Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Dufour 310 GL vs Hanse 342 Советы бывалого

#Interlegal #Консультація

Эксперты компании Interlegal известны своей практикой юридической поддержки яхтинга. Однако, помимо оформления, регистрации и страхования яхт, мы будем время от времени делать и технические обзоры интересных на мировом рынке яхт.

Мы уже писали, что идеальная яхта ещё не построена. Но всё в нашей жизни познаётся в сравнении. И мы предлагаем сравнить серийные европейские яхты длиной до 35 футов. Итак: Dufour 310 GL против Hanse 342.

Технологии и материалы яхтостроения становятся всё совершенней. А унифицированная система строительства судов практически исключает возможность производства некачественных яхт. Посему, выбирая яхту, наряду с известными марками есть смысл обратить внимание на менее разрекламированные яхтостроительные брэнды.

Известно, что Dufour и Hanse представляют собой две разные школы проектирования. Необходимо также учесть и разницу в возрасте: Dufour появился на несколько лет раньше Hanse, дебютировавшей на Гамбургской выставке в 2005 году.

Dufour
Как и известные бренды Bavaria и Jeanneau, компания держит в производстве две линейки яхт — Performance и Grand Large. Разница между линейками в следующем: лодки, входящие в серию Performance, относятся к категории крейсерско-гоночных яхт, а серия Grand Large объединяет чисто круизные яхты. Однако подобную градацию у Dufour никак нельзя сравнивать с Bavaria, имеющей специальную спортивную линейку Match. Эта серия по своим парусным и ходовым качествам позиционируется несколько выше, чем Dufour Performance, которая примерно сравнима с Bavaria Cruiser. Если вы собираетесь проводить время в регатах и гонках (не самого экстремального уровня), то ваш выбор — Bavaria Match. Если вы предпочитаете отдых под парусами, сочетающий в себе спокойные прогулки и клубные гонки, — выбирайте яхты крейсерско-гоночных серий: Bavaria Cruiser, Jeanneau Sun Odyssey или Dufour Performance.

Dufour Grand Large предпочтительнее для яхтсменов, которые мечтают об относительно спокойном плавании в открытом море. Яхты этой серии несколько меньше нагружены парусами, чем близкие им по длине Dufour Performance, а также имеют большую долю балласта в водоизмещении, что позволяет позднее брать рифы при усилении ветра и идти с меньшим креном.

Яхта Dufour 310 GL стала своеобразным символом выхода верфи из тяжёлого затянувшегося кризиса. Он был завершён после объединения капиталов Dufour Yachts и одной из крупных итальянских верфей Cantiere del Pardo (яхты Grand Soleil). Dufour привлекли к работе талантливого яхтенного дизайнера Патрика Росео, и всё изменилось. Dufour 310 GL — это яхта верфи, созданная Патриком Росео совместно с итальянским яхтенным конструктором Умберто Фелчи.

Кстати, в 2003 году лодка Dufour 34 (прототип яхты Dufour 310 GL) завоевала титул «Европейская яхта года». Помимо новых конструкторских имён, компания Dufour перешла и на новые современные технологии: яхта выклеивается с использованием вакуумных методов формования, а палуба — даже с использованием инфузионной технологии, что делает её заметно легче. Это увеличивает остойчивость яхты или позволяет настелить тиковое покрытие без ухудшения весовых характеристик по сравнению с конкурентами.

Планировка интерьера яхты достаточно проста и традиционна: каюта в носу, каюта в корме по левому борту, салон с двумя побортно расположенными диванами. Обращает на себя внимание и то, что оба дивана прямые. Это несколько противоречит современной моде придавать им Г- или С-образные формы, зато позволяет без проблем превратить диваны в два дополнительных спальных места. Впрочем, шестерым пассажирам на яхте такого размера достаточно комфортно. Штатно диваны обшиты тканью и выглядят очень нарядно, создают ощущение простора в салоне. Хорошее впечатление производят каюты с высокими потолками даже для человека ростом 190 см. Очень удобен и просторен штурманский уголок яхты с большим столом, а вот на хорошо укомплектованном камбузе почему-то нет важной детали: перегородки между мойкой и салоном. Доверьте неумелому юнге мыть посуду — и грязные брызги на великолепных диванах гарантированы.

