Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Чартер яхты с точки зрения юриста

#Международная юридическая служба

В отдых под мотором и парусами с некогда чуждым названием "чартер" с удовольствием втягивается всё больше наших соотечественников. Причём, не только "где-то там", но уже и в самой Украине. О приятных моментах такого круиза мы писали неоднократно, но пока ни разу не освещали юридическую сторону вопроса – архиважную как для начинающих бизнесменов, так и для самих фрахтователей.

Глав.ред.

По договору фрахтования судна на определённое время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания. По договору тайм-чартера судовладелец предоставляет судно, укомплектованное экипажем, а по договору бербоут-чартера судовладелец предоставляет судно, не укомплектованное экипажем и не снаряжённое. Фрахтование судов на определённое время регламентируют статьи 203–214 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ).
Договор фрахтования яхты на определённое время заключается в простой письменной форме. Существенными условиями договора фрахтования яхты на определённое время являются: название судна, его технические и эксплуатационные данные, район плавания, цель фрахтования, размер фрахта, срок действия договора, место приёма и сдачи судна.
Судовладелец обязуется передать судно фрахтователю в состоянии, пригодном для использования по назначению, предусмотренному договором.
При фрахтовании яхты на определённое время используется, как правило, бербоут-чартер. Бербоут-чартерный фрахтователь владеет судном, пользуется им от своего имени, что сближает договор фрахтования судна на определённое время по правовой природе с договором имущественного найма. Капитан яхты и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя. Фрахтователь несёт ответственность по обязательствам, которые вытекают из документов, подписываемых капитаном судна.
В случае возникновения убытков, вызванных спасанием, повреждением судна или его гибелью, фрахтователь по договору фрахтования судна на определённое время обязан возместить эти убытки в соответствии с наличием его вины в причинении таких убытков. Вина фрахтователя презюмируется, и, если он возражает против возмещения за его счёт убытков судовладельца, фрахтователь должен доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
В случае гибели судна фрахтователь по договору фрахтования судна на определённое время должен уплатить судовладельцу фрахтовую ставку по день гибели судна, а если этот день установить невозможно – по день получения последнего известия о судне. От уплаты фрахта и других платежей по судну фрахтователь освобождается на время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. Однако, если немореходное состояние судна возникло по вине фрахтователя, то он должен уплачивать фрахт судовладельцу в порядке и сроки, предусмотренные договором фрахтования судна на определённое время. В этом случае фрахтователь также обязан за свой счёт производить все расчёты по расходам судна, которые относятся к его обязанностям, несмотря на непригодность судна к эксплуатации вследствие его немореходного состояния.
Если в период действия договора фрахтования судна на определённое время яхтой были предоставлены услуги по спасанию на море, вознаграждение, причитающееся за это фрахтователю по бербоут-чартеру, определяется в соответствии с правилами, регламентирующими отношения по поводу вознаграждения за спасение на море судовладельцу.
Конечно, договор фрахтования судна на определённое время не исчерпывается такими его видами, как тайм-чартер и бербоут-чартер. Хотя именно между этими видами договоров лежит условная линия, которая разделяет договора фрахтования судов на определённое время в зависимости от того, какой объём прав передаёт судовладелец фрахтователю по управлению судном и контролю над его экипажем. К договору бербоут-чартера примыкает договор димайз-чартера: фрахтователь на срок договора просто нанимает экипаж судна, члены которого становятся его временными работниками на время чартера. К договору бербоут-чартера примыкает также договор лизинга судна, по которому фрахтователь принимает на себя обязательство приобрести право собственности на судно по истечении срока договора. В свою очередь, к договору тайм-чартера примыкают договора, которые трудно бывает отличить от рейсового чартера, например, дейли-чартер или так называемый рейсовый тайм-чартер, по которым судно нанимается с экипажем, но фрахтователь принимает на себя расходы по судну на время выполнения определённого рейса или достижения иной цели, предусмотренной договором фрахтования на время.
В Морском праве сложилась весьма специфическая система договоров. Элементы договора перевозки часто сочетаются с элементами договора имущественного найма. Правила, регулирующие отношения имущественного найма, которые, несомненно, присутствуют в договоре фрахтования судов на определенное время, конкретизируют правила, регулирующие эти отношения нормами гражданского права. Например, ст. 206 КТМ предусматривает, что фрахтователь может в пределах прав, предоставленных ему по договору фрахтования судна на определённое время, заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна с третьими лицами. Это правило можно толковать как специальную норму, конкретизирующую правило, предусмотренное ст. 774 Гражданского кодекса, о том, что сдача нанимателем нанятого имущества в поднаем допускается лишь с согласия наймодателя, если иное не предусмотрено императивными или диспозитивными правилами, регулирующими отношения сторон. Таким образом, если вообще по правилам, регулирующим отношения аренды, арендатор не вправе сдать имущество в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды, то бербоут-чартерный фрахтователь имеет право сдать зафрахтованную яхту в субчартер, если это прямо не запрещено ему договором с судовладельцем.
Для заключения договора фрахтования судна на время часто используются правовые обыкновения, то есть типовые формы договоров, разработанные различными морскими организациями. Имеется достаточно удобная и распространённая проформа бербоутного чартера «БЭРИКОН А», изданная Советом по документации Балтийской и Международной морской конференции, которая может служить отправной точкой при составлении конкретного бербоут-чартера для оформления отношений по поводу фрахтования яхты на определённое время.
Основной обязанностью фрахтователя по договору фрахтования судна на определённое время является уплата фрахтовой ставки авансом до начала расчётного периода. Невыполнение фрахтователем этого условия влечёт возникновение права судовладельца на досрочное расторжение договора, не прибегая к судебной процедуре. Однако, если фрахтователь, не удовлетворённый таким действием судовладельца, которое является реализацией этого права, обратится в суд, то суд должен будет рассмотреть спор. Решение суда по такому спору представляет собой не расторжение договора, а только подтверждение правомерности аннулирования договора судовладельцем.

«Международная Юридическая служба».
Киев-Одесса-Николаев.