Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Boot-Dusseldorf 2012: сама стабильность

#Boot-Dusseldorf

Вот уже 3 года подряд статистика величайшего в мире "павильонного" бот-шоу демонстрирует: старушка-Европа жива и неплохо себя чувствует. Именно центральная, чей рынок и олицетворяет "Бот-Дюссельдорф". В отличие от южной, "генуэзский барометр" которой застыл в угрожающем положении "шторм"…

Только в прошлом номере писал о гордости итальянцев, собравших на Fiera di Genova 2000 плавсредств, мол, "Мы круче немцев!" Но их сомнительная радость может оказаться последней: южане от выставки к выставке недосчитываются десятков экспонентов и сотен судов. В то время как на берегу Рейна третий год подряд экспонируют 1700 водоплавающих единиц. И количество экспонентов почти неизменно – 1656 (из 62 стран). И посмотреть на всё это пиршество пришло/приехало/прилетело примерно столько же народу – 246700 (разница с прошлым годом – смешные 1,3%).
Но любопытно, как распределились интересы. Практически половину посетителей интересовали… парусники! С точки зрения отечественного "боатера" – факт невероятный, но немцы таки умеют считать. Да и невооруженным глазом было видно, насколько более людны павильоны 15-17. А моторные суда, которые в Украине только и покупают, на Boot Dusseldorf интересовали лишь одного из трёх посетителей. Отличие зарождающегося водного рынка от зрелого в полном соответствии с теорией. Плюс подтверждение, что немцы – парусная нация.
Интерес был не пустым – германская Ассоциация водных видов спорта (BVWW) второй год констатирует рост (небольшой, но стабильный) продаж парусников. Вообще, именно эта категория судов пережила пик кризиса лучше других. Даже ярких антикризисных предложений, типа экстра-дешевой Varianta (год назад писал: 44-футовая яхта за 100000 евро), больше не последовало – верфи активно развивают привычные модельные линии, как и до 2008-го. Многие стенды добавили лодок, свободного места было впритык, в результате чего усилилась экспансия парусников в соседний – 15-й – павильон.
Кстати, о Varianta: похоже, покупатели "не прониклись". По крайней мере продавцы подтверждают интерес именно к хорошо "фаршированным" яхтам, и неважно, что они дороже. Модели в "люксовых" линейках (типа Sense у Beneteau) и просто большие плодятся и размножаются, впечатляя всё новыми "фишками", типа конвертируемой мебели, откидных (на гидравлике) транцев, душа в отдельном от туалета помещении, а то и вообще вынесенного прозрачной кабиной прямо в каюту владельца (мечта влюблённых!).
"Монстры" рынка уровня Beneteau, Jeanneau и Bavaria продолжают увеличивать объёмы кормы. Oceanis 45 меня просто сразил – у транца он ГОРАЗДО шире, к примеру, совсем не древней Cyclades 50! Основные потребители таких лодок (чартерники и "ленивые" круизеры) требуют объёмы кают и площади палуб…
Последняя тенденция отразилась на присутствии многокорпусников. Год назад их изготовители осторожничали – привезли модели и каталоги. А теперь пожалуйста: "живые" Lagoon и Fountaine Pajot в павильоне. Не говоря уже о экземплярах помельче, например Astus 20.2 – тримаран с гордой надписью "made in France". 5,95 м длины, 4,25 ширины, маленькая каютка. Боковые сетки сняли, аутригеры сдвинули – получили транспортные 2,4 ширины. Зато на 400 кг веса у этого снаряда до 42 кв.м. парусов – должен "низко лететь". 22500 евро с немецким НДС. Ещё мельче – Astus 18.2, без каютки, на двух человек, корпус 260 кг, парусность 20 кв.м. 13600 евро с НДС.
