Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Юбилейный Linssen-фестиваль

#Linssen

Голландия. Страна тюльпанов, сыра, ветряных мельниц, мирно пасущихся коров… Но любой мало-мальски обознанный в судостроении добавит: «А также лучших стальных моторных яхт». И будет прав: основательные и мастеровитые голландцы столь плотно оккупировали данный сегмент, что никто в мире туда не суётся – просто шансов нет. Но точно так же нет шансов оспорить имидж строителя стальных семейных круизёров №1 в самой Голландии – это, конечно же, Linssen Yachts B.V.

Этот лестный статус безусловно заслужен: речь идёт о верфи с 60-летними традициями, территорией общей площадью 12000 кв.м (из них крытые цеха – 2000 кв.м), 120 квалифицированными рабочими и даже собственной мариной. За прошлый (к примеру) год отсюда было отправлено заказчикам около 100 люксовых стальных яхт от 9 до 15 м. По объёму производства (судов упомянутого размера) Linssen не просто самая большая голландская верфь – она на две головы крупнее конкурентов. Соответственно, на порядок шире и мировая дилерская сеть.
Что касается самих яхт, то уже четыре проекта отмечались в мире как «Лодка года», «Лодка бот-шоу» и призами за выдающиеся инновации. А владельцев яхт Linssen стало в мире столь много, что они создали уже две «оунерские» ассоциации – «голландскую» и «британскую», с официальными уставами, традиционными мероприятиями и сайтами в Интернете.
Верфь неизменно выставляет солидный стенд на каждом из значимых мировых бот-шоу. Мало того: последние 10 лет она устраивает собственные бот-шоу – прямо на заводской территории, переоборудуя под выставочный зал один из сборочных цехов. Мероприятие стало традиционным и проходит в конце ноября или начале декабря. Состоится оно и в конце нынешнего года.
Но этот год для Linssen особый: исполняется ровно 60 лет работы производства, управляемого семейством Linssen (сейчас «у руля» – второе поколение, считая от основателей, но в бизнес включилось уже третье). И отметить столь значимое событие решили солидно, устроив внеочередное праздничное мероприятие под названием Linssen Yachts Boat Show Summer Festival.

Парад звёзд
У входа в расцвеченный зал улыбается Ивонна Линссен, пресс-менеджер верфи и в течение трёх последних лет – мой неизменный гид на борту всех её новинок: «Богдан, начинается дождь, поэтому я предлагаю сначала осмотреть лодки в павильоне, а ходовые испытания – после обеда». Поднимаемся на смотровую площадку, и энергичная леди продолжает: «Часть нашего модельного ряда выставлена здесь, часть – пришвартована в марине, где яхты можно как посмотреть, так и протестировать на ходу. Обратите внимание: дополнительно выставлены и неновые суда – мы их выкупаем, модернизируем, обновляем интерьер и продаём снова. Корпуса, по сути, вечные, и в смысле сохранности капитала стальные яхты – гарантированная инвестиция. Смотрите сами». Да уж, эти суда могут даже набирать стоимость с годами, подобно марочному вину: Linssen Classic Sturdy 400 AC в год своей постройки – 1996-й – стоил явно меньше 275 тыс. euro!
Но от бестселлеров прошлого (именно таким был в своё время «400-й») – к нынешним «звёздам». Сегодняшний модельный ряд (поколения Grand Sturdy) делится на две линейки: “Mark II” и “.9”.
Grand Sturdy Mark II – это уже «классика от Linssen», отшлифованная десятилетиями доводки давно избранного стиля. Многоскулые обводы обеспечивают этим яхтам хорошую мореходность. Интерьер отличается благородством отделки массивом дерева всех торцов мебели, под ногами – всегда тиковая поверхность, а полукруглые трапы в корме (начиная с «430-го») придают судну вид «мини-мега-яхты». Дешёвые материалы в отделке не применяются в принципе, атмосфера в каютах тёплая и домашняя. Собственно, это и есть очень добротные и уютные дома на воде, способные передвигаться, повинуясь воле хозяина.
Линейка Grand Sturdy “.9” очень молода – первый проект (“29.9”) был представлен в 2004-м. Яхты выполнены в этаком модерново-минималистическом стиле: торцы мебели шпонированы, в интерьере активнее используется ламинированная фанера, покрытия смотрятся проще и практичнее. Философия линейки – быть чуть демократичнее по цене и доступнее молодым клиентам. Кроме того эти яхты – простые в обводах (односкулые), просторные в планировке помещений и прагматичные в обстановке – очень востребованы в чартере. С них и начнём.

