Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Фиорд-Бот» + «Хонда»

#------

Представляя эту рубрику (см. №1/2003), я уже писал, что в ней мы будем давать отчёт только о независимых испытаниях техники (её поставщики не контролируют ни процесс испытаний, ни результирующий текст).
Для нашего первого тест-драйва СП "Фиорд-Бот" предоставило надувную лодку, а фирменный салон СП "Днипро Мотор" – подвесной мотор.

День первый.
В инструкции к лодке читаем: "…Идеальна для семейного отдыха". Именно это сегодня и проверим. Благо, под рукой три семейства, жаждущие отдохнуть немедленно.
Снова из инструкции: "В данной модели деревянный настил вклеен внутрь палубы и не требует излишних усилий по сборке/разборке… Просто развернуть лодку и надуть". Проводим чистый эксперимент: лодку будут "готовить к бою" Денис и Женя, до этого никогда не имевшие дело с надувнушками в принципе.
Подход к уложенному по-походному "снаряду" (фото.1), запускаем секундомер – поехали. Раскрыты "молнии" сумки, содержимое выложено на понтон. Развернули (фото.2). Разобрались с переходными штуцерами насоса и "кнопочными" клапанами баллонов (последние очень разумно расположены под банками – фото.3, – чтобы ногой не зацепить случайно), накачали по очереди носовой и два бортовых баллона (фото.4). Надели на банки сидения-сумки, установили на штатные места, докачали баллоны "по-боевому", привязали носовую сумку.
Лодка собрана (фото.5), секундомер остановлен – 25 мин. Здесь следует отметить, что инструкция на лодку предельно лаконична (т.е. не для американцев). О последовательности сборки там нет ни слова. По этой причине наши новички-испытатели, к примеру, не сразу разобрались, что клапаны баллонов нажатием "переключаются" в рабочий режим, что сидения-сумки нужно установить на банки ещё до полной накачки лодки. Эти заминки растянули время сборки практически вдвое.
Собранная лодка легко переносится (Женя с Денисом подняли её на мизинцах – фото.6).
Теперь займёмся двигателем.
Заливка масла. По инструкции в картер надо залить 0,25 литра SAE 10W-30, а в редуктор 0,05 л. SAE 90. Процедура много времени не заняла, но всё было бы гораздо проще, запасись мы для этого дела детской спринцовкой (в любой аптеке продаются). Окошко-индикатор уровня масла избавляет от замеров: лей себе, пока до риски дойдёт. Удобно.
Залили в бак бензин, разобрались с органами управления (русскоязычная инструкция для мотора вполне подробна, затруднений не возникло).
Из инструкции: "Если мотор опрокинут вверх валом, масло из редуктора попадёт в цилиндр и вызовет поломку при запуске". Особенность 4-тактных двигателей. На боку, противоположном румпелю, есть упоры, на которые мотор и можно ложить. Плюс вертикальное положение и наклон вперёд. И никак иначе. Я уже имел практику отмывания лодки от масла (из Хонды-8) – никому не пожелаю.
Прикручиваем мотор к лодке, страхуем его аварийной стропкой к транцу лодки, грузимся (фото.7). Двигатель запущен (с 6-го рывка), прогрет – можно выдвигаться.
Инструкция к мотору гласит: "Первые 10 часов работы мотора произвести на малых скоростях и не делать резких движений дросселем". Режим обкатки. Это ограничение (плюс малая для нашей лодки мощность двигателя) сделала наш тест-драйв несколько ущербным: как ведёт себя лодка на глиссировании, мы проверить не смогли.
Итак, остаток дня мы неторопливо (фото.8) бороздили Днепр, перевозя компанию с детьми, сумками и палаткой (испытания в максимально натуральной обстановке). Лодка спокойно брала нагрузку (один раз мы, вопреки предписанию "не более 3 человек", загрузились вчетвером плюс трое детей и палатка с сумками – кажется, лодка этого даже не заметила), запрыгивала носом на волну, практически не реагировала на поползновения сесть на борт (у надувнушек с остойчивостью и всхожестью на волну всё в порядке по определению) – одним словом, прилежно выполняла роль "идеального судна для семейного отдыха". Очень понравилась вместимость и практичность бортовых сумок (фото.9) – установленные в "нежилых" местах, они вместили просто удивительное количество всяческого скарба (на природу с детьми…, сами понимаете). Ну и, конечно, мы оценили мобильность надувнушки, обусловленную её малым весом: на ночь перенесли к палатке (или в домик – кому что ближе) – и спите спокойно: ни волна, ни "добрые люди" не унесут.
Пара мелочей. Если очень резко повернуть (на среднем ходу) двигатель, то гребешок волны запрыгивает через борт и прямо, пардон, под "пятую точку" рулевому. Второе вытекающее отсюда последствие – лужа под ногами, которую нечем убрать (кстати, содержимое подбаночных сумок подмокнуть может). Мы включили в штатный бортовой набор старую мочалку, теперь и водичка, и грязючка удаляются из-под ног быстро и без проблем.

