Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

От Турции до ЮАР – 2 года и 15000 км

#------

Меня зовут Андрей Семенько. 28 лет, экономист, защитил кандидатскую в МАУП (г. Киев). В юности о парусах и мысли не было. Но 5 лет назад друг (его яхта находилась в Турции) подбил меня на авантюру (так я тогда считал). И мы с ним прошли практически всё побережье Турции, Италии и все Греческие острова. Видимо, мои матросские старания были оценены, потому что два года спустя я получил предложение включиться в интернациональную команду для путешествия с Турции в ЮАР – через Суэцкий канал, Красное море и вдоль восточного побережья Африканского континента (материка). Замечу, что немногие выбирают этот путь, идя под парусами. Вот об этом плавании мне и захотелось рассказать. Может, кому-то пригодится хоть малая крупица нашего опыта.

Экипаж состоял из трёх человек: немец Horst Tabel (60 лет, капитан и владелец яхты), турок Ahmet Davran (48 лет) и я, из Украины. Общались на английском, без всяких трудностей.

Яхта “Meridian”
Тип Hallberg Rassy 352 (дизайнеры Christoph Rassy и Olle Enderlein), построена в 1989-м в Швеции. По обводам – классическая длиннокилевая яхта. Водоизмещение 6,7 тонны, длина 11,5 м, осадка 1,7м. Мотор – 3-цилиндровый турбо-дизель Volvo Penta 2003T мощностью 43 л.с. Максимальная скорость 8 узлов. В 3-х каютах с комфортом размещаются 7 человек, есть туалет с душем (горячая и холодная вода), на камбузе холодильник на 150 л (Danfos), 3-конфорочная газовая плита с духовкой и двойная раковина. Бак для пресной воды 300 л, топливные баки на 240 л.
Мачта высотой 18 м., длина гика 4,2 м. Площадь генуи 42 кв.м. (ещё в комплекте 2 генуи и рабочий стаксель на 30 кв.м.), грот 35 кв.м. (и ещё два идентичных запасных).
Автопилот Autohelm 6000, инструменты (лаг, эхолот, анеморумбометр), якорная электролебедка, "Bugelanker" (он же WASI anchor – прим.ред.) весом 29,5 кг., 6-местный спасательный плот (перед походом мы отсылали его для инспекции), сигнальные ракеты, самонадувные спасательные жилеты, фосфорные фонарики и прочее стандартное снабжение.

Перед походом
Мысль о приобретении опреснителя солёной воды быстро отпала — он потреблял бы чересчур много электроэнергии. В кубрике под кроватью установили дополнительный бак для пресной воды на 200 л. Добавили ещё 3 аккумулятора (каждый по 105 ампер-часов) и установили солнечные батареи. Оснастили ступеньками главную мачту – это очень пригодилось, когда маневрировали между коралловыми рифами: с высоты было легко определить нахождение коралловых рифов по цвету воды.
Приобрели три GPS "Garmin 12" (2 про запас), британские Адмиралтейские карты и литературу:

  1. Лоция Красного моря (Red Sea Pilot by Elaine Morgan and Stephen Davies)
  2. Круизный справочник по Индийскому океану (Indian Ocean Cruising Guide by Rod Heikell)
  3. Лоция восточно-африканского побережья (East Africa Pilot by Delwyn McPhun)

Купили спутниковый телефон Iridium – как для навигационных целей (получение сводок погоды, аварийная связь), так и для общения с семьями. Кстати, перед серьёзными покупками оказалось совсем нелишне изучить рынок: войдя в Интернет, я нашёл фирму из Канады, которая занималась реализацией спутниковых телефонов. Iridium в этой фирме стоил $700 + 300 минут бесплатного времени. Для сравнения: в Турции их продавали по $1800. Для получения сводок погоды заключили договор с немецким Институтом синоптики, расположенным в Гамбурге. Мы могли позвонить туда в любое время и получить необходимую информацию о месте, к которому планировали плыть.
Выбирая бортовую лодку (динги) с мотором (Yamaha 2,9 л.с.), остановились на двухместной “BRIG“ (верите или нет, но я и не знал, что эти лодки производятся в Украине. Сейчас, по окончании нашего плавания, могу с уверенностью сказать: отличная динги, и по прочности, и по качеству. Знали бы вы, через что она прошла — я думал, она и двух месяцев не протянет. И как я был не прав!!!).
Ещё установили два леера с каждого борта (для страховки на палубе при работе в шторм). В аптечке имелись сильно действующие антибиотики, болеутоляющие таблетки, а также против малярии, противовоспалительные мази, солнцезащитный крем (очень важно!), пластыри, перевязочные бинты и т.д.

