Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Малые суда и базы их стоянки: особенности правового статуса

#Международная юридическая служба

В последнее время на водных объектах нашей страны остро встали вопросы обеспечения безопасности малых (маломерных) судов и баз их стоянки, а значит, и соблюдения норм действующего законодательства в этой сфере.

Ранее в частном секторе малые суда лишь ограниченно использовались для рыболовных целей. Однако с развитием коттеджного строительства, особенно на берегах рек и озёр, стала появляться новая инфраструктура частных причалов и стоянок, предназначенных для эксплуатации малого флота «развлекательной» направленности – малых катеров, яхт, гидроциклов и т.п.
При этом застройщики часто игнорируют соответствующие нормы земельного законодательства, архитектурно-строительных нормативов и разрешений в целом, не говоря уже о слабой осведомлённости и, как следствие, невыполнении требований законодательства к размещению и эксплуатации водных объектов и гидротехнических сооружений.
Указанное регламентирование в Украине, кроме общих положений законодательства, содержащихся в Законе Украины «О транспорте» и ряде иных законодательных актов, осуществляется на уровне нескольких подзаконных актов центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Наиболее примечательные из них, на наш взгляд, Правила безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов, утверждённые приказом Министерства транспорта Украины № 642 от 16 июля 2004 года, а также Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных (малых) судах в г. Киеве, утверждённые решением Киевского горсовета № 393/2968 от 26 мая 2005 года.
Второй из упомянутых актов, несмотря на то, что его действие распространяется лишь на территорию г. Киева, наиболее совершенен с точки зрения юридической техники, а в свете столичного статуса г. Киева – и один из наиболее значимых среди аналогичных актов органов местного самоуправления в данной сфере. В частности, опыт нормативного регулирования г. Киева в данном вопросе был использован и другими территориальными общинами нашей страны, где действуют практически аналогичные по своему содержанию правила.
Следует отметить, что большинство норм права, содержащихся в указанных нормативных актах, носят юридико-технический характер, то есть, регламентируя соответствующие социальные отношения, устанавливают определённые технические стандарты эксплуатации малых судов и баз их стоянки, которые носят обязательный характер и обеспечиваются (или, по крайней мере, должны обеспечиваться) силой государственного понуждения.
В понимании Правил безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов (далее – Правила эксплуатации баз для стоянки судов), соответствующей базой выступает субъект хозяйствования (прямая параллель с ХК), одним из его уставных видов деятельности является предоставление услуг по безопасному содержанию малых судов, для чего он содержит и использует специально оборудованные гидротехнические сооружения. Однако к таким базам не относятся пункты базирования судов флота рыбного хозяйства, то есть судов, имеющих иное целевое предназначение.
В свою очередь, под маломерными в указанных Правилах подразумеваются суда с длиной корпуса 20 и менее м, за исключением буксиров, плавучих кранов, грузовых судов, судов, перевозящих более 12 пассажиров, а также технических.
Пунктом 1.8 указанных Правил предусмотрена классификация стояночных баз малых судов в зависимости от их количества, начиная с 1-го класса, предусматривающего наличие на базе более чем 3000 судов, и заканчивая 9-м классом с менее чем десятью судами.
Важным является положение об обязательной регистрации всех баз стоянки маломерных судов в Госфлотинспекции Украины, которая осуществляется на основе предоставления администрацией такой базы соответствующих правоустанавливающих документов, копии акта отвода земельного участка, справки о количестве судов и других документов, после чего Госфлотинспекцией вносится запись в Журнале регистрации баз и выдаётся соответствующее свидетельство.
Среди основных технических требований к обустройству баз стоянки маломерных судов, содержащихся в Правилах, следует отметить необходимость их размещения на участках с небольшой скоростью течения, не ближе, чем в 100 м от дебаркадеров и других причальных сооружений и не ближе, чем в 500 м от гидротехнических сооружений и мостов. Граница акватории такой базы должна быть ограждена бонами, понтонами либо плавучими знаками на воде, а сама акватория не менее одного раза в навигационный период подлежит тралению. Кроме того, в тёмное время суток территории и акватории базы должны обеспечивать надлежащее освещение – однако так, чтобы не создавать помех и не дезориентировать проходящие мимо базы суда.