Эти и другие "заряженные" парусники, коих всё больше, подтвердили ещё одну яркую тенденцию последних лет: рост спроса на дневные круизёры. Чтобы палуба побольше и ходовые качества получше – у нынешних яхтсменов, похоже, всё меньше времени на хобби… Маленькая каютка (или её отсутствие) обычно компенсируется комфортом на палубе: непременный тик, мягкие сидения, электролебёдки и пр. В прошлом году приводил примеры от Saffier и Tofinou, в этом привлекли Esse 750 и Dinamica RS 940 – соответственно, победитель и призёр в категории Special Yachts номинации „European Yacht of the Year“. Обе очень похожи красивыми, плавными очертаниями, узкими ватерлиниями, большими гротами с верхней латой-гафелем, геннакерами на выдвижных бушпритах и тяжелыми (более 50% водоизмещения!) "торпедами" на высоких пилонах-плавниках. Откровенные гоночные машины.
Кстати, Dinamica RS 940 выделяется ещё и электромотором, питаемым от аккумуляторов. 3-узловым ходом яхта пройдёт 7 часов – более чем достаточно, чтобы вернуться на "базу" в штиль.
Да, альтернативные (не ДВС) движители покоряют рынок медленно, но верно – уже и до парусников добрались. А уж "чистые" моторные суда для европейских озёр, где всё "пыхтящее" запрещено, тем более множатся, как грибы после дождя. На повестке дня не просто движение, а длительное глиссирование. Вот пример: Camus (от Ecoplane), с подвесником Torqeedo 4.0 на транце. Его 4 киловатта толкают лодку аналогично 8-сильному подвеснику (у электромотора ведь крутящий момент больше), пишут о 20 км/ч! Но как долго? "Считать просто, – рассказывает представитель верфи. – Для питания мотора на полном ходу нужно 5,4 КВт от аккумуляторов – соответственно, их хватит на полтора часа. Если не форсировать, то наслаждаемся бесшумным скольжением от 4 до 8 часов, в зависимости от скорости".
Европа активно развивает "экологичные" направления. Судам с гибридными установками уже никто не удивляется, даже в люксовом яхтостроении: наряду с одиночными проектами Arcadia или Azimut Magellano уже который год серийно (!) строятся Greenline (см. в этом номере). Пробуют и совсем уж экзотичные источники энергии, типа метанола (о Dymax Power 8.5 писал год назад) или водорода. Вот система Fodiator, собранная на борту парусной яхты Nautiner 30. В системе – пропульсивный электродвигатель, аккумуляторы, генератор и топливо для него (120-литровый баллон водорода). На среднем ходу отдачи от негромко подвывающего генератора хватает и винт вращать, и аккумуляторы подзаряжать. На полном газу (предполагается его задействовать эпизодически) батареи также работают на отдачу. Одного баллона хватает на 21 час непрерывной работы. Честно говоря, не впечатляет, но, может, это лишь первый шаг в технологии будущего?..
Перехожу в былую гордость Boot Dusseldorf – павильон №6. Было бы наивно думать, что за год тут произойдут большие подвижки: яхты расставлены всё так же жиденько, немало лодок явно "не из этого муравейника" (мелковатых), две (уже две!) "VIP-ложи для эффективных переговоров", стенды с авторской люкс-живописью, премиум-часами, драгоценностями – и всё равно один угол зиял пустотой (туда островками насыпали песка и воткнули пальмы, чтобы хоть как-то украсить). Собрали всего 40 судов – сравните с 70 вымпелами в 2006-м…
Впрочем, на этой выставке резких "телодвижений" не бывает – не по-немецки это. Любая тенденция здесь начинается с малозаметных признаков и осторожных проб. Так вот, "сдувшиеся" за пару лет итальянцы всё же упрямо сохраняют представительство (минимальное, но всё же), "воскресли" Fairline и Drettmann (по одной "живой" яхте), а Sunseeker и Princess привычно доминировали, как по количеству лодок, так и по числу посетителей на стендах. Англичане явно лучше южан пережили кризис и снова рапортуют о повышении спроса. BVWW подтверждает это, правда, только в секторе "до 20 м". Кстати, итальянцы уже отреагировали на возрождение интереса к небольшим и недорогим моторным яхтам. Свежая 38-футовая новинка от Atlantis по цене конкурирует с Galeon (!).
