Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Проверка морем, или На «Аквадоре» – за приключениями

#Aquador

Андрей Кулик – поклонник настоящего мужского отдыха, вроде "райдинга" на квадроциклах, горных лыж или дальних путешествий. А ещё он любит воду: "Замечательный способ избавиться от плохого настроения или усталости – просто выйти на лодке в Днепр. Вода уносит всё плохое, приводит в порядок мысли… Всего пара часов – и тебе гораздо лучше".
К приобретению собственного судна подошёл основательно: изучил бот-шоу в Киеве, Генуе и Санкт-Петербурге, нескольких "претендентов" опробовал на ходу. Именно после тест-драйвов окончательно остановился на флагмане элитного скандинавского брэнда – мореходном и выносливом Aquador 32 С. Катер назвали Freya – в честь скандинавской богини любви, плодородия и (!) войны. В первую навигацию обкатали его по Днепру (до Запорожья), а на следующий год созрела более дерзкая задумка – сходить "в моря". Вот как это было.

Идея
Андрей: "Хотелось именно приключений. Узнать, как судно себя поведёт в море. И себя проверить – тоже".
Решили идти парой – с друзьями на Bavaria 32 S ("Святой Артемий"). Так веселей и, что гораздо важнее – безопасней. Вдруг у кого поломка или топливо закончится – вторая лодка добуксирует до ближайшей стоянки.
Готовились основательно, планировали переходы по дням. Не особо торопясь (скорость 25-35 км/ч) – "отдыхаем ведь", но и не задерживаясь, чтобы пройти маршрут подлиннее. Под стать мужскому отдыху и экипажи – без "слабого пола".

Вниз по Днепру
По плану первого дня – дойти до Черкасс. Весело прошли Каневское водохранилище, шлюз, миновали и Черкассы. Чуть ниже стали на якорь, связались бортами – отдых. И получили первый "оморячивающий" урок: поднялась волна, катера начали раскачиваться и биться бортами. Давай сниматься – а на "Святом Артемии" якорь заклинило… Вытянули вручную и ретировались обратно к черкасским островам, за которыми и нашли убежище.
Андрей: "Для нас всё было внове. Я, к примеру, никогда на судне не ночевал. А тут первая ночёвка совпала с такими приключениями… Теперь становимся на якорь только с подветренной стороны – вот так и появляется опыт. Интересно ведь, ради этого и пошли!"
На глиссирующем катере основная забота – уровень топлива в баке. А потому на каждой заправке доливали "по горлышко" – кто знает, где следующий раз придётся и какая там солярка… Тем более, цивилизованных заправок по Днепру – по пальцам руки: Киев (Московский мост), Халепье ("Адамант"), Кременчуг, Днепропетровск, Новая Каховка.
Алексей Ярощук, капитан Aquador 32 С: "У нас большая лейка с мелким ситечком, заправочный "пистолет" направляем только в неё – топливо нередко грязное, так мусор хоть в ситечке остаётся. Засорять бак – себе дороже. Пока лодка новая, механизмы работают, но не все осознают, что так будет не всегда. Проблемы медленно, но верно накапливаются, а потом проявляются "вдруг". К примеру, у коллег на "Святом Артемии" на сеточку всасывающей трубки в баке налипло столько мусора, что упало давление в системе – пришлось ремонтироваться на ходу…"
На водохранилищах сейчас одну из главных проблем малым судам создают… рыбаки. Сети ставят на фарватере, не стесняясь. "Святой Артемий" ушел вперёд – у него колонки поднимаются, легче винты освобождать.
Андрей: "Рыбаки просто сумасшедшие, иначе не назову. Сети ставят поперек фарватера – сколько раз приходилось уворачиваться. А живут на островах целыми колониями, конфликтовать с ними опасно. До Днепропетровска ещё туда-сюда, а в низовьях вообще беспредел. И проблемы не только от "промысловиков": ночью на фарватере многие ловят рыбу даже без огней! Самоубийцы! На скорости можно ведь и не заметить… В Днепропетровске парень тащил за лодкой какие-то плоты – караван неуправляемый и подсветки никакой! Еле успели увернуться. Для себя я решил – ночью по Днепру лучше не ходить"…
Не задерживаясь, прошли Светловодск, Днепропетровск, Запорожье… Запас времени берегли на море. К тому же воспоминания о водохранилищах не самые радужные: "Увы, Днепр в первую очередь запомнился цветением. Перед шлюзами метров 50 до берега подойти нельзя – воняющая зелёная каша вперемешку с мусором. Иной раз таким слоем, что, кажется, кирпич положи – не утонет… Но у нас ещё ничего, а вот в низовьях – ужас!"…
В Каховском водохранилище начался дождь, ветер, волны… И на "Святом Артемии" отказала гидравлика руля – пришлось управлять рычагами двигателей (хорошо, что их два!). Благо, уже рядом была "Максим-марина" – одна из лучших на Днепре. Даже квалифицированному персоналу понадобилось два дня, чтобы ликвидировать поломку (пришлось даже снимать двигатель!). Экипаж "Аквадора" помогал, чем мог. Андрей: "Мы с коллегой – он тоже Андрей (Лопатин) – в итоге всё это прошли вместе. Не бросали друг друга, всё решали сообща, ремонтировались и шли дальше". Настоящая морская взаимовыручка, которая дорогого стоит.