В кокпите отсутствует та самая деталь, которую когда-то именно Dufour Yachts и привнесла в яхтостроение: погон гика-шкота на крыше рубки. Если погон находится в кокпите перед штурвальной колонкой, то он снижает комфорт пребывания в кокпите по сравнению с яхтами, где погон вынесен на рубку. Работая с гика-шкотом, заметили ещё одну странную особенность — малое количество лопарей его штатной проводки, поэтому усилия на ходовом конце довольно велики.

Владелец яхты подтвердил опасения, сказав, что в сильный ветер приходится заводить ходовой конец гика-шкота на наветренную лебёдку стаксель-шкотов. Это, безусловно, неудобно, особенно при продолжительной лавировке с короткими галсами. Зато сами лебёдки стаксель-шкотов расположены под рукой у рулевого, что в несильный ветер позволяет без проблем управляться с яхтой в одиночку. А вот для участия в гонках такое расположение всё же не оптимально — шкотовый при работе с лебёдкой вынужден сидеть прямо на погоне, при этом гика-шкот проходит у него чуть ли не по спине. Всё же эта яхта хоть и позиционируется, как «racer/cruiser», но, очевидно, больше «cruiser», чем «racer». Как уже давно доказано, удачная эргономика на борту в гонках стоит лишней пары рук (или лебёдок). А здесь придётся проигрывать лишние секунды, настраивая стаксель после поворота, находясь в неудобном положении.

Работать со стаксель-шкотом, перенеся его ходовой конец через кокпит на наветренный борт (как это порой любят гонщики), на Dufour 310 GL вообще не получится (вернее — можно, но чрезвычайно неудобно).

Ещё стоит отметить приятную деталь: гик поднят довольно высоко, что не только способствует комфорту и безопасности, но и улучшает обзор. Ходовые качества яхты под парусами оказались вполне удовлетворительными: её оптимальный угол лавировки равен 43° к истинному ветру, при этом судно идёт достаточно спокойно, с небольшим реактивным усилием на руле. Впрочем, хорошим лавировщиком Dufour 310 GL всё же назвать нельзя, его наилучшие качества раскрываются на курсах от галфвинда до полного бакштага. Особенно радует то, что стремление лодки привестись на порывах здесь сведено до минимума и ощущается рулевым лишь в виде повышенного усилия на штурвале, впрочем, повышенного не настолько, чтобы утомить рулевого.

Пожалуй, на порывах Dufour 310 GL ведёт себя немного лучше Jeanneau или Bavaria, Пожалуй, на порывах Dufour 310 GL ведёт себя немного лучше Jeanneau или Bavaria, отзываясь небольшим усилением крена и быстрым ускорением. Наивысшая скорость, которую нам удалось замерить, — 8.5 узла при ветре около 10 м/с. Очень хороший результат. Завершая разговор о Dufour 310 GL, заметим, что его базовая цена составляет чуть более 98 тыс. евро — немного для столь удачно сбалансированной и укомплектованной лодки. отзываясь небольшим усилением крена и быстрым ускорением. Наивысшая скорость, которую нам удалось замерить, — 8.5 узла при ветре около 10 м/с. Очень хороший результат. Завершая разговор о Dufour 310 GL, заметим, что его базовая цена составляет чуть более 98 тыс. евро — немного для столь удачно сбалансированной и укомплектованной лодки.

Hanse
А вот немецкая верфь Hanse Yachts (ранее называвшаяся Yachtzentrum Greifswald) идёт своим путём. У верфи нет деления на «спортивную» и «крейсерскую» линейки — конструкторы, по их собственному заявлению, пытаются создать «кроссовер».

Новая модель Hanse 342 является модернизацией хорошо зарекомендовавшей себя «341-й» модели. В 2002 году она тоже была признана «Европейской яхтой года», так что включение её наследницы в наш обзор более чем оправданно. Внешне изменения минимальны: форштевень, став более крутым, удлинил ватерлинию, кокпит открывается — откидывающийся в транце клапан превращается в купальную платформу, одновременно облегчая заход на борт. Выглядит это менее элегантно, чем у конкуренток (у которых маленькая купальная платформа аккуратно отделана тиком), зато более удобно и целесообразно.

Намного интересней интерьер и планировка подпалубных помещений на Hanse 342-й. Намного интересней интерьер и планировка подпалубных помещений на Hanse 342-й.