Правила эксплуатации баз для стоянки судов содержат и весьма подробные требования касательно порядка содержания самих маломерных судов на таких базах. В частности, после регистрации в Судовой книге Украины каждое маломерное судно подлежит приписке к той или иной базе, где имеет постоянно закреплённое место, рядом с которым наносится регистрационный номер судна. Кроме того, приписанные к базе суда подлежат регистрации в Журнале учёта приписного флота.
В свою очередь, для обеспечения контроля над выходом в плавание и возвращением судов на каждой базе их стоянки организовывается выпускной режим, а инструкция базы о таком выпускном режиме подлежит согласованию в Госфлотинспекции Украины. Каждый выход и возвращение судов регистрируется в Журнале выпуска судов в плавание, а при выходе с базы подлежат проверке свидетельство на право управления судном, судовой билет, свидетельство о пригодности судна к плаванию, акт технического осмотра, наличие спасательных средств, правильность размещения пассажиров и груза, наличие необходимых надписей на судах, соответствие их технического состояния требованиям судовой документации.
При этом при несоблюдении хотя бы одной из вышеуказанных позиций запрещается выпуск судна за пределы базы. Кроме того, пункт 5.7 Правил прямо запрещает выпуск маломерных судов с баз их стоянки в случае, если водитель судна или его пассажиры находятся в состоянии очевидного алкогольного или наркотического опьянения, если фактические либо прогнозируемые метеорологические условия не обеспечивают безопасности плавания, а также при отсутствии у базы Свидетельства о регистрации.
В соответствии с Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных (малых) судах в г. Киеве, утверждёнными решением Киевсовета № 393/2968 от 26 мая 2005 года, моторным судном считается любое использующее собственную силовую установку судно, кроме судов, использующих её для небольших перемещений в портах или увеличения маневренности при буксировании либо толкании. В свою очередь, скоростным судном считается любое самоходное судно (кроме водотоннажных), которое может развить скорость 35 км в час и более.
Важно отметить, что в соответствии с указанными Правилами все судовладельцы обязаны осуществить регистрацию своих судов в Госфлотинспекции Украины – Государственном судовом реестре и в Судовой книге Украины на протяжении десяти дней с момента их приобретения (постройки).
Выход маломерных судов в плавание разрешается при благоприятных погодных условиях, технической исправности судна, наличии соответствующего оборудования и снаряжения, а также наличии действительных судовых документов и свидетельства (диплома) на право управления судном. Кроме того, при плавании на беспалубном маломерном судне все пассажиры и члены экипажа должны быть одеты в спасательные нагрудники (жилеты).
В соответствии с пунктом 6.5 Правил запрещается выход в плавание на незарегистрированном малом судне, без номерных знаков на бортах и на судах, не прошедших технический осмотр. Среди иных ограничений следует отметить запрет на управление малыми судами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения любой степени, передачу управления лицам и перевозку пассажиров в таком состоянии, управление судном без соответствующего свидетельства, заход в акваторию пляжей, передвижение при видимости менее 500 м, а для скоростных судов – менее 1000 м.
За нарушение вышеуказанных Правил предусматривается административная ответственность в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях, а в случае, если такое нарушение повлекло тяжкие последствия и представляет собой общественную опасность – и уголовная ответственность.
Таким образом можно утверждать, что правовая регламентация использования маломерных (малых) судов и баз их стоянки в Украине находится на достаточно высоком уровне юридической техники и в целом характеризуется как весьма качественная. Однако состояние практической реализации проанализированных норм ярко иллюстрируется высказыванием М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что «строгость законов в нашей стране компенсируется необязательностью их исполнения».

Тарас ШЕПЕЛЬ, партнёр ЮФ «Международная юридическая служба», г. Киев.
Дмитрий ЕВДОКИМОВ, юрист ЮФ «Международная юридическая служба», г. Киев.