Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Targa 27.1

#Targa

Такие суда оценивают не сразу — их истинные качества проявляются лишь с годами верной службы. Первый 27.1 спущен на воду в 1991-м, и с каждой последующей навигацией крепла репутация судна исключительно мореходного, с очень мощным корпусом. Первое официальное признание пришло лишь через 12 лет: в 2003-м (после первого рестайлинга) лодка избрана «Motorboat of the Show» в Стокгольме. А год назад интерьер «освежили» вторично и — снова повышенное внимание специалистов: судно в списке финалистов на звание «Motor Boat of the Year — 2010». На фоне большинства новомодных концептов, которые либо «коронуют» сразу, либо забывают навсегда — прецедент уникальный.

Самое значимое новшество после второго рестайлинга – сдвоенная кровать в каюте, реверанс в сторону семейных экипажей. Да и в целом асимметричная планировка (в обоих помещениях) смотрится "интереснее" – оценил это лично на Finnboat Floating Show 2010. С "внутренностей" и начнём.
Вход в рубку с обоих бортов – фирменная черта всех Targa. Столь же "стандартна" и компоновка передней части кабины: справа – пост рулевого, слева – камбуз. И если место капитана незыблемо практически на всех судах, то рабочее место кока за ветровым стеклом – только на лодках этого брэнда. А между тем идея отличная: неизбежный сквозняк (пара дверей по разные стороны рубки плюс люк над головой) эффективно "уносит" не всегда приятные и зачастую очень стойкие (при жарке рыбы, например) кухонные запахи из помещения, да и коку в знойный день здесь (а не в глубине помещения, где жарче) наверняка комфортнее. Не скажу, что камбуз шикарный, но разумный минимум (на четверых в дальнем плавании) соблюдён: 2-конфорочная плита, мойка с горячей/холодной водой, холодильник (под сидением рулевого), разделочный стол, выдвижные ящики с кассетницами…
На ходу камбуз накрывается деревянной крышкой – теперь это штурманский столик. Прокладочный инструмент и навигационные "полезности" – под крышкой рядом (деревянные рундучки для мелочёвки – неизменный предмет гордости владельцев всех Targa). А если поднять этот рундучок целиком и распахнуть ажурные дверцы, откроется вход в санузел – высокий, удобный, с прокачным унитазом (душ-биде – в комплекте), умывальником, зеркалом и шкафчиком.
Консультирующий меня на борту Йохан Карпелан (основатель и нынешний директор компании) поясняет: "Вход в санузел из кабины – опция. Стандартный вариант, как и на 25.1 – из переднего кокпита. Да, в дождь или холод ходить в туалет зябковато, зато помещение избавлено от неприятных запахов, коку не мешают, поднимая люк (он же разделочный стол), а у штурмана добавляется деревянный держатель альбома карт. В общем, кому что важнее".
Приборная панель разделена на верхнюю и нижнюю секции: сверху (под подволоком) вмонтированы радиостанция и дисплей (новинка от Volvo Penta) контроля двигателя, а внизу, в тумбе – приборы ходового контроля (компас, большой чартплоттер, дисплей автопилота), кнопки исполнительных механизмов (запуск моторов, "тримм" колонок) и рукоятки приводов (передняя "подрулька", газ/реверс двигателей). Йохан Карпелан: "На этой лодке – пара дизелей, в море так надёжнее. А стандартная конфигурация – с одним мотором".
Задняя часть кабины – пассажирская (на ходу) и кают-компания (на стоянке). Сплошной диван на троих в корме и пара сидений (рулевого и штурмана) – в передней части. Но, в отличие от 25.1, слева в корме спинка выполнена "углом" (с плавным поворотом к борту). На стоянке сидение штурмана разворачивается и становится частью полноценного L-дивана. В сторону дивана поворачивается и сидение рулевого, а по пиллерсу опускается стол (в ходовом положении он поджат к подволоку) – получается кают-компания на пятерых.
Вход в каюту – центральная секция кормовой части дивана, она откидывается на петлях вверх. Спуск по ступеням – мы в проходе между парой двойных кроватей. По правому борту – длинная лежанка, в которую задвигаются ногами вглубь "в нос" и "в корму" (т.е. спят голова к голове). А по левому – полноценная двойная (2 х 1,2 м) семейная кровать. В центре на стенке большой платяной шкаф, а справа-слева от него – иллюминаторы в сторону кормового кокпита.