День второй.
С утра запланировали практически проверить все возможные варианты использования лодки (она у нас дополнительно укомплектована всем, чем можно).
Начали с гребного варианта (фото.10). Понравилось, что уключины сделаны "с замком", весло случайно не выскочит. Но вот низкие борта накладывают свои ограничения: высокому гребцу будет явно неудобно, рукоятки вёсел с собственными коленками на каждом гребке конфликтовать будут. Если в лодке более одного, то пассажир (-ы) на задней банке по этой же причине должен (-ны) сидеть лицом назад – опять же, чтобы ноги не мешали процессу гребли. На вёслах лодка ведёт себя вполне достойно (в отличие от постсоветских "резинок", на которых грести неудобно и неэффективно). По-походному вёсла крепятся вдоль бортов в специальных держаках (весьма тугих, сами по себе вёсла точно не вывалятся).
Затем поставили на транец "Хонду", и Шурик устроил небольшой слалом вокруг буйков (фото.11). Как и следовало ожидать, на резких поворотах лодку ощутимо заносит – недостаток всех плоскодонок. По этой же причине незагруженная лодка сильно сносится боковым ветром. Яхтсмен Шурик даже сострил: "Шверт сюда нужен".
Осваиваем элементы дополнительного снабжения. Первый пункт: тент от солнца. Комплект составляют 6 железяк каркаса, растяжки и собственно тент (фото.12). Немного помудрили (при отсутствии инструкции каждая операция напоминает решение ребуса, к счастью, несложного), собрали (фото.13). Если тент не нужен, задние растяжки отвязываются и вся конструкция быстро укладывается на носу (фото.14). По прямому назначению конструкцию проверить не удалось (было пасмурно), но её эффективность в летнюю жарищу лично у меня сомнений не вызывает.
Теперь устанавливаем тент-кабину. Для "чистоты" эксперимента Шурик делает это на плаву прямо из лодки (фото.15). Минутная заминка при определении "где верх, где низ" – и конструкция установлена. Растяжки крючками на резинках крепятся прямо к приклеенному профилю фальшборта – просто и эффективно (фото.16). Кокпит "герметизирован" вполне качественно, дождик нам уже не страшен. Прошлись в таком виде под мотором – вполне комфортно рулится, достаточно широкий обзор через окошки (фото.17). А высота тента внутри над сидящими больше, чем, к примеру, в "Прогрессах" (фото.18).
Тент-кабина легко меняет конфигурацию. Стоило скатать передний и задний пологи – и мы уже в продуваемой "навылет" кабине (фото.19). Подошедший рыбак сразу отметил, что с носа будет удобно ловить на удочку: резко скошенный в носу тент даёт возможность спокойно поднять удилище вертикально в положении сидя. А ещё боковые полотна можно закатать вверх и зафиксировать ремешками (они по периметру в нужных точках пришиты) – получится тент от солнца, аналогичный уже опробованному нами.

Испытания окончены. На закуску – ряд соображений.
По лодке. Вклеенный внутрь палубы настил – безусловно, удобное решение. Но вот то, что он деревянный, вызывает сомнение: такая конструкция хороша до тех пор, пока герметична. Внутрь попадёт вода – дерево долго не проживёт.
Вот что приятно (цитирую инструкцию): "Срок действия гарантии на материал корпуса (ПВХ) на случай появления трещин, расслаивания или гниения и на отслоение любого шва или соединения фурнитуры с корпусом – 24 месяца со дня продажи".
По мотору. Применённая в конструкции центробежная муфта – отличная штука! Все эволюции выполняются одной рукой, на швартовке не отвлекаешься: газ на минимуме – винт не крутится, добавляешь газу – пошла тяга. Очень просто реализован задний ход: развернул мотор на 180 град., перебросил румпель к себе – и все дела.
Была маленькая проблемка: через 20 минут работы мотор вдруг заглох. Оказалось, что резиновое уплотнительное колечко на вентиляционной пробке бака при откручивании последнего "прилипло" к основанию, и воздушное отверстие осталось закрытым (на первый взгляд это было незаметно). Сдвинули колечко по резьбе вверх – и вся проблема.
Очень интересная особенность мотора: он с воздушным охлаждением. Недостаток этой системы – повышенная шумность. Зато есть и потрясающее преимущество: система охлаждения никогда не забьётся грязью и водорослями, этот двигатель – настоящий "болотоход". Знакомый одного из корреспондентов "Фарватера" специально приобрёл такой двигатель для поиска затопленной во время войны техники – обычно это в болотистой местности.
А ещё двухсильные "Хонды" довольно популярны у наших яхтсменов – лёгкие в переноске, малогабаритные (помещаются в рундук), очень экономичные и вполне "сильные" для небольшой яхты. Лично я был в лёгком шоке, когда нашу яхту (чуть меньше 3 тонн водоизмещения) взял на буксир "четвертьтонник" (это ещё полторы тонны) под "Хонда-2" и на лаге я при этом увидел скорость 3,5 узла! Конечно, яхтсменам сподручнее двигатель с длинным валом, у "Хонды-2" это на 130 мм длиннее стандартной модели. К сожалению, "Хонда-2,3" в "длинном" исполнении не производится.

Выводы.
Подтверждаем: если не планируется большого удаления от "базы", то опробованный нами комплект лодка-двигатель (фото.20) замечательно подходит для неторопливого семейного отдыха. Тем более, что в сложенном виде этот комплект помещается в багажник "Нивы" или средней "иномарки" (в "Жигули" всунуть просто не пробовали).
Тезис из инструкции к лодке "…может быть использована как дополнительное плавсредство для яхт и других судов, а также для рыбалки и охоты" мы проверим в процессе начавшейся навигации и свои выводы опишем в одном из следующих номеров.
Ну и, конечно, к тому времени накопится больше впечатлений о маленьком трудяге "Хонда-2,3".
До встречи.