Вот голландским люксовым яхтостроителям, кажется, никакой кризис не помеха. Из года в год они стабильно привозят в 6-й павильон стильных стальных красавиц. К примеру, Continental II от Wim van der Valk – 23-метровый "флайбридж", удивительно быстрый для своего размера: три Volvo Penta IPS-800 разгоняют его до 28 узлов! Гидравлические стабилизаторы, полная автоматизация управления (капитан привёл его на Рейн из верфи в одиночку!), глубинная люксовость краснодеревого интерьера и полное отсутствие каких-либо компромиссных решений – здесь, как в загородном доме, каждое помещение для своих целей.
Что ценители высшего качества не переводятся, видно и в 15-м павильоне: тот же голландский "клан" там по-прежнему силён. Как всегда, массовостью экспонатов выделялся Linssen, выставивший третье поколение своих Grand Sturdy. Заявлен "полностью обновлённый интерьер", хотя, честно говоря, новшества я расшифровать затрудняюсь – изменения на уж больно "тонком" уровне.
В павильонах глиссирующего пластика дела по-разному. Пятёрка гигантов массового рынка – Bavaria, Beneteau, Jeanneau, Prestige и Galeon – выставились пышно и на спрос не жалуются. Вроде бы не бедствуют и скандинавы – у них, как и у голландцев, своя "нередеющая" аудитория поклонников добротности. Но в целом… Когда это было, чтобы на всё "моторное пиршество" любопытствующих собралось намного меньше, чем пришло в парусные павильоны?! Жиденькие толпы на стендах не мешали мне работать – фотографировал без помех даже в середине дня. Германская ассоциация подтвердила уменьшение спроса на небольшие катера и мотолодки.
Из года в год всё заметнее тенденции, которые лично меня не радуют. Клиентура "клюёт" на свежий дизайн и новые инженерные идеи, верфи самозабвенно пытаются "угодить".., при этом всё меньше заботясь о качестве – цена-то должна быть невысокой! Пока разница видна на уровне неудобств в эксплуатации и быстром удешевлении катеров с возрастом. Но всё ближе "момент истины", когда новые лодки нельзя будет считать безопасными. А "качественные" компании, не выдерживая конкуренции, понемногу сходят со сцены…
Второй трэнд, абсолютно синхронный с таким же у парусников: популярность дневных круизеров. Всё больше площадь палуб, всё просторнее сан-дэки, всё меньше подпалубные помещения. Ну да, всё убыстряющаяся жизнь позволяет горожанам "вырвать" из плотного расписания пол-дня-день, не больше – для кого те каюты?.. И точно так же, как и у парусников, психологическую компенсацию ищут в шике и комфорте: "дэй-круизеры" всё роскошнее и всё напичканнее "гаджетами".
Яркий пример – Bronson 36 Islander. Алюминиевый корпус с почти вертикальными бортами, длинный открытый кокпит, центральная консоль, совсем маленькая каютка в носу (фрагмент палубы поднимается, образуя "палатку" над двуспальной кроватью), санузел в консоли. Простые линии, минималистичный дизайн (в стиле Wally или Fjord), в бортах – "карманы" с охладителями бутылок и всяческие держатели. Но главная "фишка" – на стоянке комингсы кокпита "распахиваются" гидравликой в стороны, образуя с кокпитом единый шикарный пляж. Диваны, шезлонги и кормовой душ прилагаются. Идея несомненно оригинальная, вот только хватит ли остойчивости, если на одно "крыло" выйдут сразу все гости ("Ой, смотрите, какая красивая медуза!..").
А вот "дизайнерская" лодка – Baraquda. Яркая, с задорными формами, наверняка остойчивая (тримаранные обводы), но по сути – игрушка: мотолодка всего для двоих. Неужели клиентов на неё хватает? "Йа-йа, – убеждают немецкие производители, – и не такая уж это игрушка. Да, 30% покупателей приобретают для неё максимальный мотор и развлекаются. Но ещё 20-30% покупают себе как динги на моторную яхту. А чаще всего (40%) заказывают для работы в прокате, с электромотором или слабеньким ДВС".
