Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Солнечная баржа

#------

Судно, о котором сейчас пойдёт речь, – крайне непривычный гость на акваториях Украины. Заполучив его на тест-драйв, мы попытались вникнуть в философию его создания и открывающиеся возможности для его использования владельцами. Насколько это удалось, судить, конечно, вам.

Увидев у причала объект грядущего тест-драйва, я невольно вспомнил историю своего знакомства с подобным типом судов. Если не принимать во внимание имеющиеся на пунктах проката водные велосипеды, первый «взрослый» катамаран мне посчастливилось увидеть на Шпрее в 1996 году. Небольшое (6,5х3 м) судёнышко неторопливо передвигалось по акватории Берлина, показывая красоты столицы теперь уже единой Германии жаждущим впечатлений туристам. Гид, бывший «советский» немец, с удовольствием поведал о происхождении своего чуда техники, выпускавшегося в Коттбусе для спасательных, патрульных, экскурсионных и пожарно-медицинских целей. Вместительный, остойчивый, с незначительной осадкой и большой площадью палубы маневренный катамаран подходит для этой работы как нельзя лучше. Информация отложилась глубоко в «архиве» и заснула там до поры.
А теперь – вот, почти такой же, но более современный и «американизированный» собрат у причала. Небольшой и аккуратный, с тентом на множестве стоек, блестящими леерами, 60-сильным Mercury за кормой и надписью «Sun Tracker» катамаранчик. «Sun» – значит солнечный, и этого тут точно не занимать. На двух цилиндрических алюминиевых поплавках покоится нечто, напоминающее прямоугольную площадку с леерами по всему периметру. У правого борта – консольный пульт управления, в носу у «площадки» – калитка, ещё одна в борту. Над всем этим – тент. Всё, описание закончено.
Конструкция простая и лаконичная, просматривается со всех сторон. Внутри, окромя описанного места водителя, – небольшие диваны в носовой части с багажными карманами в торцах, выгородка напротив места «капитана» и Г-образный диван по левому борту в корме. Рядом с ним – калитка выхода на то, что можно назвать купальной платформой (неограждённая часть «площадки»), снабжённой трапиком. Под подушками диванов – багажники для личных вещей, в спинках – гнёзда-подстаканники, в торцах – колонки установленной на пульте магнитолы. Почти там же находим и наклейки с некоторыми характеристиками – количество мест – 13 (тьфу-тьфу!), мощность двигателя до 90 л.с. (ого!) «Tracker Marine», Lebanon. Насчёт количества мест – это, конечно, суеверие. При другой планировке можно погрузить и больше, особенно если принести в жертву столик в носовой части, а пульт водителя перенести из середины корпуса вперёд – ему же лучше. В общем, невольно вспомнилось, как в годы работы в транспортной фирме из «Газели» делали по вместимости «Икарус». Капитализм не любит пустоты. К слову: сиденья расположены «лицом вовнутрь», и для того, чтобы посмотреть в сторону своего борта, придётся, мягко скажем, повернуться, что несколько неудобно, особенно если сидеть так минут хотя бы 20-30. Но постепенно наш катамаран начинает заполняться пассажирами, и вскоре мы отваливаем в «рейс».
Сразу бросается в глаза маневренность и компактность судёнышка – при таком соотношении грузоподъёмности (у нас – пассажировместимость) к габаритам уверенно дать бой катамарану могут лишь сани Фокса да их производные – на «модерновом» рынке Украины ничего такого нет.
Выходим на «оперативное пространство», добавляем скорость. После 15-секундного разгона мы глиссируем. Судёнышко идёт довольно резво, но главное сейчас – не скорость, хотя спидометр и не помешал бы: бортовую качку, создаваемую проходящими мимо катерами, катамаран спокойно презирает. Народ потихоньку веселится, общаясь друг с другом, и время от времени взирает, сворачивая себе шею, на проплывающие мимо пейзажи. Судно, как любой катамаран, устойчиво на курсе, ведь сбить с прямой один корпус легче, чем два связанных, и это большой плюс.
Вот так, общаясь, потихоньку выходим из Десёнки на Днепр. Тут уже есть небольшой ветер, да и пролетающие мимо катера разводят порой неслабую волну. Если бортовую качку катамаран переносит неплохо, а нагрузки приходятся в виде скручивающих усилий на прочный соединительный мост, то при носовой судно принимает уже ударные нагрузки в носовую часть моста. В зависимости от характеристик волны, они могут стать достаточно сильными, и относиться к ним нужно осторожней, чем к последствиям бортовой качки, хотя перевернуть катамаран – задача не из простых. Мы идём дальше. Очередная, поднятая большой моторной яхтой, волна наконец проникает на палубу. В такую жару это даже довольно приятно, а что касается непотопляемости судна – поплавки герметичны. Но что будет, когда погода ухудшится?