И вот старт
2 июля 2002 г. экипаж собрался в Setur marina (Кушадасы, Турция). Подняли яхту из воды, покрыли 2-я слоями "необрастайки", заменили кингстоны (на бронзовые), масляные и топливные фильтры (конечно, обзавелись и комплектом запасных), масло в моторе. Налаженная инфраструктура Setur marina упростила и ускорила дело (кстати, о марине: глубина у пирсов 7 м, VHF-связь на 73-м канале, есть бассейн, теннисный корт, прачечная, рестораны, площадка для вертолетов, мастерские для яхт и пр.). Вечером закупили продовольствие (в основном консервы, ибо свежие продукты можно пополнить в любом порту Турции).
На следующий день наше долгожданное путешествие началось. Солнечно, даже немного жарковато. Ветер около 10 узлов, но через 2 часа, когда мы проплывали между греческим островом Samos и турецкой стороной полуострова (через так называемый Samos-канал), ветер поднялся до 25 узлов, с порывами до 30-ти, при совершенно безоблачном небе. Samos-канал знаменит именно сильным круглогодичным "дутьём". А вообще в этих местах летом преобладает северный ветер (местное название – Meltemi). Он или дует сильно (временами даже до 35 узлов), или его вообще нет.
Миновали греческий остров Agathonisi. Через 63 морские мили издалека увидели армейскую вышку на вершине холма (хороший ориентир!). Вошли в Gumusluk, природой созданную натуральную лагуну, без марины, но хорошо защищённую с моря. Бросили якорь напротив рыбацкого посёлка с несколькими ресторанами. В этот день нашему капитану исполнилось 60 лет — юбилей отмечали на берегу.
Рано утром под мотором (ветра совсем не было) взяли курс на Bodrum. На этом острове расположена крепость St.Peter, которую видно издалека. Bodrum-марина оборудована неплохо: туалеты с душевыми кабинками кондиционированы, прачечная, много ресторанов, а также достаточное количество яхтенных магазинов и мастерских. Средняя суточная оплата — $25, помимо воды и электроэнергии.
Bodrum – красивый провинциальный городок. Очень зелёный. В порту большое количество туристических гулет (традиционные суда, сделанные полностью из дерева. Украшены под старину, очень тонкая резьба по дереву – всевозможные орнаменты, узоры). После экскурсии по городу Ахмет угостил нас ужином из традиционной турецкой кухни — ну просто объедение.
Плывём дальше в южном направлении. Пройдя остров Kara oda (Чёрный остров), направились к западной части полуострова Datca (Дача) – Daveboynu. Отсюда можно увидеть вдали древний город Knidos (в далёком прошлом известный как город Афродиты). Обогнув Daveboynu, идём к греческому острову Symi и бросаем якорь в изумительно красивой лагуне Panormitis.
Вход в лагуну узок, но достаточно глубок, с обеих сторон увенчан высокими холмами. На вершине одного из них – типичная греческая ветряная мельница. Рядом с мельницей – маяк.
Утром нас разбудил звук колоколов: оказывается, рядом – величественный монастырь. Через 20 минут в лагуну стали заходить большие корабли с огромным количеством людей. Каждый пассажир держал в руках метлу. Мы, конечно, динги на воду – и вперёд, узнать, что же происходит.
Оказывается, есть поверье: посетив в этот монастырь с метлой, ты потом ею выметешь все проблемы из своего дома. А молодожёнам посещение этого монастыря приносит счастье. Кстати: нельзя входить в монастырь в шортах. При входе лежит высокая гора штанов: выбирай, одевай и только тогда входи. Сам монастырь изнутри очень красив.
На греческом острове мы официально не оформлялись, т.к. плавали под немецким флагом (EU) и надеялись, что никто проверять документы не будет. Так и произошло. Естественно, турецкий флаг под правой краспицей сменили на греческий.
На следующее утро, миновав греческий Rodos, двинулись в сторону Marmaris. Ветер дул северо-северо-восточный, 10–15 узлов, так что все 52 морские мили шли под полными парусами.
При входе в лагуну на острове Kasi Adasi стоит 5-метровый маяк (проблесковый, период 2 секунды). Глубина в лагуне приблизительно 20-30 метров. Связались с мариной (у них 2 рабочих канала – 6-й и 72-й), получили "добро" на вход. Проплыв между островами Kasi Adasi и Nimara Adasi, оказались внутри лагуны. Дежурная лодка провела нас до места. При регистрации мы указали, что прибыли из Bodrum (Турция), как бы забыв о посещении греческого Symi.
Марина просто огромных размеров – около 600 мест для яхт. Здесь также находится очень много международных чартерных компаний (яхты в аренду с капитаном или без). Стоимость пребывания в марине колеблется от $15-30 в зависимости от размера яхты. Сам Marmaris достаточно большой и просто забит богатыми туристами.