Как бы "в пику" быстрым открытым лодкам столь же активно развиваются медленные комфортные плавдачи всех видов, конструкций и размеров. Причём, в этом "семействе" уже полно подвидов, в диапазоне от "скорее дом, чем судно" (на понтонах, вот как двухпалубный Nautilus Hausboot или более скромный Waterhus Baby Swan), до "скорее судно, чем дом" (например, Delphia 1350 Escape). Из последних приглянулся Pedro Liberty 1250: на привычный для голландских канальных круизеров стальной корпус взгромоздилась современная одноэтажная дача – "студио" с мягким диванным уголком, кухней и обеденным столом, а ещё санузел и спальня (обстановка и убранство – как дома). О том, что это судно – напоминает лишь очень компактный пульт управления в передней части "студио". В чём смысл? "Мы решили совместить в проекте домашний уют и возможность покрывать большие расстояния, – говорит представитель верфи. – У семьи теперь есть возможность добраться в облюбованную местность со своей дачей. Низкая плоская крыша – для прохода по европейским каналам, надводный габарит 2,5 м. Но там можно оборудовать сан-дэк, игровую площадку или что ещё захочется…"
Альтернативный вариант, упрощённый до предела: дачки Tom Sawyer Boat. Подразумевался тот самый, марк-твеновский: на понтонах – подобие деревянного плота с небольшой будкой. Простейший набор удобств: биотуалет, компактный камбуз и сидушки, которые на ночь "закладываются" в сплошную лежанку для семьи или студенческой компании. На палубе – деревянные стол со стульями-шезлонгами в том же простецком стиле. На корме – подвесной двигатель 5-15 л.с., в переднюю часть будки вынесена дистанционка (руль и газ/реверс). Эта же компания активно предлагает чартер по рекам и каналам Германии в районе Берлина. Сутки – 100-120 евро, на 7 дней – дешевле.
Кстати, о чартере: этот рынок очередной год демонстрирует отменную жизнеспособность – на желание европейцев активно провести отпуск кризис не повлиял (по данным организаторов, в чартерные павильоны пришли 30% всех посетителей). Тенденции: смещение "фокуса" парусных заказов в восточное Средиземноморье и, что касается канальных круизов – "туры короче, но чаще!"
Пару слов об оборудовании. eXturn – внешнее носовое подруливающее устройство. Оформлено цельным блоком, в обтекаемой форме. Преимущества: быстрая (пол-часа) установка; эффективнее работает (поскольку сильнее заглублено); активно охлаждается – способно беспрерывно работать не меньше 4 минут (вместо обычных 8 секунд!) в тёплом море и 7 минут – в холодном.
Универсальный прибор Т41 от B&G: на одном дисплее отлично разместили все ходовые данные – скорость, глубина, ветер. А главное: ветер выдаётся одновременно вымпельный и истинный, на одном циферблате! Для гонщиков – находка. Не самая гуманная по цене, правда.
Всё гениальное – просто: iPad в роли универсального яхтенного дисплея! Действительно, зачем покупать кучу девайсов, если можно использовать один – и для работы, и для развлечения, и для индикации нужных судоводителю параметров?! Принесённый с собой iPad вщёлкивается в подставку-держатель, подсоединяется кабель – и поехали! Программа-драйвер привычно (для Macintosh-пользователя) загружается с AppStore. Новинку моментально "подхватили" яхтостроители – видел, к примеру, на новых Greenline 33 и 40.
И напоследок – ещё об одном техногенном новшестве "из кармана клиента". Возле многих катеров и яхт нанесены QR-коды: щелчок своей смарт-мобилкой – и информация о модели занесена в память. Не нужно таскать за собой тележку макулатуры, как в прошлые годы.

О новинках на стендах брэндов, представленных в Украине – отдельными материалами. И – до следующего Boot-Dusseldorf!

Фото автора и оргкомитета Boot-Dusseldorf.