Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Boot-Dusseldorf 2009

#Boot-Dusseldorf

Каждый год, приезжая в Дюссельдорф, журналисты и бизнесмены обычно расходились по павильонам выставки, даже не взглянув на её схему. А зачем, если из года в год на одних и тех же местах – знакомые всё лица, ориентироваться среди стендов и брэндов было столь же привычно, как в рядах и полках любимого супермаркета?! Редкие, как дождь в январе, новички обнаруживались мгновенно («раньше вас здесь не стояло, верно?»), а тенденции и «веяния» приходилось высматривать чуть ли не с микроскопом.
Но юбилейная 40-я выставка завсегдатаев поразила…

Да, и в патологически стабильную Европу пришёл кризис, заметный в павильонах выставки невооружённым глазом. Большинство экспонентов с катерами и яхтами явно сузили представительство, а некоторые брэнды исчезли вообще. Крупные верфи, которые ранее выставлялись несколькими стендами – по размеру и «люксовости», в большинстве своём «сжались» в один. Менеджеры перешёптывались о всё новых банкротствах верфей – Dehler, Etap, SMG… Уныния добавляли и поредевшие в будни посетители.
Количество мотолодок и катеров в целом упало столь значительно, что их флот «перебросили» в два павильона поменьше, переместив в обратном направлении снабжение. Образовавшиеся в залах «проплешины» мудрые организаторы заполнили кафетериями, интернет-лоджиями и просто местами отдыха. Привлекли целый ряд муниципальных программ: стенды-верфи, детские тренажёры и пр. Появились и совершенно невиданные ранее «опции» – например, массажист, занявший своим столом площадку эдак 6х9 м, или пляжный волейбол. И всё равно «пустыри» оставались…
Впрочем, все эти изменения хорошо видны лишь привыкшим к многолетней стабильности. А в цифрах «рецессия» оказалась не такой уж страшной: вместо прошлогодних 1700 экспонентов выставились 1641 и привезли с собой не 2000 плавсредств, как год назад, а 1800. Общая площадь стендов составила 98024 кв.м против 112060 на Бот-Дюссельдорф 2008. Выставку посетило 238000 человек против 267000 год назад, причём «интернациональность», наоборот, повысилась – прибыли они из 65 стран (в прошлом году – из 57).
Кризис отразился не на всех участниках одинаково. К примеру, «снабженцы» вполне уверены в прочности бизнеса – на воде ого какой флот, его же поддерживать и доукомплектовывать нужно. Чартерники тоже рапортуют о стабильности спроса – суммы на такой отдых относительно безболезненны для средней европейской семьи. По тем же причинам работали, не покладая рук, продавцы серферов, кайтов, каяков, байдарок и прочих недорогих снарядов для активного отдыха.
А самыми «проблемными» оказались яхты и катера массовой постройки для среднего класса (примерно 60-200 тыс. Евро). Что не удивительно – доходы их клиентуры упали, а многие банки прикрыли кредитные программы. Ещё в конце осени прошлого года на складах начали копиться невостребованные корпуса, на них предлагали невиданные раньше скидки (до 40%!). Некоторые верфи приостановили работу, частично сократили персонал. Впрочем, парусникам в данной ситуации оказалось проще: их продукцию продолжают стабильно выкупать чартерные компании.
Более комфортно себя ощущают «качественные» верфи – для их клиентуры купить судно не означает взять долгосрочный кредит или напрячь семейный бюджет. Точно так же обстоят дела у строителей «штучных» судов: деревянной классики, уникальных проектов и всяческого «кастэма». Самый яркий пример – весь 15-й павильон, прочно оккупированный голландскими стальными «люксами».
А уж в VIP секторе оживление почти на привычном уровне. И если в серийных имиджевых судах не всё гладко (что видно в престиж-зале №6), то экспозиция супер- и мега-яхт даже разрослась (140 стендов) и кроме привычного им павильона №7а вторглась и в №7, потеснив яхтенное искусство. Элита живёт по своим законам и общерыночная ситуация на её хобби слабо влияет.
Неодинаково отразился кризис и на разных странах. К примеру, под самыми чувствительными ударами оказались США, Испания и Великобритания (впрочем, английские парусные яхты люкс-класса вполне благонадёжны). Голландия, Италия и Германия (VIP-сектор, в частности, Drettmann) на их фоне выглядят успешно. Неожиданно хороши и поляки – и в Дюссельдорфе бравируют, и на крупную варшавскую «Вятр и Вода» заранее раскупили все площади. Нордическое спокойствие и уверенность сохраняют скандинавы – у них тоже видимое благополучие, основанное на внутреннем рынке. А вот немецкий некоторые их компании попросту проигнорировали…
Кстати, очень приятно было встретить среди стендов «супер-» верфей и представителей Николаева (единственный стенд от Украины) – «Черноморскую яхтенную верфь». Сергей Геннадиевич Шустиков (менеджер по ВЭД) настроен вполне оптимистично:
Выставляемся здесь впервые и не зря – интерес к нам вполне конкретный. Мы ведь представляем металлическое судостроение, где традиции и отработанные технологии есть только у голландцев и итальянцев. Часть рынка небольшая, но стабильная – клиентура всегда есть.
Вероятно, те, кто хочет действительно крепкие суда?
Даже не знаю. Современные композиты уже крепче стали и при этом легче. Но клиент «на сталь» не переводится. Заказчики со всего мира – юридически. Хотя в большинстве случаев за именами зарубежных компаний стоят украинцы и россияне. А европейцы по большому счёту Украины опасаются в связи с частыми событиями, переворотами, изменениями законодательства – страшно сюда инвестировать, непонятно, что будет завтра. Но есть и плюсы – наша страна также не наработала и на негативный штамп (как Китай, к примеру).
Пожелаем землякам удачи и приступим изучать всё новое и необычное.

