Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

MacGregor 26: днепровские моторные испытания

#MacGregor

Если помните, об этом глиссирующем паруснике мы выдали целую балладу, раскидав её на три «Фарватера» (№№1-3, 2008). И вот подвернулась… не скажу «прекрасная» – ноябрь всё-таки!, – но возможность испытать яхту самому. Спасибо Александру Казнадею (председатель Федерации парусного спорта Киевской обл.) – это он доставил нас на борт, «прокатил», рассказал…

Яхт-клуб «Наталка», мы на борту.
Пока мы с Александром моем лодку, готовя её к фотосъёмке, Богдан полным ходом снимает «натуру» внутри. Наконец угомонился, вылез на палубу:
Саша, а как у неё управляемость? Что-то этот маленький штурвал меня настораживает… Не тугой?!
Нет. Крутишь себе, как обычно. Нормальный штурвал…
И что – никаких сверхусилий, всё хорошо? При переходе на парус мотор отцеплять не надо?
Зачем? Рули, шверт опускаешь – и пошёл! Мотор, конечно, лучше поднять, хотя можно и так… Жалко, парусов нет, а то бы попробовали. Впрочем, ветра сейчас тоже нет.
Тем временем 50-сильный двухтактный Tohatsu вполне прогрелся – можно двигать! Медленно «выезжаем» из бухты, подымаем рули, шверт и тут же даём полный газ. Без балласта, с тремя людьми на борту лодка плавно, почти не меняя дифферента, выходит на глиссирование – сказывается эффект длинного узкого днища. Начинаем выписывать круги, чтоб на своей волне попрыгать: «режет» её хорошо, без ударов. (Надо заметить, волна от лодки неважнецкая, но хоть такое испытание…). При перекладке на борт циркуляция на полном ходу составляет 3,5…4 корпуса.
Стандартный замер: в состоянии покоя даём полный газ и… Оказалось, трудно определить собственно момент выхода на глиссирование (снова всё тот же узкий корпус!) – в диапазоне от 9 до 12 секунд, точнее сказать не берусь.
Днепр чист – ни судёнышка! Пока снимали скоростные характеристики, порядком замёрзли. Глушим мотор. Саша:
Как круизёр, она великолепна! Под лавировочным комплектом (27 кв.м) скорость до 6 узлов (в галфвинд). На лавировке яхту не «сдувает», шверт отлично делает свою работу.
Яхта совсем не «тупая», как привыкли думать о «мотор-сэйлере» – хорошо идёт и управляется даже в слабый ветер. При желании, когда экипаж опытный, на полных курсах (под геннакером) можно её прилично разогнать без шверта и без балласта.

Но может лечь…
Вряд ли. При опытном управлении – не ляжет! Это мои личные наблюдения – мы на море погоняли такую же лодку при разных условиях… Но, повторюсь, этот режим – для опытных гонщиков, а в обычном круизе под парусом или когда на палубе много людей – ходить только с балластом! А при переходе на мотор балласт выпускают, шверт и пёра поднимают – и на глиссировани. Зато при маневрировании в тесной марине на малом ходу шверт и пёра снова лучше опустить – управляемость превосходная, ни намёка на привычную катерникам неуклюжесть.
Я беру штурвал, медленно прибавляю обороты. На малом ходу управляемость так себе, с запаздыванием (хотя с опущенными рулями лодка – действительно образец послушности). Идти вполгаза на MacGregor 26 бессмысленно – переходной режим. А вот полный ход – самое то! Точно как в проспекте: «Под мотором Вы «долетаете» к месту отдыха, далее – не спеша, под парусом…»
Хотели было испытать яхту в балласте, но Александр резонно заметил: «А вдруг морозы – как её тогда сушить? Давайте-ка лучше летом. Всё равно ведь под парусом тестировать будете!»
Погода и вправду не располагает… Богдан:
Балластная цистерна долго наполняется?
Да минут 5, не больше. Горловину открыл (для этого специальный рычаг на транце имеется – Ст.), пробку вентиляции вынул – вода пошла. Когда цистерна заполнилась – горловину и пробку закрываем.
…Очень удобно работать и со штатным трейлером: лодка входит в него, как родная: посадка низкая, дополнительно подвязывать не нужно – сидит плотно.
Что ещё понравилось: очень простая в вооружении. То есть, в одиночку запросто ставишь такелаж, мачту… Никого привлекать не надо. Также очень хорошо спускается/подымается из воды. Балласт сливается, яхта лёгкая (вместе с прицепом – 1,5 тонны). Прицеп с тормозами. Единственное: надо переделывать его под евростандарты, сейчас как раз вплотную этим занимаемся.
Тормоза сами ставили или были?
Тормоза в стандарте. Прицеп легко буксируется обычной иномаркой, вот как моя 2-литровая… Гоняли этим летом в Севастополь – никаких проблем!
…Напоследок захотели ткнуться носом в берег – проверить, так сказать, «подходибельность», заодно и яхту с берега «клацнуть». Что ж, получилось неплохо: нос лодки нависал над песком, прыгать Богдану не пришлось. Правда, мотор мы забыли поднять (а-я-яй! полфута под винтом оставалось!), но то такое…
Что ж – как для ноября, полагаю, откатали мы вроде неплохо. Но парус и вправду лучше пробовать летом.

Фотографировал Богдан ПАРФЕНЮК.

«Фарватер» информирует: официальный дилер MacGregor 26M в Украине – компания «Атлас марин».