Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Выбор Курценовского. Nord Star 31

#------

Любая страна может гордиться, если среди её граждан есть пилоты водно-моторной Formula-1. Во всём мире их менее 30, и каждый – национальный герой. В России первым был Алексей Ишутин, затем Андрей Берницын, Виктор Кунич. К этой «могучей кучке» принадлежит и Станислав Курценовский. Он гонялся 4 сезона, закончив выступления в 2003-м в команде «Zepter» легендарного Гвидо Каппеллини на лодке под №2. Тот год для Станислава оказался сложным: автомобильная авария, потом три аварии на воде. И он решил прекратить выступления. В первые дни 2007-го мы встретились со Станиславом в баре гостиницы «Прибалтийская». Тем для разговора было много, и все они касались воды. Не так давно в жизни известного гонщика произошло несколько значительных событий: он отметил своё 35-летие, решил вернуться в большой спорт и приобрёл катер.

Гонки для меня всегда были приоритетом, я с 11 лет занимаюсь этим. Мне стало недоставать адреналина состязаний, и я решил возобновить выступления. В декабре договорился с промоутером Чемпионата Formula-1 Николо ди Сен Жермано. Мне предложили гоняться на новой лодке в команде с Сами Селио. Финский парень отменно ездит, я с ним гонялся в 2002-м в команде «Vivid Velden». В прошлом году на Чемпионате мира он был вторым.
Из бизнеса я ушёл – его трудно совмещать со спортом. (Станислав –- основатель дистрибьюторской компании «Союз Квадро» с персоналом 450 человек). Когда был моложе, мне это удавалось, теперь сидеть в кресле генерального директора и думать о гонках не получается. Я завершил дела, расплатился с банками и кредиторами, и мы расстались с бизнесом без взаимных обид.
Теперь расскажу про катер. Я хотел сделать себе подарок и на одной из выставок присмотрел неплохой катер-седан – не новый, но все «детские» болячки на нём были устранены, поставлено дополнительное оборудование. Лодка хорошая, однако первый выход в море меня вынудил задуматься: то ли лодка маловата, то ли я давно за штурвалом не сидел… Мне показали другой катер – Nord Star 31 с мощными двигателями. Когда мы на нём вышли, я почувствовал, что другого мне не надо: настолько он оказался динамичным, мореходным, лёгким в управлении и маневренным. Конечно, это не Formula-1, где можно круто повернуть, почти не сбрасывая скорость, но…
И я решился. В конце прошлой навигации выходил на нём в Финский залив. Пару раз была приличная волна и даже штормовое предупреждение, но мне было важно понять, что собой представляет лодка. Она вела себя великолепно.
Вода манит многих, но мне нужна высокая скорость, ощущение риска. Как сказал один мой приятель (военный лётчик), у гонщика и у пилота-истребителя должно быть особое отношение к опасности, тогда он способен на многое. Скорость занимает большое место в моей психике, я хочу лететь на пределе своих возможностей. Для меня пилотировать скоростную лодку столь же естественно, как дышать. Море и скорость позволяют слиться с окружающим миром, с лодкой, почувствовать себя свободным. Nord Star 31 Patrol это даёт
.
Nord Star 31 Patrol мы представили несколько лет назад в статье-тесте («Капитан-клуб» №5/2004). Эта модель – пока самая крупная в линейке финской компании «Linex-Boat» (в 2008-м мы увидим новую модель длиной 40 футов). Основные черты: высокобортный корпус с высокой (1,95 м) центральной рубкой-салоном, характерный обратный наклон лобовых стёкол, обеспечивающий быстрое скатывание воды и отсутствие бликов. Носовая палуба, кормовая площадка и проходы вдоль бортов, защищённые высокими фальшбортами и жёсткими релингами, позволяют свободно перемещаться по периметру судна. Палуба покрыта тиком, внутренняя отделка тоже из тика. Мягкое кресло рулевого имеет регулировки, соседнее кресло поворотное, перед ним удобный штурманский столик. Сзади – угловой диван, поднимаемый к подволоку обеденный стол, камбуз. В носу – светлая, благодаря верхнему люку, каюта для двоих; высота подволока 1,85 м. Вторая, поменьше (для гостей или детей), находится под палубой салона, рядом с ней – санузел с душем. Из кокпита, накрываемого тентом, проход в фальшборте ведёт на кормовую платформу, а вертикальный трап – на верхний мостик с постом управления и двумя удобными креслами.
С двумя дизелями Volvo Penta KAD 300 (2х286 л.с.) катер легко развил 45 узлов. Хорошо проходил двухбалльную волну: чуть подлетая и ударяясь, но без грохота и треска. Колонки с соосными винтами DuoProp, раздельное управление моторами и подруливающее устройство обеспечивали прекрасную динамику и маневренные качества. Крен в поворотах заметный, но скула «работает», не давая лодке проваливаться. Разгон до 20 узлов – всего 12 с; запас топлива позволяет пройти 30-узловым ходом 300 миль без дозаправки. Высокий борт, прочный корпус («глубокое V» в носу, килеватость в корме 18 градусов), приличные масса и запас мощности позволяют противостоять волне и даже шторму.
В этой лодке интересно то, что она… живая. Меня устраивает просторная носовая каюта, дети (у Станислава дочери 6, 10 и 12 лет) пока размещаются в кормовой. Мне нравятся широкие проходы по бортам. Удобные выходы через сдвижные двери на борт. Никто друг другу не мешает – есть ещё дверь в кормовой кокпит, и все могут ходить по катеру, не сталкиваясь в проходах. Здесь даже большой компанией не тесно.
Что касается расположения приборов, эргономики пульта и управления, практически одни плюсы – всё удобно, хорошо видно. Особенно удобно работать с картплоттером 12”. Очень грамотная компоновка рубки, удачное решение со столиком. Сиденье двигается и откидывается, хотя для крупного человека проход тесноват.
Путешествовать на такой лодке достаточно безопасно даже с детьми. Они могут спокойно бегать по палубе – у меня на борту они, как положено, в жилетах. Им очень нравится. К сожалению, моя жена не любит море, но и она оценила надёжность лодки. Кокпит большой и это хорошее место для семейной трапезы – есть где поставить складные стулья и столик, чтобы устроить пикник.
С точки зрения эргономики всё продумано, легко швартоваться одному. С «подрулкой» причаливаю кормой без особых тренировок. Эта лодка, пожалуй, предельного размера, с которым я могу справиться сам при швартовке. За эти деньги можно было купить лодку побольше, пусть не новую, но мне не нужен на борту экипаж.
У меня характер импульсивный, хочется мчаться и мчаться. На моей лодке стоят двигатели Volvo Penta D4-260, и расход топлива приемлем относительно мощности и скорости (до 42 узлов). Флайбридж, на мой взгляд, иметь необязательно: на высоте ощущаешь себя вперёдсмотрящим на мачте парусника. Хотя в этом есть свои преимущества.

