Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Beneteau Oceanis 55

#Beneteau

В гавани Пальма-де-Майорки, на мировых пресс-тестах Beneteau, «одноклассники» Oceanis 55 и Sense 55 были ошвартованы рядом. И, знаете, издали я их почти не отличал — «Una Faccia, Una Razza» («одно лицо, одна порода»). Сходство не удивляет, ведь оба судна проектировал один исполнитель — Berret Racoupeau Yacht Design. Удивительно, насколько узко Beneteau заказали дизайнерам «породу» обеих лодок (и вообще серий). И, судя по востребуемости, явно не прогадали…

Впрочем, маркетологи гиганта мирового яхтостроения не скрывают: разработке новых линий предшествовало длительное изучение пожеланий клиентуры. Т.е. «породу» подсказал сам рынок, а верфь лишь подстроилась под его рекомендации.
Первая — скорость. Ибо она даёт яркие эмоции и повышает безопасность, позволяя «убежать» от непогоды. Кроме того, даже закоренелые «круизёры» с удовольствием стартуют в клубных гонках, и там пасти задних им ой как не хочется. Отсюда необходимость в достойной энерговооружённости и остойчивом корпусе с «быстрыми» обводами, чтобы эту парусность «вынести».
Вторая потребность — широкий кокпит. Именно его ёмкостью определяется «кайф» на переходе и стоянке в погожие деньки — ну кто захочет сидеть в душных помещениях?!
Третье условие — удобный доступ к морю, читай — широкая купальная платформа с полноценным (в смысле ширины) выходом на неё.
Четвёртое — безопасность даже для гостей, которые на судне впервые.
И пятое — просторные и светлые помещения.
Теперь становится ясно, почему проекты заказали конструкторскому бюро со «скоростным» уклоном, сами корпуса — максимально широкие (в корме для полноты обводов есть даже выраженная скула), площадь парусности почти как у «перфоменсов», а блоки гика-шкота убраны от экипажа подальше — на штатную арку. Для доступа к морю на Sense сидения поднимаются к бортам, а на Oceanis сплошная скамейка нажатием кнопки откидывается в корму и становится купальной платформой. Чтобы дневной свет просто-таки заливал (как в рубку, так и в борта) салон и каюты, в дополнение к привычным люкам врезаны большие окна.
Самое принципиальное отличие, делящее клиентов Beneteau на поклонников одной или другой модельной линейки, — распределение кормовых объёмов. На Sense пожертвовали кормовыми каютами, получив:
кокпит максимальной ширины (и почти катамаранной планировки);
дополнительный комфорт в остальных помещениях (в т.ч. благодаря переносу в корму всей «шумящей» техники);
быстрый и безопасный вход в салон (от кокпита его отделяет всего 3 ступени);
большие складские объёмы, которых в приватном использовании много не бывает.
У Oceanis свои плюсы. В кормовых каютах, конечно, на длинных переходах под мотором шумновато. Зато в шторм именно кормовые каюты — лучшее место для сна (там меньше качает). При многодневных переходах это очень существенно. И если на лодке большая компания (особенно в чартере) — лучше классической планировки (с каютами под кокпитом) ничего не придумать. Что касается удобства и безопасности — на сходе в салон применили пологую (уклон 45 градусов) лестницу.
Теперь — практические наблюдения с борта Oceanis 55, общее устройство которого я расписал в февральском (№1/2013) «Фарватере».
После опыта нескольких чартерных недель с «детским садом» на борту я особо ценю «жилую» рубку — отличный плацдарм для игр. На новой яхте он просто шикарен: просторный, плоский — с люками заподлицо и спрятанными под пластик проводками бегучего такелажа. Но самое замечательное — «эксклюзивные» (такие пока только на Oceanis 55 и видел) штатные матрацы справа-слева от входа в рубку. Там очень здорово расслабить уставший за день позвоночник, не прекращая общение с сидящими в кокпите! А ночью здесь устроятся любители спать под звёздами, коих, по моим наблюдениям, немало (и я в том числе). Случись дождь — матрацы прикрываются козырьком-брызговиком, плотно пристёгнутым к арке. Кстати, под таким укрытием и подвахтенный там может прилечь, даже в дождь.
Сидения кокпита — Г-образные, с поперечными участками у каюты. И на этих участках устроены короткие профилированные шезлонги (перед обедом их подушки можно опустить) — дизайнеры для девушек постарались. Но оказалось, что эти шезлонги на крене очень комфортны для подвахтенных: сидеть в них можно часами.
«Крылья» стола, которые откидываются не только в стороны, но и в нос-корму — отличная идея! Даже при расширенном «заседании» всем хватит обеденной площади. Достаточно и шкиперских объёмов: в глубокие рундуки на корме поместятся все кранцы, в центральном — штатное место спасплота, а бухты швартовов, как обычно — под сидениями кокпита.
Рулевые посты укомплектованы широкими приборными панелями с парой(!) дисплеев на каждом. Рукоятка газа-реверса установлена достаточно высоко, чтобы не нагибаться в самые ответственные моменты швартовки, при этом она низкопрофильная, ещё и под защитой нержавеющего «релинга» — ни летающие концы не зацепят, ни рулевой шортами (в моей практике на других лодках такое не раз бывало…). А рядом — джойстик манипулятора парковки Dock&Go.
Лебёдки расставлены перед штурвалами. К внутренним (в проходе) выведены стаксель-шкоты, а к наружным — гика-шкоты и всяческие фалы-оттяжки-шкентеля (естественно — через клавишные стопора). Таким образом, во-первых, капитан все манипуляции может делать даже в одиночку и не отходя от штурвалов, а во-вторых, при этом не придётся тревожить сидящих в кокпите (что приходится делать, если проводки выведены на рубку).