Здравствуй, море!
Ремонт ещё не закончили, а капитаны поехали ставить отметки на первой погранзаставе (в Херсон) – чтобы время сэкономить. Вообще-то так нельзя… С другой стороны, разве не глупость – устраивать препоны задолго до Очакова, который объехать ну никак не получится?!
Выскочили в лиман – ух, простор! В Очаков пришли ночью, сунулись в военный порт, а оказывается, надо в Гидроузел, там уже ждут пограничники.
Привычная проблема: где заправиться? Позвонили друзьям, те привезли соляру, но столь ужасного качества, что залить не рискнули. Неожиданно оказалось, что в стоявшем рядом бункеровщике (чуть не 50-х годов постройки, с допотопной топливной колонкой и шлангом толщиной в руку) есть всё, что нужно – и сговорчивый заправщик, и насадка-переходник (с водопроводным краником), и (главное!) топливо отличного качества. Повезло.
А в 6.00 следующего утра выходим на Евпаторию. Яркое солнышко, небольшие волны, грязная днепровская вода скоро сменилась лазурной морской – настроение замечательное. Шли вдоль Тендровской косы, потом "срезали" угол до мыса Тарханкут, за которым уже и порт назначения недалеко.
В Евпатории лишь один яхт-клуб. Да и тот номинальный: бетонная стенка, деревянный понтончик, да будка на берегу. Суда стоят на рейде и от волны почти не защищены – на себе прочувствовали… Мы там 2 дня постояли: городок хороший, но лодку без присмотра не оставишь, потому отдых получился неполноценный.

Евпатория-Одесса: первый шторм
Выйти решили пораньше. Пограничник, штампуя судовые роли, предупредил – погода "нелётная". Как "нелётная"?! Штиль, солнышко – благодать!!. Но всё круто поменялось, когда огибали Тарханкут… Болтанка, дождь, холодно – экипажам стало нехорошо.
Андрей Кулик: "Общение с пограничниками – просто ностальгия по "совдепии". Вот прихватило нас штормом, решили зайти в Черноморское. Но погранцы ни в какую: "У вас маршрут на Одессу – идите по нему". Как идти в таких условиях?! Без разрешения пограничников нельзя даже на берег сойти, мы для них не туристы, а потенциальные нарушители закона! Зашли на свой страх и риск, могли нарваться на большие неприятности…"
Вошли в бухту и ужаснулись – просто кладбище разбитых кораблей и догнивающих понтонов. Нам "предписали" переждать непогоду в центре бухты, на якоре. Но стояли там недолго – все флотские, как оказалось, праздновали День Черноморского флота. И пограничники с ними, конечно. В итоге и мы присоединились.
Чем хороши маленькие городки – там решается всё, надо лишь найти "главного" человека. В Черноморском это был некий Паша – он организовал и пресную воду, и топливо, и даже свежих раков. Заодно подремонтировались – сломался (видать, наступил кто-то) фитинг "обратки" топливоподачи. Пока мы 2 дня приходили в чувство, деталь привезли. Забегая наперёд: это единственная за весь поход поломка на "Аквадоре", остальное отработало безупречно.
Шторм прошёл – и мы погнали напрямик на Одессу. В конце пути нарвались на 2-метровую волну, но – не проблема, уже привычные. Пришвартовались в яхт-клубе "Отрада" и уехали домой, в Киев.