VanDutch 40 Open – люксовая открытая моторная яхта дизайна Франка Мюльдера. Идея открытой лодки, доведённая до абсолюта: примерно 7 м из 12-ти – кокпит с диванами и сан-дэком королевского размера. Внутри – салон с обеденным столом и просторный изолированный гальюн. Явный расчёт на недлинные скоростные выезды VIP-компанией в погожий день, больше ни на что лодка не пригодна.
Кстати, VanDutch – единственное на выставке судно, где я услышал: «Обувь можете не снимать». Всё дело в композитном покрытии Esthec (заменитель тика) – его износостойкость такова, что палуба выдерживает даже дамские шпильки.
U69 Carbon от UFO-Boat – ещё одна концепция открытой VIP-лодки. Это RIB, которым можно быстро «забросить» семью или небольшую компанию в загородный дом или место отдыха. «Игрушка» дорогая: везде, где можно – тик, корпус углепластиковый на эпоксидной смоле, хайпалоновые баллоны, полный комплект электроники, арка, переходящая в хард-топ. Разъездная лодка при дорогой вилле. На ходу безупречна – знакомый голландский журналист, который лично тестировал эту лодку, гарантирует.
Marex 370 Aft Cabin Cruiser – «Лодка года 2008». Суда этой норвежской верфи не вкладываются в понятие «типичный скандинав» – например, кокпитами во всю ширину судна (без бортовых проходов). Вот и новый флагман – хоть и walk-around, но с хард-топом (в подволоке – большой сдвижной люк) и большущим кормовым сан-дэком – тоже совсем не для скандинавских условий. Самое восхитительное на судне – кормовая каюта владельца со сплошным панорамным остеклением на уровне глаз.
Ranger R21-EC – «ностальджи-боат» в стиле «классический буксир». При длине всего 6,4 м судно поразительно солидное – этакий славный пароходик. Фурнитура подобрана безупречно: блестят бронзой иллюминаторы и вентиляторы, сверкает полировкой штурвал, тиковые детали облагораживают интерьер. В каюте – пара спальных мест, прокачной туалет, компактный камбуз. Для ценителей.
Najade – судно-дом, по мотивам классических голландских барж. Это действительно дом с гостиной-столовой (студио), двумя спальными комнатами и привычных размеров санузлом. На крыше можно играть (детям), загорать или даже сажать небольшой вертолёт (именно такой «комплект» и выставили на стенде).
Ещё один дом на воде – Haber 33 Reporter. Гораздо более скромный в размерах, но с удобствами на солидное семейство: кают-компания, двухместные кровати – 2 постоянных и одна конвертируемая (в носовой и кормовой каютах), полноценный обеденный стол с диванами, хорошо оборудованный камбуз, полноценный санузел. Может выпускаться как в водоизмещающей, так и глиссирующей версиях.
