Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Boot-Dusseldorf 2007

#Boot-Dusseldorf

Не успел я переступить порог уже почти родного пресс-центра, как коллеги-россияне тут же огорошили новостью: самую большую моторную яхту выставки – анонсированный в прошлом «Фарватере» Bandido – в первый же день купил украинец!

Действительно приятно: наши соотечественники становятся полноправными гражданами на самой большой в Европе яхтенно-катерной фиесте. Причём как среди клиентов, так и представителей брэндов. Вслед за россиянами хорошую практику консультирования на стендах посетителей-земляков (т.е. не только на родном языке, но и с учётом местных реалий приобретения и эксплуатации) подхватили и украинцы: «своих» я встретил на Dominator, Fairline, Ferretti, Azimut, Sealine, Jeanneau, Beneteau, Cranchi, Hanse, Maxum…
Добавилось и украинской техники. Харьковский Brig присутствовал «в двух лицах» (об этом – в отдельном материале), выставились киевский UMS-Boat, херсонский Lagoon Royal, харьковский Grand.
Что же до посетителей-соотечественников, то восемь из них консультировались лично со мной, а сколько всего приезжало – боюсь и представить. Знаковый факт: наши люди уже хотят купить не просто «шоб було», как раньше, а в строгом соответствии с собственными представлениями. Значит, растёт «водная» культура, и это очень приятно.

Общие тенденции
Но вернёмся к самому бот-шоу. Его масштабы практически не изменились: в 17-ти павильонах общей площадью 220000 кв.м. разместились 1644 экспонента, из которых 656 зарубежных. Не исключено, что именно пронёсшийся накануне по Европе мощный циклон Кирилл (поваленные ЛЭП, остановленные поезда, замершие аэропорты и даже человеческие жертвы) испугал часть посетителей: их прибыло на 6,5% меньше, чем год назад. Впрочем, на статусе безусловного европейского лидера по посещаемости (273000) и интернациональности (каждый пятый из прибывших – иностранец) это не сказалось.
А вот выставленный на стендах ассортимент говорит о развитии двух тенденций, подмеченных аналитиками ещё год назад:
— всё более востребуем в мире престиж-сектор. Флагманские модели «люксовых» верфей ежегодно «растут», появляются всё новые производители эксклюзива, причём, как моторного, так и парусного;
— в самой Германии, которая в результате объединения Европы пережила ощутимый кризис, всё больше оживляется средний класс, в итоге всё большим спросом пользуются суда в ценовом диапазоне 15-60 тыс. Евро.
Особенно явно ощущается второе: недорогой пластиковый флот явно потеснил деревянную классику (и моторную, и парусную), а почти вся тематическая литература теперь исключительно на немецком.
За неделю работы на бот-шоу я скрупулёзно изучил всё новое и интересное у большинства брэндов, представленных и в Украине. Об этом – как обычно, в отдельных материалах. А здесь – коротко о самом, на мой взгляд, интересном.