Nord Star 31 Patrol относится к типу катеров, которые предпочитают люди, стремящиеся ходить в море, а не вальяжно проводить время у причала. Владельцами подобных судов, быстроходных, надёжных и мореходных, обычно становятся люди практического склада, хорошо знающие, что яркое солнце над лазурным морем неизбежно затеняют свинцовые краски штормовой воды. Может быть, поэтому такие лодки и встречаешь чаще в северных широтах. Море в непогоду – то же бездорожье, и если уж по нему «ездить», то на внедорожнике…
Это действительно внедорожник на воде. Не «паркетник», а именно внедорожник. В этом есть своя привлекательность. Я даже пожалел, что рано поднял Nord Star, на нём можно было до декабря ходить: надёжный корпус, двигатели, замечательные мощные отопители… Единственное, чему трудно доверять, – прогнозу погоды…
В сезоне 2007 г. Станислава Курценовского ожидает непростая борьба на гоночных трассах. Подтверждено 10 этапов, первый начнётся 29 апреля, и с начала апреля уже планируются тренировки в Италии. Пожелаем Станиславу спортивных успехов на его гоночной лодке и счастливых плаваний на семейном Nord Star 31 Patrol.
А вывод из этой истории я сделал такой: если хочешь круто изменить свою жизнь к лучшему, садись в лодку и уходи в море…

Беседу вёл Алексей МАКСИМОВ.

P.S. Материал предоставлен редакцией российского журнала «Капитан-клуб» по просьбе официального представителя Nord Star в Украине – компании «НТ-Марин Украина» .

P.P.S. Редакционная группа «Фарватера» тоже проводила ходовые испытания Nord Star 31 Patrol (с менее мощными двигателями) – читайте в №5/2006г.