Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Tige Boats — буксировщики-универсалы

#Tige #Тест-драйв

Редкий случай в моей практике журналиста-испытателя: я абсолютно не знал, что именно замерять, и вообще — назвать ли то, что было, тест-драйвом?.. Ибо кондиции этих лодок по достоинству оценит только воднолыжник или бордист, а я не из их числа. Словом, воспринимайте рассказанное далее, как оценку спортсмена-теоретика.

Tige Boats — американская компания (производство в Техасе), основанная в 1991 конечно же воднолыжниками-энтузиастами. До сих пор остаётся семейным бизнесом.

Создают здесь спортивные буксировщики для воднолыжников, вэйкбордистов и вэйксёрферов. На рынке лодки котируются, как максимально продвинутые (технически и дизайнерски), высококачественные и люксовые. Соответственно, недешёвые.

Изучаю их в Бельгии, на озере, полностью одданном “на откуп” спортсменам (для яхтинга, дайвинга и рыбалки — “свои” озёра по соседству, о как!), с постоянными буйками дистанций и уютной небольшой мариной. Два Tige-катера ошвартованы у понтона, третий пока на прицепе — прекрасная возможность увидеть днище.

Самым характерным свойством своих катеров создатели считают универсальность. А добиться этого было очень непросто: корпус должен создавать то большую поперечную волну (для вэйксёрфа), то выраженную кильватерную (для вэйкборда), то оставлять минимум возмущений, активно сопротивляясь боковой тяге (для воднолыжного слалома, прыжков с трамплина…). Ответ инженеров — запатентованные обводы Convex V: килеватость в носу, система выраженных реданов и небольшой латунный киль. А для управления волной (т.е., “переключения режимов”) — система индивидуально управляемых транцевых плит TAPS 3, которую совершенствуют с 1995-го (“3” — это поколение системы). Дополняется всё это также компьютерно управляемой системой балластировки (The Surf + Wake XL Ballast): вода закачивается в кормовые танки, мощные помпы заливают их полностью за 6 минут. Конечно, чтобы разогнать катер в балластном положении, с опущенными плитами и полной загрузкой (все тестовые модели берут на борт до 16 человек!) нужен “тяговитый” привод. Его обеспечивает большой 4-лопастный винт с валовой передачей (т.е. винт — далеко от транца, за рулём, пункт безопасности для плавающих) от “большеобъёмных” моторов Indmar с закрытой системой охлаждения (радиатор встроен в днище).

Корпуса пластиковые, современной “агрессивной” архитектуры. Верфь предлагает множество расцветок, которые выбираются ещё до постройки (за 9-12 дней, зависит от модели) судна и закладываются на уровне гелькоута (!). Исполнение впечатляет.

“Вишенка на торте” — разноцветная подсветка волны. Словом, лодки для эстетов. А прагматики оценят 5 лет гарантии на корпус.

Общее впечатление от испытаний: лодки жёсткие (на волне нигде ничего не скрипит, не трещит). Ускорение ого-го! — в кресло вжимает. Максимальные скорости не впечатляют (порядка 63-72 км/ч), но они поддерживаются даже с предельной нагрузкой. На резких разворотах крена почти нет — “эффект багги”: только держись, чтобы не вылететь за борт.

Управление балластировкой и режимами — электронное, очень интуитивное, все операции делаются буквально одним-двумя касаниями по сенсорному экрану бортового компьютера.

Встроенная в корпус кормовая камера следит за спортсменом. А тот может управлять волной прямо с доски, брелком беспроводной системы Surf Link. Продрогнув на доске, легко согреться тёплым воздухом, направив (вытяжным гофрошлангом) его прямо за пазуху — просто и эффективно.

Теперь — помодельно.

Tige R23
R — “экономичная” линейка Tige, она позволяет спортсмену пользоваться всем разнообразием волнообразования, но с минимальными дизайнерскими и люксовыми “наворотами”. Корпус — остроносый, арка — трубчатая, укреплённые на ней динамики — серии ICON. Мотор — базовый для всей R-серии Indmar 360R объёмом 6,2 л. Балластные танки: постоянные 812 л и опциональные (только вложить в кормовые рундуки и подключить к предустановленным трубкам) 345 л. Бортовой компьютер (установка режимов, круиз-контроль, управление музыкой и пр.) — Touch2 с 7-дюймовым экраном, простой и интуитивный.

Главный кокпит — с сидениями по периметру, трансформаций минимум. В носу — кокпит-солярий. К арке крепится небольшой тент-бимини, надёжно спасавший нас от солнца. Доски крепятся не только на двойных боковых “вилах”, но (ещё пара) сверху, на этот самый бимини.

Tige RZX2
Судно короче предыдущего, но за счёт широкого носа с парой “клыков” оно ёмче. И мотор мощнее — серии Indmar Raptor. Балластные танки: постоянные 1225 л и опциональные (как и на R, легкоподключаемые) 500 л — соответственно, можно создать волну уже побольше.

Люксовость RZX уже значительно выше. Бортовой компьютер — 10-дюймовый Clear User Experience. У него больше функций и (главное) на его экран можно вывести “картинку” с кормовой камеры. Дизайнерскую арку с электроподъёмником (чтобы уменьшать габарит при перевозке) американцы удостоили специального приза “Инновация года”. Smart Wheel — это неподвижный блок кнопок управления музыкой и показаниями приборов поверх штурвала (действительно удобно). Акустическая система — премиум-класса, от Wet Sounds. Управлять последней легко не только с компьютера, но и с панели на транце.

В главном кокпите кормовой диван можно “развернуть” в сторону транца. Бортовой диван левого борта также превращается в шезлонг. Кресло водителя — с настройками и комфортными подлокотниками. Носовой кокпит гораздо ёмче, нежели на R.

Tige RZX3
Всё то же, что и у RZX2, но солиднее — судно ещё больше, высокобортнее и тяжелее. Балластные танки: постоянные 1860 л и опциональные 500 л — волна будет ещё круче. В кокпите ещё больше трансформерных решений — “развернуть” в корму можно уже целый ряд сидений. В корме добавлен специальный “мокрый” рундук для сёрфа. Кормовая платформа увеличенной площади. В “стандарте” поставляется даже термосумка YETI Hopper.
Лодка получила престижную американскую награду WakeWorld Riders Choice.

Мы не только обкатали сами лодки, но и использовали их по прямому назначению — буксировали вэйкбордера и вэйксёрфера. Как лодка создаёт волну — вот уж действительно впечатляет! И что можно вытворять на этой волне, впечатляет не меньше (даже попробовать захотелось).

Несомненно, Tige отлично бы смотрелись на нашем Днепре, многим бы добавили здоровья и ярких эмоций.

Богдан ПАРФЕНЮК.