К неизведанному: Одесса-Измаил
Продолжили в сентябре – вышли из Одессы курсом на Дунай. Всё так же, парой "бортов". Стартовали поздновато – в 14.00. В итоге пришлось входить в незнакомое устье ночью, что одесситы не советовали категорически. Обстановка действительно "напрягла": по карте вроде курс правильный, а впереди по морю машины ездят! Как сие понимать?! А тут ещё волна качает немилосердно. Только когда разобрались, что это грузовики на строящейся защитной дамбе, отлегло. Объехали это препятствие и вошли в Дунай.
Андрей Кулик: "Совсем другая река – со скалистыми берегами, сильным течением. И очень плотным судоходством – у нас на Днепре просто сплошной выходной. Сначала даже страшновато было: из-за поворота вдруг как вывернет что-то здоровенное, с маленьким фонариком на носу. Буквально пара минут – и уже перед носом. И волна от него приличная…"
Но как освоились – практически отдых: от берега до берега глубоко, нет волны и – тишина… На левом берегу – Румыния, на правом – Украина. В Вилково нас встретили друзья. Там и заночевали…
А вот в Измаиле на следующий день начались знакомые проблемы: где пришвартоваться – непонятно, где пограничники – неизвестно, где заправиться – тем более. Да ещё перепуганный "абориген", увидев на нашем борту название латиницей, запаниковал (граница ж рядом, народ подозрительный). Еле успокоили – свои, мол. Нашли и службы, и где заправиться. Но в итоге поняли, что дальше идти смысла нет, ибо там будет ещё хуже…
Андрей Кулик: "В нашей фрагментарно-цивилизованной стране на борту должен быть "местный", у которого в каждом порту "всё схвачено". Это – и безопасность, и сохранность нервных клеток, и в конечном итоге экономия денег (даже если этот "местный" получит зарплату)."

Тяжёлое возвращение в Одессу
На обратном пути море снова показало характер: порывистый ветер, сильный дождь, крутые волны… Планировали на Одессу без остановок, но не тут-то было – экипажи просто не выдержали такой болтанки. Зашли в Днестровский лиман. Куда дальше? А одним местным известно…
Андрей Кулик: "Дождь, потёмки, вход в бухту узкий, глубины 2-3 м, а разметка фарватера – воткнутые в дно вешки с бутылочками. Мы их увидели, только когда заходили за местным траулером (ждали этого "лоцмана" больше часа). Узко – двоим не разминуться. А в кильватере чёрный ил со дна поднимается…"
Простояли там 3 дня – море не унималось. Наведались в Белгород-Днестровский, на завод Шабо. Разок попытались выйти, но в море пенились гребни выше наших рубок (с катера катер не видно!) – вернулись в бухту. Ещё через сутки с ушедшего "на разведку" "Святого Артемия" радировали: "Выходите, море успокоилось!" И, невзирая на позднее время (20.00!), мы полным ходом рванули в Одессу. Через 3 часа последняя заминка (на входе в клуб погас маячок) – и швартуемся в "Отраде". Теперь уже надолго.

