Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Технология комфорта: сегодняшние реалии

#------

Произошло! Судно уже на плаву. Дело за малым – дождаться стойкого тепла. Ведь рассекать водную гладь в нескольких ватниках – не к лицу экипажу, да и гостям слишком холодно. Ставить "буржуйку" – опасно, греться от судового двигателя – шумно, накладно и малоэффективно. К тому же, зачастую у яхтсмена возникает необходимость просушить намокшую одежду. Есть ли возможность комфортно продлить навигацию для малых судов? Есть!

"Печка" на яхте изобретена немцами достаточно давно: подобные автономные отопители применялись для обогрева штабных автомобилей вермахта.
Немного позже отопители, подобные немецким, появились и в советской военной технике. Хорошо известная старшему поколению автомобилистов бензиновая «печка» имела свои недостатки: высокая шумность и "прожорливость", сомнительная надёжность и повышенная пожароопасность, низкий КПД и капризность в работе. И всего одно достоинство, перевешивающее эти недостатки: зимой в автомобиле было теплее, чем на улице.
На первый взгляд, всё просто. Автономный отопитель, как следует из названия, не зависит от двигателя. В камеру сгорания поступает топливо. Здесь оно поджигается специальной свечой. Тепловая энергия через теплообменник прогревает холодный воздух, который затем направляется во внутренние помещения судна. Но нынешние автономные обогреватели отличаются от своего прародителя примерно так же, как виноград от бузины: многоуровневая защита, самодиагностика и контроль работы обеспечивают полную безопасность устройства в эксплуатации; по желанию заказчика возможна комплектация отопителей различными сервисными устройствами (они позволяют программировать время включения, запускать отопитель дистанционно, измерять температуру наружного воздуха и т.п.).
Современные автономные отопители созданы на ином техническом уровне – с применением почти что космических технологий. Управляемые электронным блоком, они редко ломаются и практически не требуют обслуживания. Умный агрегат всё сделает сам: обеспечив нужную температуру, тут же переходит в режим малого потребления топлива; как только температура в салоне опустится ниже установленного предела, обогреватель автоматически включается и повторяет цикл. Если хозяина долго нет (скажем, раздумал выходить в море), аппарат выключается автоматически.

Современные отопители
2,2-киловаттный отопитель, работающий на полную мощность, потребляет 0,28 л дизельного топлива в час – при этом максимальная электрическая мощность, потребляемая автоматикой устройства, составляет всего 34 Вт. Проще говоря, 12-вольтового аккумулятора ёмкостью 60 А*ч достаточно для 20-часовой работы отопителя на полную мощность. Практически же, прогрев воздух до заданной температуры, "печка" переключается в режим частичной мощности, и реальное время её работы от аккумулятора в несколько раз больше. Такой аппарат обогревает за час 90 кубометров воздуха, чего вполне достаточно для любых судов длиной до 6 м.
Для судов до 8 м предпочтительнее использовать обогреватель мощностью 4 кВт. Этот имеет несколько больший аппетит: 0,5 л дизтоплива в час, до 40 Вт электрической мощности. Разумеется, при полной мощности. В режиме 50% мощности (те же 2 кВт) этот автономный отопитель потребляет 13 Вт и чуть более четверти литра солярки в час. То есть, в пересчёте на те же 60 А*ч от аккумулятора он сможет работать не менее двух суток. А если учесть, что аккумулятор во время похода можно подзаряжать от генератора двигателя, то…
Разумеется, эти отопители – далеко не полная гамма устройств, рассчитанных к применению на малых судах: существуют ещё 5- и 8-кВт отопители (последние способны за час пропустить 258 кубометров воздуха и обогреть команду и пассажиров 16-метрового судна, потребляя всего лишь 1 л дизельного топлива в час). Нелишне заметить, что все эти отопители работают от напряжения бортовой сети 12/24 В, а ресурс работы электродвигателя достигает 5000 часов.
Приятной новостью для тех, кто любит походить под парусами, станет вес отопителя: от 2,7 кг у модели мощностью 2,2 кВт до 20 кг у 8-кВт. Немного менее приятной – стоимость подобного устройства. 2,2-киловаттный отопитель с монтажём "потянет" порядка 3000 евро. Разумеется, в эту стоимость входит разработка схемы и монтаж отопителя с помощью сертифицированных крепежных элементов, установка топливного бака, дозировочного насоса, систем забора воздуха на горение и выхлоп. Зато наличие такого устройства означает, прежде всего, повышенный комфорт на борту судна.
Отдельно хотелось бы сказать о монтаже устройства. Для того, чтобы отопитель работал долго и эффективно, надо установить его профессионально. Так, например, патрубки забора воздуха на горение и нагрев не должны заливаться водой при любых штатных условиях эксплуатации судна. Точно так же недопустимо попадание воды в выхлопную систему. Расположение рукавов разводки тёплого воздуха должно исключать их случайное повреждение, а выпускная система не должна контактировать с элементами судна, которым противопоказан сильный нагрев. В некоторых случаях требуется установить отдельный топливный бак для питания отопителя, а это необходимо делать с учётом не только пожарных, но и санитарно-гигиенических правил.
Наличием столь большого количества условий, которые необходимо соблюсти при монтаже отопителя, и обусловлен достаточно длительный срок подготовительных и монтажных работ – до 4 недель. Ведь за это время нужно произвести осмотр судна, составить схему монтажа, утвердить её у хозяина и квалифицированно произвести сам монтаж (включающий и вмешательство в существующую электрическую систему судна).
В одном из ближайших номеров мы расскажем о ещё одном решении, позволяющем повысить комфорт пребывания на маломерных судах, – водяных системах отопления. Они помогут не только согреть окоченевшие пальцы и просушить намокшую одежду, но и подогреть воду для бытовых нужд (например, душ).

Андрей СИДОРЕНКО.