, разбивая их на мириады брызг. Иногда потоки воды сплошь заливают лобовое стекло – лишь через несколько долгих секунд видимость восстанавливается. Со стороны иной раз смотрится жутковато, но, странное дело, в самой лодке всё это как экстрим не воспринимается: толчки незначительные, корпус мягко входит в гребни, а сильных ударов просто нет (при таких-то размерах!). Настоящий моряк!
Из статического положения до глиссирования лодка разгоняется за 15-16 секунд. Максимальная скорость 19-20 узлов (это средняя, плюс-минус полтора-два узла против волны-ветра и по ним). Катер устойчив на курсе и послушен на манёврах, он принципиально не знает, что такое «схватить воздух» на резком развороте (в этом преимущество вальной схемы), управление без опаски можно доверить даже новичку.
Конечно, у этой схемы и недостатки: помимо неоднократно упоминавшихся мной заносе кормы и слабой поворотливости на малых оборотах (неопытным водителям обязательно нужно комплектоваться двумя подруливающими устройствами!), есть ещё увеличенная осадка – 0,8 м. Катер с колонкой может её поднять и выйти гораздо мельче. Зато если рулевой «поймает» колонкой каменистую мель… А «вальный» Viknes от аварий гарантирован: винт защищает киль и мощная «шпора».
Гоняем катер дальше. Обзорность хороша, единственная «мёртвая зона» – сзади-слева (где перекрывает обзор гальюн). Правда, если поставить тент, кормовая обзорность ещё ухудшится. Но в сложной ситуации (например, на швартовке) можно просто перейти на второй пост управления (для этого мотор даже на нейтраль не нужно переводить!).
Снова (см. тест-драйв 880-го в прошлом номере) отмечаю невысокий шум в закрытом салоне – не на всех моторных яхтах столь комфортная езда. Опять же – никакого лязга и дребезга лючин и дверец. Да и остальными «повадками», наряду с внешним видом, младший из Viknes столь же похож на собратьев.

Резюмируем
«Семейные» достоинства брэнда – мореходность, безопасность, прагматичность, универсальность, большой кокпит, два поста управления и хорошо распланированные уютные помещения – 770-й унаследовал в полном объёме. Остаётся дополнить, что эта модель самая «рабочая» и экономичная (во всех отношениях) во флотилии.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Viknes в Украине – компания «Фьорд-Марин».