Базовый вариант сильно отличается от того, что мы привыкли видеть на небольших яхтах, а всего вариантов планировки предлагается восемь. Можно выбрать четыре варианта салона в сочетании с одной или двумя кормовыми каютами. В салоне могут быть большая или маленькая душевые кабины. При выборе маленькой появляется место для большого шкафа для одежды. Всё это может комбинироваться либо с двумя побортно расположенными диванами и одним центральным столом, либо с одним диваном, двумя креслами и двумя столами.

Яхта изнутри больше походит на малогабаритную квартиру советских времён. Особо отметим большой и удобный камбуз. Зато нет выделенного штурманского места – взамен его предлагается использовать одно из кресел и центральный столик левого борта. В общем, как ни крути, а свободное пространство взять неоткуда и, выигрывая в чём-то одном, обязательно проиграешь в другом.

Тем не менее, по удобству и простору внутри, а также обилию всяческих лючков, рундучков и прочих шкафчиков Hanse 342, пожалуй, несомненный лидер в классе. Отделка интерьера выполнена в стиле, сочетающем ретро и новомодный минимализм и, на мой взгляд, сильно уступает конкурентам.

Впрочем, не интерьером единым. Кокпит Hanse 342 ещё интереснее и, в первую очередь, тем, что покупателю предлагаются два варианта рулевого механизма: круизный со штурвалом и… спортивный с обычным румпелем. Румпель уже начали забывать на крейсерских яхтах такой длины, и вот он возвращается. Кстати, управление румпелем многим нравится гораздо больше, чем штурвальное — тут и яхту лучше чувствуешь, и на борту рулевому сидеть удобно. Со штурвалом в этом отношении дело обстоит хуже: фирма предлагает штурвальное колесо диаметром около 100 см как компромисс — оно и места в кокпите занимает немного, и яхту чувствовать позволяет. Беда только в том, что если сесть на борт так, чтобы хорошо видеть с места рулевого переднюю шкаторину стакселя, банально не хватает длины рук. Сидя на комингсе кокпита, рулевому даже среднего роста придётся тянуться к штурвалу. Так что за штурвалом лучше стоять, тем более что приборы на колонке расположены под нормальным углом обзора.

Таким образом, на наш взгляд, покупать яхту Hanse 342 стоит только с румпелем (что и дешевле почти на две тысячи евро). Кокпит в этом случае становится просто огромным (правда, его прорезает погон гика-шкота, идущий на уровне банок). С другой стороны, румпельное управление может кому-то показаться утомительным на долгих переходах.

Ходовые характеристики Hanse 342 оказались выше всяких похвал: всё же, когда за дело берутся люди, выигравшие «Кубок Америки» (вернее, сконструировавшие яхту победителя), остальным лучше стоять в сторонке. Judel/Vrolijk & Co провели великолепную работу, оптимизируя корпус лодки и её вооружение. Придраться, пожалуй, не к чему: лавировочный угол — всего 80°, просто отлично для крейсера. При этом (на курсе 40° к истинному ветру скоростью 5-6 м/с) яхта давала свыше 6 узлов. Наивысшей скорости удалось достичь на галфвинде — она составила 7.3 узла. Ощущения на руле при этом восхитительные, управлять яхтой можно исключительно точно, лодка чутко реагирует на угол перекладки румпеля уже в 5-6°. Вибраций никаких. Нет даже намёков на желание яхты привестись на порыве — лодка слегка кренится, потом ускоряется.

В общем, по ходовым качествам Hanse 342 стоит заметно выше остальных яхт.

Выигрывает она и по обитаемости, а вот внешний вид и интерьер представляются довольно скучными. На фоне радующей глаз нарядной и стремительной Dufour 310 GL конкурентка из Грайфсвальда выглядит несколько неопрятной. Правда, при базовой цене 89 тыс. евро Hanse 342 — очень привлекательная покупка.

Конечно, наш обзор не претендует на догму. Однозначно сказать, что среди описанных яхт есть «абсолютно лучшая», не повернётся язык. Все яхты хороши по-своему, и каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Например, если для вас главное — удобство управления яхтой в одиночку, то следует обратить особое внимание на яхты Bavaria и Dufour. Если хотите сэкономить — стоит подумать о Harmony или Balt Yacht.

Ценителям красоты, несомненно, приглянется Jeanneau, а тем, кто любит «погорячее», надо думать о выборе между Hanse или Dufour.

Геннадий ПЕТРОВСКИЙ,
менеджер по работе с клиентами Interlegal