Что это было?
Андрей Кулик: "Увы, инфраструктура в Украине на таком уровне, что подобные походы лично я рассматриваю почти исключительно как приключения, приближённые к экстремальным. Основная проблема – критически мало хороших заправок. А в бочках или бензовозах иной раз такое привозили… На "Святом Артемим" из-за этого регулярные проблемы были. Гостиниц тоже очень мало. Но проблемы не только в инфраструктуре – на воде нет дисциплины. Повсюду ездят пьяные идиоты, которые не соблюдают никаких правил. Особенно в окрестностях больших городов это частое явление".
Алексей Ярощук: "У нас был сжатый график, мы мало гуляли и любовались достопримечательностями. Была задача посмотреть, как лодка себя ведёт и куда сможем дойти. "Разведка боем". Переходы запомнились, как марш-броски. Мужское удовольствие и самопроверка – могём!"

…И уроки
Aquador 32 С прошёл серьёзные испытания практически без проблем. Рецепт? Андрей и Алексей, не сговариваясь: нельзя жалеть денег на обслуживание лодки. Обязательно консервировать перед зимой, обязательно расконсервировать после зимы. Причём, в фирменном сервисе. Мелочей в этом деле нет! К примеру, чтобы в бензобаке не скапливалась вода, следует на зиму или сливать топливо досуха, или доливать доверху и добавлять концентрат (фирменный!), чтобы соляра не кристаллизировалась зимой. Остаться на воде без хода – совсем не то же самое, что на дороге, где можно выйти из машины и пересесть на попутку.
Особый контроль – перед длительным походом. Надо вызвать представителя обслуживающей фирмы (в первую очередь – по силовой установке), чтобы он убедился в полной исправности. Что всё работает, ничего нигде не подтекает, все трубочки чистые… Чем больше сэкономили на тщательной подготовке, тем дороже и проблемнее сам поход.
И ещё: катер должен ходить. Пока он в активном использовании, все системы и механизмы работают нормально. Застоялось судно – там пересохло, сям "закисло"…
Комплектация – ещё один важный пункт. "Расходники": фильтры, масла, тосол – всё хоть немного, но должно быть всегда. Безопасность (круги, жилеты, спасательный плот – в море обязателен!); штурманское оборудование (приборы с электронными картами, дублирующие бумажные); связь (Андрей: "Я вовремя осознал, что радиостанция у нас слабовата, перед походом поставил длинную антенну. В итоге переговаривались с берегом за двоих")… Причём, мало всё купить и установить, надо ещё научиться пользоваться. Например, вести радиопереговоры в принципе и на английском языке – в частности. Как оказалось, ручную помпу нельзя до упора вытягивать – резинка выворачивается. Пока вправили её обратно… Нечаянно локтем задели тумблер откачки в душевой – долго разбирались, откуда столько воды под пайолами… Катер – целый комплекс систем и механизмов, а в походе редко где можно позвать квалифицированного электрика и спросить, надо самому изучать матчасть.
Продукты тоже с умом подбирать нужно. Что в холодильнике (рыба, мясо, масло), то, конечно, сохранится, а остальное в рундуках и испортиться может. Потому без консервов никак. Помогают и "умные" полуфабрикаты – например, рис, который в пакете отваривается.
Андрей: "Подбирать себе "компанию" нужно по скорости крейсерского хода. Вот у нас пара получилась не идеальная: в штиль Bavaria быстрее, а с морской волной, наоборот, Aquador легче справляется.
Очень важно общение – по ходу знакомились с мореманами, запоминали их рекомендации. Например, не нужно пытаться в море лететь, обгоняя волну. Надо выбрать скорость такую, чтобы ты её легонько обгонял, сохраняя управляемость. Если волна в бок, иди зигзагом и т.д… Нюансов масса.
Учились постоянно. К примеру, зашли на ночёвку за старую баржу – с подветра, конечно. Был сильный ветер, на барже оказался слой песка, перемешанный с соляркой. Утром на палубе – толстый слой этой гадости… Ужас. Долго потом отмывали, даже с "Керхером"…
И ещё: неважно, идёшь далеко или близко, но изучи все Правила. Это же безопасность и твоя, и других! Я вот уже и не новичок, но перед навигацией снова почитаю, освежу в памяти. И тех, кто с вами, нужно заставить изучить/вспомнить. Наличие сертификата вождения ещё ни о чём не говорит. Это вода, не забалуешь…"