Linssen Grand Sturdy 29.9 AC
Расшифрую: «AC» обозначает «aft cabin» или «кормовая каюта». Вместо традиционного в корме кокпита – приподнятый «капитанский мостик», под которым эта каюта и прячется.
Обстановка в яхте обеспечивает полный комфорт семейству с двумя детьми или двум парам: отлично звукоизолированные друг от друга двойные каюты, салон с обеденным столом и камбузом, санузел и отдельная душевая кабина. Из всех двухкаютных Linssen – самая экономичная модель, которая, впрочем, подобно своим старшим братьям (или сёстрам?) отвечает имиджу «настоящего корабля».

Linssen Grand Sturdy 29.9 Sedan
«Sedan» означает, что в корме судна – традиционный кокпит, с которым яхта сразу становится более «компанейской»: пассажиры свободно переходят из салона в кокпит, визуально не отделяясь от компании. Большое открытое кормовое пространство, обрамлённое высокими комингсами, удобно для устройства здесь любых комбинаций с помощью лёгкой раскладной мебели (столика, шезлонгов и пр.).
Ещё одно преимущество исполнения Sedan – огромный люк в подволоке салона, дающий много света и возможность рассматривать окрестный мир. Да и в цене этот вариант чуть экономичнее, чем «AC». Недостаток, правда, тоже существенный: на одну каюту меньше. В общем, кому что важнее.
Ещё эта яхта отличается от «AC» укороченным камбузом – в передней части салона теперь расположился рулевой пост.

Linssen Grand Sturdy 33.9 AC / Sedan
Яхта на 1 м длиннее, чем “29.9”. Весь этот метр – в салоне: здесь явно просторнее, камбуз уже с полноразмерным разделочным столом, а по правому борту появился компьютерный столик с креслом. Кормовая и носовая каюты, кокпит и санузлы – точно как в “29.9”.

Linssen Grand Sturdy 40.9 AC / Sedan
Прибавка почти двух метров корпуса позволила принципиально иначе спланировать салон и оборудовать третью (для «AC») каюту. Последняя (по задумке – гостевая или детская) выгорожена по левому борту и обставлена двумя раздельными кроватями с платяным шкафом. Отдельная душевая осталась, её лишь перенесли на правый борт.
Салон исполнения «AC» разделён на две зоны: обеденную и для отдыха. Обеденная зона – это стол с креслами на четверых по левому борту и П-образный камбуз по правому. Ближе к корме – зона отдыха: стол с диванами, напротив – тумба, в которую встроена выдвижная телепанель.
Салон исполнения Sedan (вспомним, что в нём появляется рулевой пост) может быть двух конфигураций. Либо оставляем (от салона «AC») обеденный уголок – тогда камбуз переносим на левый борт, вместо тумбы с телевизором. Либо, наоборот, в корме добавляем ещё пару кресел и получаем полноценную кают-компанию. Но здесь придётся и обедать, ибо при этом жертвуем обеденным уголком… Снова – кому что важнее.
Последние штрихи: в кормовой каюте владельца (исполнение «AC») появились персональные санузел и душевая, а над ней (на «капитанском мостике») – выгороженный «кокпит» со столиками и диванами.