«Моторные заметки»
Возвращаюсь к Bandido. По своей идеологии «эксплорер» – это увеличенный в размерах и осовремененный потомок траулера. Главные качества остались неизменными: неограниченный район плавания, очень высокая автономность, повышенная мореходность и максимальный комфорт для экипажа в длинном рейсе. У таких судов «мужественный» вид, высокий нос с бульбом, почти прямые линии надстройки – стиль и признаки надёжного рабочего судна. Такими яхтами не кичатся – на них просто живут и работают (офис владельца на борту и мощнейшие спутниковые коммуникации – само собой), при этом странствуя по свету. Такая покупка характеризует человека, продвинутого в яхтенной философии. «В России пока ни одного «эксплорера» нет», – с некоторой завистью резюмировали журналисты-россияне.
А теперь – о судне принципиально другого стиля и назначения, но тоже анонсированном в прошлом «Фарватере». Несмотря на скромные для 6-го павильона размеры – всего 12 м длины, – оно надёжно привлекало внимание как непривычным желтым цветом борта, так и необычной архитектурой. Fjord 39 от Yachtzentrum Greifswald, та самая разработка в стиле Wally с его футуристическим «рубленым» дизайном. Яхта явно для представительских целей в тёплом регионе: в просторном кокпите – большой «круглый» (в смысле возможных бизнес-переговоров) стол да солидный бар рядом, перед которым пост рулевого и вход в небольшую каюту. Столь специфический дизайн действительно позволит выделиться из ряда даже бОльших по размеру, но более привычных по виду. По крайней мере, пока (кто знает, сколько Wally-образных появится в маринах через год-другой?).
Хорошая новость для всех катеростроителей: компания Cummins MerCruiser наконец-то презентовала публике давно разрабатываемый винтовой привод Zeus. Идеологически он близок к IPS (ставится парой на плоские участки днища), позволяет отменно маневрировать (особенно на малом ходу), только винты классически-толкающие. Диапазон мощностей – от 330 до 550 л.с. Привод имеет ряд уникальных особенностей, о которых – в следующем «Фарватере».
Volvo Penta тоже показала новинку – электронный джойстик, который на катере с IPS позволяет выполнять все эволюции судна в тесной гавани без подруливающих устройств.
К «обиженной» в отдельных материалах теме парусных судов плавно переходим, осмотрев пока невиданный в Украине «моторный парусник». Это «немец» (по происхождению) Odin 820 Nova: длина 8,2 м, ширина 2,5 м, осадка 1,45/0,3 м (шверт опущен/поднят), вес 1350 кг, площадь основных парусов 25,5 кв.м. Парусов для такой лодки немного – факт. Но! С подвесным мотором 75-90 л.с. судно выходит на глиссирование и разгоняется до 23 узлов!
Этот класс судов относительно молод в мире, больше всего он интересует семейных яхтсменов в больших городах – на полном ходу ведь можно достаточно быстро выбраться на природу, где перейти на паруса, чтобы уже никакой шум не мешал полноценному активному отдыху.
Внутри Odin 820 Nova вполне исчерпывающий комфорт для семейства в круизе: салон с обеденным столом и диванами, в носу и корме – по двуспальному ложу, небольшой камбуз и изолированный санузел. А дополнительную остойчивость, необходимую яхте под парусами, обеспечивает цистерна с забортной водой – при разгоне под мотором она самоосушается.