Судно
И владелец, и капитан едины в оценке: Aquador 32 С – очень хорошее судно. Даже сложные манёвры (в частности, шлюзовки и подход к причалу) легко осваиваются даже новичками (как они 2 года назад) – носовое и кормовое подруливающие устройства сильно упрощают управление, особенно в узостях (всегда можно "раскрутиться" на месте и уйти). Свободные бортовые проходы очень удобны на швартовках (концы подать, кранцы развешать…), при этом не нужно бегать через кокпит – шагнул от руля сквозь боковую дверь и набрасывай швартов. Даже в море на ходу по этим проходам (за высоким "корабельным" фальшбортом) безопасно ходить. Мореходные качества – выше всяких похвал, сами убедились.
Большой топливный бак (700 л) – очень важно в путешествии! На скорости 35 км/ч (или 20 узлов) потребление 370-сильного дизеля – порядка 45 л/ч. Соответственно, бака хватает более чем на 540 км пути. На "Святом Артемии" штатный запас существенно меньше, ребята брали дополнительные канистры, на качке переливали в бак…
Две изолированных каюты плюс пара полноценных спальных мест в салоне (конвертируются из обеденной группы) – когда приезжали друзья, всем хватало кроватей. В действительно просторном санузле – душ с горячей/холодной водой (в баке – 200 литров, тоже солидный запас). Ещё один душ – на корме (после купания смыть с себя морскую соль или речную "зелёнку"). Козырёк над кокпитом прикрывает от солнца или дождя.
Андрей: "Судно наше небольшое, но я им очень доволен. Во-первых, оно закрытое. В штормовых условиях прозрачные тентовки на "Святом Артемии" вырывало "с мясом". И ребята всё время наверху сидели, как пехота "на броне"… А мы себе закрылись, дворники включили – и нормально, что бы там снаружи ни творилось.
Мне в своё время очень правильно посоветовали: возьми сначала небольшое судно, попробуй. Теперь мне уже не расскажешь, как, помнится, на одной американской яхте: «Чтобы увеличить обьём салона, мы здесь убрали пост управления – достаточно на флайбридже». У меня сразу вопросы: как швартоваться в дождь, например… Потому что сам пробовал! Это же не только комфорт, но и безопасность, что гораздо важнее.
Плита у нас на солярке: безопасно и нет проблем с зарядкой (соляра есть всегда). У коллег что-то там поломалось – без горячего. А у нас обед всегда по распорядку. И отопитель есть – не проблема, если погода испортится"
.

Маленькие открытия и новые задумки
Напоследок спрашиваю у Андрея о самых ярких, запомнившихся событиях:
Однажды шли по водохранилищу и начался шторм (в речном понимании), вокруг засверкали молнии и хлынул такой густой дождь, что радар показал вокруг нас сплошной берег!
Первая шлюзовка, когда стали за большим многопалубным судном, которое шлюз занимает полностью. Интересно, что в Чёрное море попадаем не из основного русла Днепра, а по узкому рукаву Рвач. Открытием стало, что если на волне убрать обороты – всегда ставит лагом к гребням и начинает сильно мотать.
Ещё общение в пути. Оказалось, к примеру, что в Турции, с её более крутой инфраструктурой, гораздо дешевле лодку держать, чем у нас. Тоже опыт.
Удивительно, что редко хотелось на берег, в ресторан. Намного интереснее было самому приготовить на борту!
И, конечно, запомнился ночной заход в Дунай. И сам Дунай – совсем другая река, совсем другое течение.
В итоге я понял, что всё это – "моё". С нетерпением жду лета, чтобы ещё пойти куда-то. Хочется и по Дунаю, и по европейским каналам – аж до Балтики, на родину моей замечательной Freya…