Linssen Grand Sturdy 470 AC Mark II
Насколько же солидно смотрится яхта с классической погибью палубы и двуступенчатой рубкой! Действительно корабль! На его верхней палубе – пост рулевого и «кокпит» с креслами вокруг столика. Тент с отстежными фрагментами позволяет устроить комфорт при любой погоде. На кормовую купальную площадку круто вниз ведут полукруглые трапы – здесь можно уединиться от гостей и искупаться даже «без всего».
Спускаемся вниз и попадаем в кают-компанию: С-образный диван вокруг стола, у противоположного борта – барная тумба с выдвижным телеэкраном. Следующая зона отделена по вертикали – спускаемся и попадаем в столовую. Именно так: справа – полноценный (не во всяком доме такой) камбуз, слева – стол и пара двойных кресел. Дальше в нос – удобная двуспальная каюта (можно и с раздельными кроватями), санузел и душевая. В корме – каюта владельца (просторная и уютная, с индивидуальным санузлом и ещё одной отдельной душевой). По желанию заказчика кровати тоже могут быть раздельными.
Обустройство этой яхты очень ярко подчёркивает её предназначение. В более короткой 40.9 AC – на каюту больше! Зато «470-я» гораздо больше похожа на дом, с привычными гостиной и столовой.

Linssen Grand Sturdy 500 Variotop Mark II
«Variotop» – это и термин, и механизм, изобретённые (и запатентованные!) инженерами Linssen. Нажата кнопка – и полужёсткая «крыша» над головой в рулевой рубке (а на этом корабле именно рубка с дверью в кокпит!) убирается внутрь арки. Нажата ещё одна кнопка – и сама арка откидывается в сторону кормы, уменьшая надводный габарит судна до 3,4 м («европейский» стандарт в малых реках и каналах – 3,5 м). Другими словами – кабриолет с удобствами яхты!
Из всех Linssen это судно – самое «тусовочное». Любитель приёма больших компаний изберёт конфигурацию салона (длинного, одноуровневого) с двумя полукруглыми диванами – вот одна «фуршетная» площадка. Если настежь открыть двери из рулевой рубки (двойное рулевое кресло конвертируется «лицом в корму»), то она визуально объединяется с кокпитом – вот вторая площадка для общения.
Как и положено флагманскому судну, вариаций внутреннего расположения у него немало. Тут и отдельная третья каюта, которую можно заменить письменно-компьютерным столом, и полноценная «столовая» секция, которую тоже можно заменить на рабочее место (если третья каюта установлена), и различные варианты кормовой каюты владельца, и возможность выгородить отдельную секцию для штатного капитана яхты…
Судно действительно большое, очень стильное и ярко демонстрирующее истинный статус своего владельца.

Linssen Grand Sturdy 60.33 Diamond Edition
Эта яхта была специально создана к 60-летнему юбилею компании – отсюда индекс «60» в названии. А «.33» значит, что по проекту это уже известный нам “33.9”. Исполнение «даймонд эдишн» – для ценящих свою принадлежность к Linssen: обстановка изобилует «даймондами» от Сваровски и светильниками в соответствующем стиле. Выглядит действительно импозантно.

