Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Неизвестная известная «Ямаха»

#------

Далеко не каждому в Украине известно о «морском» подразделении компании Yamaha Motors, которое за более чем 50 лет выпустило широчайший спектр парусных крейсерских и спортивных яхт, различных моторных лодок для рыбаков и морских служб.

Парусные яхты фирма «Ямаха» производит от совсем маленьких (за рубежом их принято называть «динги») до больших крейсерских яхт, 44-футовых. Эти яхты очень популярны в США ввиду своей небольшой стоимости на вторичном рынке и высокого качества.
Мой рассказ — о небольшом 15-футовом японском швертботе «Ямаха», который волею судеб «занесло» из Страны восходящего солнца в днепровские воды.
В далёкие 1970-1980-е годы в Киеве проводилась большая японская выставка под названием «Йокогама». В числе прочих новаций там была представлена свежая модель спортивно-туристического швертбота фирмы Yamaha. Ветераны Киевского городского крейсерского яхт-клуба вспоминают, с каким восхищением рассматривали эту японскую «красотку» в павильоне ВДНХ. А потом были очень удивлены, увидев эту лодку в своём клубе! Японцы не увезли её из Киева по причине дорогой транспортировки. И она осталась в Киеве, попав после долгих мытарств в КГКрЯК.
За прошедшие десятилетия на «Ямахе» ходило-переходило много яхтсменов. И до сих пор всех восхищают её дизайн и красота. Но важнее всего были мореходные качества «японки», её завидная скорость и устойчивость на курсе при волнении. Этим летом и автор немало времени провёл в путешествиях на «Ямахе».
Обводами её корпус очень похож на именитого и проверенного временем «Финна». К преимуществам можно отнести довольно высокую для спортивного швертбота мачту (6 м) и два паруса — грот и стаксель, общей площадью 12 кв.м. После недолгой практики паруса ставились и опускались очень быстро, а наличие марок на мачте позволяло точно настроить натяжение грота по передней шкаторине.
Даже в совсем слабый ветер лодка при правильной настройке парусов уверенно набирает скорость. Управление парусами — это грамотное использование курса относительно ветра. Для швертбота самый скоростной курс — галфвинд, когда ветер дует в борт под прямым углом к курсу лодки. При боковом ветре 3-4 м в секунду «Ямаха» против течения уверенно опережала баржи, которые шли по днепровскому фарватеру.
В умеренный ветер на острых курсах, при выбранных втугую парусах, когда уже слышен шум кавитационных потоков, сходящих со шверта, красотка превращалась в неукротимую гонщицу. Именно тогда экипажу очень помогали ремни для откренивания. Рулевому на порывах ветра необходимо приводиться или вовремя травить гика-шкот, внимательно отслеживая «отражения» порывов в воде. Здесь расслабляться не приходится.
Очень невыгодно было лавироваться под одним гротом — яхта упрямо не хотела идти остро к ветру. Но как только поднимался стаксель, всё менялось, и угол лавировки достигал 35-40 градусов относительно ветра.
На фордевинде, когда ветер дует прямо в корму, паруса легко становились на «бабочку». Курс в целом комфортный, но необходимо постоянное подруливание и приведение лодки под ветер.
Самым же непродуктивным курсом оказался бакштаг при слабом ветре. Скорость падала, а настройка парусов отнимала очень много времени и сил.
Участие «вне зачёта» в одной из коротких парусных регат показало, что швертботы такого класса вполне могут соперничать с минитонниками и четвертьтонниками. В общем зачёте «Ямаха» пришла в середине списка финишировавших яхт, имея при этом один из наименьших показателей длины корпуса по ватерлинии. На таком великолепном результате сказался, безусловно, и малый вес корпуса при достаточной парусности швертбота.
Если наступало полное безветрие — тоже не беда! При почти поднятом шверте и приподнятом пере руля короткими гребками вёсел мы развивали весьма приличную скорость.
Подвесной двигатель использовался нечасто, в основном на малых, очень редко на средних оборотах. Он пригодился несколько раз в полный штиль, а также однажды в сильный ветер, когда использование швертбота без трапеции было бы слишком рисковым. В основном важность двигателя проявилась не в создании скоростного режима, а как надёжного источника тяги, когда парус было невозможно или нежелательно ставить. Поэтому использовался двухлопастной «тяговый» винт вместо трёхлопастного «скоростного».
В целом, несмотря на советы некоторых яхтсменов «старой закалки», которые говорили, что двигатель такой лодке «и в помине не нужен», наличие «двухлошадного» советского «Салюта» на борту придавало экипажу уверенности. За трёхмесячный сезон было использовано целых 3 (три) литра бензина! Так что парус — это не только спорт и экстрим, но также экология и экономия!
Плавучесть и непотопляемость лодки обеспечивают герметичные боковые водонепроницаемые баллоны и самоотливной кокпит. Пропорции длины в 4,5 м и ширины в 1,72 м («Финн» на 20 см уже) дают лодке завидную остойчивость. Однажды на сильном порыве лодка накренилась под углом почти в 90 градусов. Только стремительное перемещение членов экипажа на подветренный борт и резкое освобождение гика-шкота спасло лодку от поворота «оверкиль».
Вызывает восхищение японское качество пластикового корпуса. За несколько десятилетий далеко не «гаражного» хранения пластик не разрушился и выглядит почти новым. Видимо, корпус создавался для более агрессивной морской среды, а пресная вода позволила ему так хорошо сохраниться. «Нескользяшка», которой полностью покрыты боковые баллоны, палуба и бак лодки даже в наш век высоких технологий вызывают восторг у бывалых яхтсменов. Её шероховатость ни разу не подвела. Но чтобы не остаться без плавок, сидеть на такой «наждачке» нужно хотя бы в шортах.
Один из самых важных факторов — обитаемость. В широком и просторном кокпите для двух-трёх человек места более чем достаточно. Высота гика над палубой не заставляет человека среднего роста пригибаться при переходе гика с борта на борт.
Поражает также объём водонепроницаемого багажника, который расположен в носовой части и сравним с автомобильным. В самый нос складывался мягкий инвентарь — спальники и одеяла, занимающие немалый объём. Далее распределялись продукты и личные вещи. Дельные вещи — якорь, черпак, фонарь, инструменты — размещались сразу за люком. К сожалению, мачта стоит прямо по центру перед люком багажника, что не позволяло разместить в нём подвесной двигатель и компактную туристическую мебель, а в кокпите они мешали при управлении лодкой.
Но в целом «Ямаха» показала себя не только отличной спортсменкой, но и заядлой туристкой, с которой очень приятно отправиться в путешествие!
Сейчас парусный туризм на Днепре широко распространён. И самый важный аргумент для яхтсменов — удобные каюты со спальными местами и камбуз. Для ночёвки на крейсерской яхте достаточно стать на якорь в любом дозволенном месте. Но на швертботах малого класса, размерениями до 17-ти футов таких «жилищных условий» быть не может. Необходимо выбирать подходящее место, швартоваться, разбивать палатку… По этой причине швертботы без каюты непопулярны среди туристов. В основном швертботы или надувные катамараны такого класса можно встретить лишь на парусных соревнованиях или на коротких прогулках.
Но иногда ведь так хочется чем-то отличаться от других!..

Владимир ДОЛЯ, яхтенный рулевой 2-го класса.