Выходим на палубу, о которой Targa заботится особо: широкие удобные "корабельные" бортовые проходы, высокие борта (надёжная защита по всему периметру лодки), под ногами (и под руками) – тик, вода свободно уходит в большие шпигаты (кокпиты, конечно же, самоотливные). Вокруг рубки даже на ходу в открытом море можно безопасно ходить и новичкам, и детям. И работать очень удобно – я уже писал, что именно этот брэнд, несмотря на его люксовость, используют полицейские и спасатели нескольких стран.
Носовой кокпит вполне может служить кают-компанией под открытым небом. Здесь обустроена П-образная банка вдоль бортов, в центре ставится штатный стол – шестеро сядут с удобством. Под банкой традиционно ёмкие рундуки, ещё один (шкиперский) – в самом носу. А под ногами – большой люк просто-таки "погреба", куда ого сколько всякой снаряги поместится. Разрезной релинг позволит с удобством выходить с носа на пирс, вниз откидывается нержавеющая "скоба" – ступень для схода на низкий берег.
Кормовой кокпит (он ещё просторнее) свободен от мебели – он действительно рабочий (рыбаки здесь разложат снасти, дайверы – баллоны и акваланги…). А для отдыхающей семьи это место для шезлонгов или надувного матраца-солярия. С кринолина можно побросать спиннинг или половить на удочку: широко (стул становится), под ногами – тик, в комплекте – душ и люк для обслуживания поднятой колонки (чрезвычайно полезная опция).
Поднимаюсь на флайбридж. Чуть ли не единственная претензия к дизайнерам: проход между двух кресел узковат, тучный человек может и не пройти. Обстановка – капитанский мостик: второй пост рулевого (полный дубль всех исполнительных механизмов плюс дисплей чартплоттера) и двойное пассажирское сидение. Под ногами – открывающаяся форточка в кабину (подать бинокль или бутерброды…). Реверсивный козырёк эффективно отсекает встречный воздушный поток, высокие комингсы надёжно страхуют сидящих, на высокой (выше стоящих на флайбридже) нержавеющей арке – антенны и фара-искатель. "Корабельная" мачта (семейная черта "породистых" траулеров) служит флагштоком и клотиком.
Но на простор выруливаем, управляясь с нижнего рулевого поста – задул холодный ветер. Ещё раз оцениваю удобство откидной рулевой панели – "под себя" подстраивается не только руль (как обычно), а заодно и все рукоятки с кнопками. Под ногами – выдвижная подножка (и у штурмана такая).
Сегодня волна порядка полуметра, эта лодка её просто не ощущает, идём как по рельсам. Попытка попрыгать в кильватере других судов – лёгкий толчок и не более того. Так и не смог я лично проверить многократно воспетые мореходные свойства Targa. Не судьба.
На полном ходу разогнались до 41,6 узлов, на глиссирование судно выходит за 6 секунд (см. таблицу замеров). Маневрируем с заметным креном, но совершенно без экстрима – ощущение ходового комфорта и безопасности не покидает ни на секунду. Лодка – настоящий мореман.
Йохану Карпелану очень нравится джойстик – электронное управление парой колонок на швартовке. Конечно, удобно, но только если нет резких порывов ветра в скулу… Подробно свои выводы по этому "девайсу" я описывал в прошлом номере, здесь же замечу: несмотря на установленный джойстик, лодка оснащена ещё и носовой подрулькой. Очень правильно.
И – ещё одно наблюдение: рулевое управление здесь электрическое. Крутится легко, рулить в удовольствие. Но! Лично я ощущаю еле уловимую паузу между подачей команды (поворот штурвала) и её исполнением (реакция лодки). От этого – лёгкий дискомфорт.

Подытожим
Всё, что я перечислил для модели 25.1 ("Фарватер" №4/2010), справедливо и для 27.1: многофункциональная (выехать на рыбалку, перевезти компанию на пикник или дачу, уик-энд для семьи, путешествия…) лодка, которая мало зависит от погоды и состояния акватории. В отличие от "младшей сестрички" на 27.1 всё чуть просторнее (в частности, кабина заметно шире). Свободный кормовой кокпит приглянется как профессионалам (спортивная рыбалка, дайвинг, патрульные функции…), так и "семейным круизерам" (конфигурируй что хочешь из надувной или лёгкой деревянной мебели). И ещё: исключительно добротные Targa очень медленно теряют стоимость, поэтому такое судно – хорошая инвестиция на долгие годы.

«Фарватер» информирует: официальный дилер Targa в Украине – компания «НТ-Марин Украина».