Кстати, президент верфи Януш Конкол рассказал мне о других своих судах – Haber 660 и Haber 800 (я их кратко описал год назад). Оба могут выпускаться в исполнении «катер» и «парусная яхта», причём, в разных комплектациях. Прелюбопытнейшая опция на Haber 800 – система носового и кормовых швертов, выпуская и втягивая которые можно в широких пределах менять центровку, добиваясь самостабилизирующего хода на большинстве галсов. Высокая рубка спроектирована таким образом, что на графике остойчивости яхты вообще нет отрицательного диапазона! Несмотря на относительно небольшой размер и вроде бы несерьёзное парусное вооружение (гуари), судно отлично себя ведёт в шторм и рассчитано на плавания вплоть до океанских. Очень жаль, что Haber не представлены в Украине – суда действительно интереснейшие.
Очередная подводная лодка – Nemo 100. Двухместная, с парой 600-Ваттных электромоторов, она способна нырять на 50 м и имеет аварийный запас кислорода на 96 часов.
Всё активнее выходят на рынок биотехнологии. К примеру, семейный круизер Greenline 33 Hybrid с комплексной силовой установкой в составе: дизель, генератор-электродвигатель, солнечная панель, аккумуляторы. При длительных стоянках и коротких переходах дизель можно вообще не включать – береговая сеть и солнечная панель будут постоянно возобновлять зарядку аккумулятора, а электромотор обеспечит 4-5 узлов хода на расстояние 20 морских миль. Нужно дальше или быстрее – заводится дизель, который обеспечит 10 узлов и параллельно подзарядит аккумуляторы. На борту – полный комфорт для 4-х человек, стоимость лодки – около 100000 Евро.
Электродвигателями оборудованы и другие суда. Это и открытые лодки в разной комплектации, и солидные катера. Восхитили изящные деревянные (корпуса под лаком – скрипочки!) Boesh с мощными двигателями (только электромотор!), максимальная скорость до 50 км/ч! Конечно, на такой скорости аккумуляторы разрядятся за 20 км, но на экономном ходу можно пройти добрую сотню.
Но самым ярким новшеством на выставке стал JetLev-Flyer. Представьте себе сочетание велосипедного седла и станкового рюкзака, к «плечевой» части которого крепится система из двух водомётов. Когда человек это надевает, водомёты у него справа-слева, а на одной из рукояток управления – кнопка включения насоса и рукоятка «газа» (интенсивность подачи воды). Вода подаётся по длинному шлангу с небольшой гондолы, которая свободно тянется за «лётчиком». Внутри гондолы – только насос. Итак, лётчик запускает мотор и пара водомётов поднимает его вверх (насколько шланга хватает). Наклонили их – полетели вперёд. Лётчики выделывают пируэты, от которых дух захватывает – на стенде постоянно крутили фильм. Снаряд пока дорог (как всё новое), но это дело времени – система предельно простая по устройству. В Европе её сертифицировали для полётов до 10 м, но испытывали и на 40 – полёт нормальный!

Новинки на стендах некоторых брэндов – как обычно, отдельными материалами.

Фото автора, а также из официальной коллекции Messe Dusseldorf (Tillmann).