Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Пришелец из будущего

#------

"… который умных книжек
прочитал в два раза больше,
чем успели написать
за всю историю человечества."
(М.
Фрай)

Сегодня журнал «Фарватер» пригласил в гости удивительного собеседника — Алексея ЗОТИКОВА, тележурналиста, режиссера, кандидата исторических наук, автора исторических телевизионных программ и видеофильмов. Человека настоящего, живущего ради будущего и бережно изучающего прошлое…

Когда мне было неполных одиннадцать лет, я в фильме «Сочинение на вольную тему» снятого на студии «Киевнаучфильм», сыграл роль Пришельца из будущего — школьника из, теперь уже близкого, тридцатого века. Мой герой на украденной из кабинета физики портативной машине времени, вместе с еще одним пацаном, совершил попытку путешествия в разные эпохи. Но машину "клинило" и они попадали между временами в двухмерные пространства… Жуть, если представить… Сыграв в этом фильме, я в 11-ть лет заработал 140 рублей и на эти деньги вместе с родителями поехал отдыхать в Сочи!.. Но дело даже не в том. Прошло 20 лет, и я вернулся на эту же студию сначала в роли консультанта, потом как автора самого большого для них проекта (кстати, реализовав оный, студия прекратила свое существование в прежнем виде). Вот так, через двадцать лет, я стал для них пришельцем из будущего, поскольку обеспечил студию не только сценариями, но и большими проектами…
Практически нет ни одного украинского телеканала, не демонстрирующего работы Зотикова на исторические темы. Алексей вел рубрику истории Украины (проект «Телемания» на канале 1+1), сделал цикл программ о Киеве — «Дай пять!» на ТЕТе, вел передачу «Тайный мир» на Новом Канале. Цикл «Неизвестная Украина» неоднократно демонстрировали на ICTV. Последняя большая работа — 10-серийное документальное кино о русско-японской войне (ТРК "ЭРА"). Зотиков — автор многочисленных сценариев телепрограмм и документальных фильмов о самых интересных и любопытных моментах из истории развития и становления Киева. Кстати о Киеве:
Вплоть до 18 века Киев был известен как международная гавань, где стояли торговые суда со всей Европы. Почайна и Днепр, сливаясь, образовывали большой карман, куда можно было спуститься с севера, зайти с юга — из Средиземного и Черного морей. Потом Днепр поменял русло, и Подол начал заливаться каждую весну (вплоть до 1920-х годов). А Труханов остров практически весь уходил под воду, только хаты торчали. Кстати, Труханов был городком водников. Именно на Трухановом острове в конце 19 века был основан Киевский Императорский яхт-клуб — один из первых в Российской империи, который имел свой устав, избираемых председателей. Членами клуба были люди, как правило, высокого социального статуса — домовладельцы, члены семей фабрикантов. Среди них семья Гинтовтов, владевшая увеселительными заведениями и тесно связанная с яхт-клубом. Правнуки Гинтовтов до сих пор проживают на улице Братской и хранят интересные для истории документы. Сам Гинтовт был крестьянином, взявшим "на откуп" Труханов остров и побережье Венецианского залива, где и был построен ресторан на воде — «Босфор», отец всех ресторанов-дебаркадеров…
Когда приезжал Император или члены императорской семьи, в клубе проводились регаты. Правда, из-за его удаленности и уединенности случались и леденящие душу истории. Например, в 1904 году произошло убийство кассира яхт-клуба, родного деда известного киевского историка, археолога Михаила Брайчевского. Сезонный сторож отследил кассира Брайчевского и зарубил его топором, отобрав кассу.
При Николае ІІ на Трухановом построили школу, в которой потом училась наша прославленная поэтесса Лина Костенко. Но сам остров долгое время был неопределенной городской территорией. Дело в том, что Левый берег с Подмостной слободкой и Никольской слободкой относился к Черниговской губернии. Люди, которым полиция запрещала проживать в Киеве, спокойно переходили Николаевский цепной мост, на его месте ныне мост-метро. Цепной был взорван в 1920 году при отступлении польских войск и окончательно разрушен в 1941-м. Больше его не отстраивали, только быки видны рядом с мостом метро…

Алексей все больше увлекается рассказом. За каждым упоминанием места следует череда фамилий, событий и фактов неразрывно связанных дыханием истории…
Я собираю так называемые «шанты», старинные морские песни, которые пелись моряками, пиратами, морским людом Британии, США, Австралии. У меня порядка полутора сотен записей старинных песен на английском языке, которые пелись с 16 века. И совершенно особый жанр — наш! — морские канты! Были канты «описательные» и канты «поздравительные», они были популярны начиная с петровских времен. Пелись в унисон и помогали морякам при однообразной работе, допустим, при подъеме или спуске паруса или якоря. Пелись сразу всей командой. Очень известны канты "Буря море раздымает", "Как по матушке, по Неве-реке" и ряд других. Один из них был воспроизведен в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» по сценарию Виктора Шкловского…
В поисках фактов и приключений, преодолев немало и морских миль, Алексей вспоминает свои походы под парусом. Обещаем продолжить его рассказ в следующих номерах журнала, подробней остановившись на истории Крымского побережья, Днепра, на истории становления и развития флота Украины. А пока несколько его слов о яхтинге:
Движение под парусом соотносится с человеческим ритмом, с ритмом биологического существования. Машина обессмысливает ауру, которую тебе могут дать стихии воды и воздуха. Только под парусом ты становишься частью мира. Парус роднит тебя с природой. Тот, кто понимает разницу, даже страхуя себя машиной, при первой возможности поставит парус.