В мире парусов
Две необычные яхты на стенде Adria Sail как нельзя чётче демонстрируют всё большую востребованность судов класса «престиж» любых размеров. Они спроектированы творческим дуэтом Мауриццио Тестузза (технический директор двух синдикатов «Кубка Америки») и Лука Брента (специалист по гоночным макси-яхтам). Узкие углепластиковые корпуса, явно гоночные обводы, широкие просторные открытые с кормы кокпиты, свободные палубы, большие паруса на «угольном» рангоуте, современный геннакер в комплекте, Hi-Tech оборудование (включая электроприводы лебёдок и погонов)… Фальшкиль – как на яхте «Кубка Америки»: торпеда на глубоком пилоне, весом в половину водоизмещения всего судна. И при всём при этом – мягкие кокпитные диваны с удобными спинками, телевизор и мини-бар в маленькой каютке! Действительно, необычное сочетание: на этих яхтах явно только катаются в удовольствие, но – круто. Brenta 30 длиной 8,9 м, а Brenta 38 – 11,66 м.
На стенде Beneteau (она совсем недавно номинирована как «Верфь года») очень понравился First 50. Его интерьер выполнен удивительно просто, лаконично и вместе с тем – стильно. Как на палубе, так и в каютах просторно и удобно, обстановка предельно функциональна. Много остроумных решений (например, откидной кринолин, специальный рундук для стола в центре кокпита или матерчатый шкаф на зипперах). Единственное, что совсем не понял, – картплоттер, встроенный в комингс кокпита на высоте колена. Яхта награждена как «Яхта года» в своём классе.
Ощущается стремление верфей соблазнить клиентуру комфортом и дополнительными опциями даже в массовом флоте. К примеру, на Jeanneau 49 обнаружил стиральную машину в сиденье штурмана, мини-офис в носовой каюте владельца, на большинстве яхт уже привычны большие столы и «штатные» спинки сидений в кокпите.
Привыкшего к однокорпусным яхтам современный круизный катамаран шокирует внутренними объёмами. Это я на новый Lagoon 42 зашёл и проникся. Четыре высоких двуспальных каюты, каждая со своим санузлом, салон, в котором, несмотря на большие камбуз и обеденный уголок, пространства ещё достаточно для танцев… Просто загородный дом какой-то, причём даже с небольшим «парком для гуляния» (многоступенчатая корма, боковые проходы, плоскости рубки и бака, сетка на носу…). Постоянный хард-топ снимает проблемы с солнцем и дождём. А ещё на судне оригинально решили проблему силовых агрегатов: установлен мощный дизель-генератор и достойные аккумуляторы, от которых питаются и электроприводы гребных винтов, и кухонные плиты, кондиционеры, стиральные машины…
В небольших яхтах всё чётче деление на «быстрые» и «комфортные» (привычные постсоветским яхтсменам компромиссные варианты толком не обеспечивали ни того, ни другого). Вот, к примеру, польский Voyager 25 AR. Высокобортный, с высокой надстройкой, со здоровенным (там трое нелегалов поместятся) изолированным ахтерпиком, уютным кокпитом, штурвалом, вынесенным на нержавеющую арку погоном гика, каютой в полный рост и изолированным туалетом – просто чудное судно для семейного круиза.
А вот совсем другая задумка: лодка солнечного выходного дня с большой плоской палубой и кокпитом. Six4You (длина 6,27 м, ширина 2,48 м, вес 850 кг) – итальянский швертбот в старом стиле: заваленный в корму (как на каноэ) верх форштевня, длинная килевая линия, длинный румпель. Вся палуба выстилается матрацами – загорай хоть вдоль лодки, хоть поперек. А вечером фрагмент палубы поднимается, обнажая каютку-убежище для двоих. Комплектоваться может как стационарным двигателем, так и подвесным.
А вот австрийские надувные катамараны Smartcat 4,3 м в длину, в сложенном виде помещаются в пакет 30х30х180 см. Сборка-разборка занимает 20 минут, вес пакета около 39 кг. Кстати, ищут дилера в Украине (ww.smartcat.at).
Можно только позавидовать «ихним» детишкам – одних «Оптимистов» около десятка выставлено. И вот ещё: компьютерная имитация яхты на ходу, подходи, кто хочет. Очередь мальчишек…

Всяко-разно
Принципиально новое решение для парковки мотолодки с подъёмом из воды: Sunstream. Представляет собой два полиэтиленовых понтона, силовой каркас и систему с гидроцилиндрами. Лодка заходит между понтонами, рулевой нажимает на кнопку ДУ – и гидроцилиндры поднимают лодку на ложементах, попутно проворачивая под всю конструкцию. Идеологически гораздо надёжнее американских систем с подъёмными тросами. Плюс дополнительное удобство – над конструкцией крыша-бимини.
Альтернатива тиковой палубе – из пробки. Просто, практично и не скользит. Украинские умельцы, правда, уже давно клеят пробковые коврики на свои яхты, но выставленный на стенде материал явно плотнее сбит – не будет крошиться под жёсткой обувью.
А на одном из стендов молодёжная бригада продемонстрировала удивительно простой метод изготовления лодки: на болване из полос жесткого пенопласта «набрали» обшивку, подобно обычной реечной. Всё – на клею, а местная фиксация – зубочистками, наискосок через пенопласт. В первый день выставки работу начали «с нуля», а в конце недели собранный корпус был уже оклеен стеклотканью (за клей ручаться не буду, не спросил).
Напоследок – на грани анекдота: брелок «Кэй сэйвер». Нет, не с громоздким поплавком, обычный маленький брелок. Но, как оказалось, под водой от него отделяется буёчек и, разматывая нитку, выныривает на поверхность (на взрослых подводных лодках такие системы). Если глубина до 2 м – вынимай, растяпа, свои ключи.

Добрых 7 дней я работал в Дюссельдорфе. Но парадокс в том, что после них осталось ещё большее ощущение «недосмотренного», чем в прошлом – после пяти. Выставка действительно необьятна…