Ходовые испытания Linssen Grand Sturdy 45.9 AC
Тем временем дождик иссяк – выходим к причалам марины, где «под парами» почти все модели компании. И среди них – самая «горячая» новинка, новый флагман серии “.9”.
Пока капитан греет двигатели, изучаю внутреннюю обстановку. Судно настолько длинное, что в салоне поместились все зоны, которые «конфликтовали» в 40.9 AC: Г-диван со столиком и барной стойкой (напротив), из которой выдвигается телепанель – в корме; «столовая» с обеденным уголком и полноценным камбузом; пост рулевого (дублирующий, основной – на «мостике») и рабочее место с компьютерным столом. При желании здесь можно и фуршет на большую компанию организовать – стоит лишь убрать стол перед диваном и развернуть (или убрать) кресло рабочего стола. Салон одноуровневый, много тумб и столов – будет удобно. А учитывая способность Г-дивана в салоне оперативно конвертироваться в широкое двуспальное ложе, то засидевшихся за полночь гостей (8 человек) можно уложить спать без проблем.
В носовой части – две каюты: двуспальная в носу и с раздельными кроватями – по левому борту. По правому – традиционно (для Linssen) раздельные душевая и санузел. В корме – просторная каюта владельца с собственными душевой и туалетом.
Расположение палубы напоминает 40.9 AC: «выгороженный» кокпит с круговым диваном и парой столиков, пульт управления с «боевым» креслом (регулировки, боковая поддержка – всё при нём), «walk-around» вокруг рубки с высоким фальшбортом и релингом (не страшно туда детей пускать даже на ходу).
Швартовы отданы, капитан выводит судно в реку Маас. Прошу «выжать» максимум – 10,1 узла (на 3000 об.). Спускаюсь в салон, каюты – гул от двигателей не сравнить с таковым на «глиссерах», но если долго – тоже будет напрягать. Однако стоит сбросить ход до 7 узлов, и всё разительно меняется: негромкий ненавязчивый звук, во всех помещениях можно спокойно общаться, в носу вообще двигатели почти не слышны (слегка ощущается вибрация – и всё). Воистину: «Slow down and start living!» («Сбрось скорость и начни жить!» – девиз голландских корабелов). А полный ход – только для аварийных случаев.
Принимаю руль, проверяю устойчивость во всём диапазоне скоростей. Яхта на курсе как влитая – ни намёка на рыскание. Абсолютная послушность на руле, прогнозируемая реакция – что на переднем ходу, что на заднем. Мимо проходят катера, яхты, небольшие теплоходы – их диагональные волны тоже не в состоянии сбить солидно стоящее на курсе судно.
Бросаю руль, работаю одними машинами. Враздрай отклик небыстрый (судно тяжёлое и винты разнесены не слишком широко), но вполне достаточный – яхта выполняет все манёвры, которые я ей «заказал». Прохожу по сложной траектории (в т.ч. под очень узким мостом), маневрируя одними двигателями – без проблем и очень уверенно.
В итоге, раззадорившись, ввожу лодку обратно в марину и, пользуясь молчаливым одобрением капитана, спокойно загоняю массивное судно задним ходом в узкое «стойло», отработав «подруливающими» только на самой последней стадии. Пресс-менеджер Поль Билен аплодирует: «Ты точно первый украинец, который швартовал 45.9!» Отвечаю комплиментом лодке: «Её и ребёнок пришвартует – очень послушная». И действительно: если вот так, толком не привыкнув к яхте, можно запросто проделать на ней серию сложных манёвров – честь и хвала её (яхты) разработчикам.

В заключение
Поль Билен устроил мне основательную экскурсию по цехам верфи, показав и рассказав о всех ноу-хау. Но, думаю, технологические подробности моим читателям вряд ли будут интересны. Замечу только: я уже много раз видел производство судов из металла, но действительно впервые наблюдаю столь точную подгонку и аккуратную работу по корпусу. И дело не столько в пресловутых качествах голландцев (хотя и в этом тоже!), но в применении плазморезки с числовым программным управлением, такого же «умного» раскройщика фанеры, безупречно организованной логистики… Всё это крупицы той самой легендарной основательности, с которой делают яхты в Голландии…
Поль: «Когда мы продаём очередную яхту, то приглашаем клиента, чтобы он походил на ней по здешним каналам – отдохнул неделю. Он осваивается, привыкает, накапливает замечания. После этого лодка возвращается на верфь, замечания обсуждаются и, главное, снова проверяются все узлы и механизмы. Конечно, клиент может от этой опции и отказаться, но почему бы не получить удовольствие от первого неспешного путешествия, предоставив нам по его окончанию ещё раз убедиться в полной исправности судна?! И только после этого судно доставляется к месту назначения».

P.S. Непосредственно на Фестивале посетители заказали 5 моторных яхт (в т.ч. две – новые Grand Sturdy 45.9) на общую сумму 1,8 млн. euro. А ещё четверо гостей оформили заказ спустя несколько недель. Да, не зря именно голландцы считаются лучшими в мире топ-менеджерами…

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Linssen в Украине – компания «Boat Trade Studio» (www.bts.ua).