На 4-е утро после прибытия вышли на юго-восток. Путь был утомителен, стояла невыносимая жара, а лёгкого ветерка с кормы было мало для парусов, но хватало, чтобы выхлопные газы попадали в кокпит. Вахты несли по два часа. В свободное время решил я порыбачить — привязал блесну, пустил её позади яхты. Не с моим счастьем: за 20 часов и около 100 морских миль плавания — ни одной поклёвки.
На следующий день подошли к греческому острову Kastellorizon (он находится всего в 4-х морских милях от турецкого берега) в бухту Magisti. Когда мы пришвартовались, местный рыбак подошёл к нам и со всей серьёзностью на ломаном английском сказал: “Добро пожаловать в Европу”.
Кстати, не могу не рассказать, как швартуются яхты практически во всех греческих маринах. Метров за 40 от пирса бросают якорь, разворачивают яхту и задним ходом подплывают к пирсу как можно ближе (свободно стравливая якорную цепь). Швартуют корму к пирсу, а затем выбирают цепь, пока якорь не "заберёт" грунт.
Magisti – небольшой рыбацкий посёлок (население – 200 человек). Никакой растительности, одни камни. Название Kastellorizon получил от находящейся здесь крепости Castello Rosso, которая построена очень давно итальянскими колонизаторами (genues). Magisti расположен в хорошо защищённой от ветров и открытого моря природной лагуне (правда, в этой бухте передвигаться надо осторожно, чтобы не напороться на рыбацкие сети).
Следующая стоянка — снова в Турции, в местечке Kas (всего 4 морских мили от Magisti). Порт Kas плохо защищён от сильного западного ветра. Здесь небольшой пограничный пост с несколькими патрульными лодками. Запомнился местный ресторан EVY. Его хозяйка (француженка) – большой мастер в приготовлении дикого кабана. А зверей этих в Турции очень много — для них это “харам“, праведные мусульмане свинину не едят.
Курс — на восток. 35 морских миль на моторе с поднятым гротом (для стабилизации качки), и к полудню подошли к Setur-марина в Finike.
Марина хорошо защищена, её глубина 5,5 метра. Можно поднять яхту на берег, есть несколько мастерских, яхтенных магазинов, вода, электричество; можно подвести телефон (но это для тех, кто живёт постоянно на яхте или остаётся здесь на весь сезон, плавая в местных водах). И цены в этой марине приемлемые, поэтому многие живут на яхтах (стиль жизни такой — “blue life”).
Идём на Кипр. Весь путь (155 морских миль) занял порядка 25 часов. Стабильный 15-узловый ветер, включен автопилот — каждый занимался своим делом: я снова пытался ловить рыбу (и снова неудачно), Ахмет готовил ужин, Хорст просматривал литературу о Кипре. Вечером заступили на вахты (по 2 часа).
Ближе к утру открылась самая восточная точка Кипра – мыс Ak. Akamas. Идём в порт г.Paphos. Стали на якорь недалеко от крепости, которая расположена на небольшом полуострове, образующем небольшую бухту.
Найти иммиграционную службу, пограничников и капитана порта было несложно – все они находились в одном здании. Но у нас проблема: в составе команды — турок. Главный офицер очень вежливо и гостеприимно расспрашивал, как плавалось, и в то же время смотрел паспорта. Перелистал паспорт капитана (немца), потом мой, украинца… Но когда открыл паспорт турка, аж подскочил из своего кресла и начал на повышенных тонах спрашивать, что турок делает на яхте, как он оказался там и где мы познакомились с ним. Это был форменный допрос! В результате только я и капитан получили визы и разрешение находиться в порту. Ахмет должен был оставаться всё время на яхте. При этом офицер оставил его паспорт у себя и сказал, что вернёт, когда мы будем отплывать (кстати, небольшой совет: перед длинным плаванием проверьте срок годности вашего паспорта, наличие в нём свободного места для виз, и заготовьте штук 20 фото паспортного формата).
Paphos — большой город, напичкан туристами, пыльный, растительности немного и цены астрономические (кстати: между 12.00 и 16.00 в городе сиеста – все магазины, офисы закрываются, люди идут по своим домам отдыхать. Город "оживает" к 17.00). Единственное, что понравилось, – хорошие пляжи с тёплой чистой водой недалеко за городом (в самой бухте купаться неприятно). Так что за 2 дня осмотрев крепость, накупив сувениров, отправив открытки друзьям и семьям, мы были готовы выйти курсом на Port Said — к Суэцкому каналу.