Наша яхта — с ярко выраженной «оунерской» планировкой. Апартаменты владельца — в носу. Там просторно, большая двуспальная кровать на симметричном подиуме и вместительные платяные шкафы. Через большие бортовые окна отличный обзор акватории. Но главная «фишка» каюты — душ со стеклянными стенками, такой же, как и на «младшем» Oceanis 48. Туалет — в отдельной кабине по левому борту.
Салон: справа кают-компания и штурманский стол, слева диван и камбуз. Для повара не помеха ни проходящие (преимущество С-камбуза перед линейным), ни крен (есть на что спиной опереться). В комплекте электровытяжка, микроволновка, посудомоечная машина и два холодильника — с верхним (100 л) и фронтальным (130 л) доступами.
Стол кают-компании складывается / раскладывается вдвое и поднимается / опускается электроприводом. Плюс диваны по периметру — и получаем обеденную группу (на 7-8 человек), либо «гостиную» с чайно-кофейным столиком (телепанель выдвигается из тумбы левого борта), либо сплошную двуспальную лежанку. В последнем случае кормовая секция дивана буквально тремя движениями объединяется с креслом штурмана. В распоряжении навигатора — полноценный прокладочный стол с отделениями для карт, распредщитом и универсальным дисплеем на переборке.
Варианты планировки: 3-5 кают и 2-4 санузла. В корме — традиционные симметричные двуспальные помещения (кокпит над их кроватями «нависает» меньше обычного — психологически комфортнее). При входе в них — по санузлу, либо санузел и бортовая «пульмановская» каюта. В носу вместо большой хозяйской каюты может быть пара симметричных с «персональными» удобствами.
Итак, в зависимости от избранного расположения в каютах яхты может быть от 6 до 10 спальных мест. Плюс 2-3 (зависит от размера дивана по левому борту) дополнительных в салоне. Плюс каюта капитана в носу. Не видел 4- и 5-каютную версию, но в нашей лодке количество полок-шкафчиков и их объём наверняка достаточен для комфортного размещения.
Не могу не отметить простор и обилие света — салон и «оунерская» каюта откровенно «воздушны». Ни намёка на «трюмное» ощущение, столь привычное на круизерах предыдущих поколений. А большие окна в кают-компании, как по мне, интересная альтернатива «дэк-салонам». Только смотреть по сторонам удастся не стоя (окна надстройки выше глаза стоящего), а сидя — именно через бортовые иллюминаторы. Единственный психологический нюанс: на крене эти окна замываются водой — дети и впечатлительные барышни могут испугаться (хорошо бы на такой случай предусмотреть плотные шторы).
Бункеровка: «стандартный» бак на 400 л и «опциональный» на 200 л топлива (шикарно!); «стандартных» 364 и «опциональных» 324 л воды (разумная достаточность). Ещё одна свобода выбора — фальшкили: предусмотрены «глубокий» (осадка 2,2 м), «мелкий» (1,8 м) и «очень мелкий» (1,45). Именно завидная вариабельность в планировках, килях и допоборудовании (список действительно длинный) позволяют изготовителям называть Oceanis 55 «кастомизируемым».
Яхта комплектуется 75-сильным двигателем и парусами лавировочной площадью 139 кв. м. «Быстрые» обводы, вполне «гоночное» удлинение корпуса (5,99) и энерговооружённость выше среднего (4,66) обещают хорошие ходовые характеристики. Осталось лишь в этом убедиться…
Приступаем. На просторе гуляет 16-узловый ветер и волна 1,0-1,5 м. В этих условиях яхта идёт в лавировку бравым ходом 8,0-8,5 узла при истинном курсе 40 градусов к ветру. Увалились на истинных 100 градусов — получили на усилившемся до 22 узлов ветре скорость 10 узлов. Достойно. Корпус явно не тормозит (бурун за кормой ещё не критичных размеров), лодку можно разгонять ещё. Жаль, «код 0» французы не решились ставить…
Ходовой комфорт соответствует «калибру» яхты — ощущается, что мы на солидном судне. Та же волна, которая заставляет моторные яхты сильно снизить скорость (иначе «крышу сносит»), нас лишь мягко покачивает. Под укрытием козырька-брызговика мы спокойно беседуем.
Лавируемся без проблем даже в сильный ветер — стаксель короткий (105% грота по площади), его шкоты перебираются быстро (а в опциях — ещё и стаксель-автомат). «Срез угла» на боковине рубки оказался очень удобным на крене — я по нему ходил. Поручней везде хватает — рука интуитивно сама их находит. «Рабоче-палубных» претензий только две:
«наружные» лебёдки (для фалов и гика-шкота) стоят близковато к приборной панели (я её локтем пару раз задевал);
заведенный с блоком (в 2 лопаря) фал грота в сильный ветер так просто не травится — нужно помогать руками, взобравшись по откидным ступеням к лэйзи-джеку. Одной рукой это делать трудно (другой ведь за мачту держишься!), да и небезопасно… Но есть простой выход: завести «майнающую» снасть, как на катамаранах делают.
Резюме
Oceanis 55 — яркий представитель «выведенной» Beneteau новой «породы» круизеров: быстрый, безопасный, просторный на палубе и под оной, легко управляемый даже в одиночку, с конвертируемым на стоянке кокпитом, насыщенный исполнительными электромеханизмами (откидной транец, стол в салоне, приводы шкотовых лебёдок и пр.). Индивидуальные особенности: вариабельность планировки и осадки, изменяемая конфигурация кают-компании, сан-дэки на рубке. Плюс традиционно для Beneteau умеренная цена. Вот составляющие, сумма которых и гарантирует новой яхте востребованность на рынке.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Beneteau в Украине — компания «Boats.in.ua».