«Солнечный катамаран» – судно для отдыха в хорошую погоду, однако, выйдя в жаркую тишь и гладь днём, вечером, возможно, придётся возвращаться в ненастье. Сейчас – именно первый, «жаркий» вариант, и открытое судёнышко – спасение от раскалённого города, с его духотой, пробками, плавящимся асфальтом и выгорающей на глазах травой газонов. Сбежать из офиса на такое чудо техники – голубая мечта, наверно, большинства менеджеров.
Мы проходим мимо «Острова Любви», между мостами Патона и Дарницким железнодорожным. Завидев стоящий у берега катер своего товарища, я предложил на пару секунд подойти к нему, однако от этого, ввиду неизвестной глубины, решили отказаться – поцарапать поплавки о дно было бы всё же неприятно. Одна из особенностей катамарана – поплавки заглублены больше, чем практически плоские скеги «Саней Фокса». И в нашем случае это создало некоторые ограничения на подходе к берегу.
Возвращаясь «на базу», обратил внимание ещё на одну вещь – на стойке тента прямо перед глазами наклеена «липучка», предназначенная явно для крепления полога тента. Понятно, что крепление полога осуществляется другими, более «фундаментальными» методами, но кажется, что банальная манжета с кнопками была бы не в пример лучше. Хотя, опять же – судно для отдыха при хорошей погоде, и вряд ли владелец будет выходить на нём в шторм.
О том, как использовать, разговор особый. Чем больше общаешься с этим судном, тем больше приходишь к выводу – это объект коллективного пользования, но вряд ли семейного. Ведь семейное судно – это и для родителей, и для детей. Для ребёнка же априори больше подходит глубокий безопасный кокпит на более-менее мореходном судне, а не большая открытая площадка катамарана. Однако это условие сходит на нет с ростом ребёнка – и ума с годами побольше, и спать днём не надо, и всяких простуд в 10-15 лет поменьше, чем в 2-5 годиков.
Ещё: уединиться тут не в пример сложнее, чем даже на «кадди». Потому – другие варианты. Если к вам на фирму достаточно часто приезжают гости из других городов или из-за рубежа, то показать им Киев, Днепропетровск, Чернигов или другой город с воды было бы очень неплохо. Можно потом и пикник устроить на берегу, а не на обочине. Для офисных выездов судёнышко подойдёт даже лучше: народ между собой знаком, а значит – раскрепощённый и незакомплексованный.
Ещё один вариант – использование в качестве судна для обзорных экскурсий. Нанимать для группы из 5-12 человек теплоход неразумно, а тут – как раз. Если бы наши экскурсионные бюро не работали схеме: «Из окон нашего автобуса, опаздывая на самолёт и стоя в пробке, вы увидите…», а обратили своё внимание на «Sun Tracker», в выгоде они были бы наверняка. Со своими данными катамаран проберётся туда, где ни один теплоход не бывал и в помине, а комфорта и удовольствия для пассажиров тут гораздо больше, нежели при поездке на теплоходе по формуле «6 человек на четырёхместный столик». Тот, кто первым применит катамаран, явно будет в выигрыше.
При определённом умении это судно может быть полифункциональным. Единственное – насколько рационально использовать его для дальних походов или рыбалки, решать, конечно, вам.
Подытоживая, скажу следующее: мне понравилось соотношение «размер/пассажировместимость», устойчивость на курсе, хорошая управляемость, разворот почти на месте, рациональность конструкции и малая чувствительность к бортовой качке, опционные «плюсы» салона – музыка, подстаканники, багажные кофры и т.д. Величайшее удобство посадки/высадки пассажиров.
Вызвавшее вопросы либо недоумение: планировка кокпита и заплёскивание волны на палубу, крепление тента – при опущенных дугах носовая калитка будет скорее всего заблокирована, способ крепления полога тента. При большом (штатном) количестве пассажиров представляется не вполне удачным и выбор для консоли водителя – не впереди, а посередине корпуса: обзор может быть явно затруднён, равно как и при поставленном тенте.
Но одно «но» побеждает минусы, даруя победу положительным качествам этого катамарана: любое другое судно такой грузоподъёмности будет абсолютно нетранспортабельным теплоходом, тогда как наш герой при надобности может быть оперативно переброшен из одного водоёма в другой.
И вообще, как говорят англичане: «Если в году есть хоть один солнечный день, нужно покупать кабриолет».

Евгений ГРАБОВСКИЙ.