Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Летающая» Formula

#------

Наряду со всемирно известной автомобильной «Формулой 1» существует и другая Formula – катера американской Thunderbird Products Inc. В её модельном ряду 6 линеек: Bowrider, Sun Sport, Super Sport, Cruiser, Yacht и FAS3Tech. И сегодняшний рассказ – о мечте водномоторных «адреналинщиков», наиболее скоростных Formula-х класса High Performance – лодках серии FAS3Tech.

Но вначале немного истории. В 1961 году Дон Аронау, увидев гоночную лодку, «заболевает» ею на всю жизнь. Уже в начале 1962-го он основывает Formula Marine (Майами, Флорида) и сам испытывает свои катера во всевозможных соревнованиях, доводя их скоростные качества до совершенства. Вовсю увлёкшись гонками, Аронау вскоре продаёт верфь, и та, пройдя чистилище слияний и перекупок, в 1976-м становится собственностью Вика Портера – семейным предприятием Thunderbird Products.
Именно Джон Адамс, новоприглашённый конструктор (он и сейчас «в строю» – теперь уже ведущим дизайнером предприятия), вычертил замечательные обводы FAS3Tech (Formula’s Advanced Speed, Stability, Structural Technology): высококилеватое (24 градуса!) ступенчатое днище с двумя поперечными и несколькими продольными реданами. Результат: благодаря множеству несущих поверхностей и гидродинамическому подсосу воздуха, такие обводы оказались быстрее и управляемее обычных. А значит, появилась возможность установить более мощный двигатель, ещё больше «разогнать» судно.
Ведь что такое Formula?! Как и полвека назад, она по-прежнему для бешеной гонки, для захватывающих дух прыжков по гребням волн. Это лодки для одержимых скоростью и риском. Разница лишь в том, что когда-то для «адреналина» хватало 30-40 узлов, а сейчас надо 60, 70, 80…
Вот, к примеру, впечатления одного из испытателей: «Рукоятки трансмиссии вперёд: спустя 10 секунд нос опускается, глиссируем 54 км/ч… Ещё 6 секунд – и скорость уже 100 км/ч. Но и это не всё, через толику времени мчим 140 км/ч!.. Впереди большие моторные яхты, от них крутая волна. Готовясь к удару, инстинктивно хватаюсь за поручни. Ничуть ни бывало! Наша «ракета» уверенно разрезает гребни, прыгая по верхушкам волн…»

Несмотря на значительно отличающуюся длину, архитектура всех пяти лодок очень схожа: узкий корпус с «решительным» форштевнем и рубкой-убежищем в носовой части, кокпит в четверть длины, просторный сан-дэк над моторным отсеком… Кринолин (кормовая платформа) обязательно оборудован лестничкой для купающихся. И всё это «раскрашено» настолько необычно, что просто дух захватывает!
В кокпите мягкий кормовой диван во всю ширину и удобнейшие, с высокими спинками кресла штурмана/рулевого (McLeod) перед лобовым стеклом. Они с боковой поддержкой, в широких подлокотниках расположены клавиши регулирования больстера и ножной опоры.
Панель управления: эргономично расположенные “Gaffrig” и “Smart Craft” (стрелочные указатели оборотов, температуры масла…), лаг, навигационные приборы. Регулируемый штурвал. Крышка моторного отсека поднимается нажатием кнопки. Bimini-тент (опция) уходит в специальную нишу за моторным отсеком.
Слайдерная дверь открывает доступ в салон. Внутри, конечно, не круизер, где все удобства и условия для жизни на борту: скажем, даже на 382-й в рост не постоишь, приходится чуть-чуть пригибаться. Но в остальном вполне комфортно: диваны вдоль бортов, двуспальная носовая «пулька», тумба с мойкой, порта-потти, световые люки над головой… Начиная с 353-й модели, уже имеется туалетная комната («сидячая»), полноценный камбуз. Из мультимедийной оснастки – iPod- и MP3-порт, 4 водостойких динамика.
Опционально можно заказать многое: и 15-дюймовый HDTV/DVD, и AM/FM/CD-стерео (Kenwood), и 1,5-киловаттный реверсивный кондиционер с пультом климат-контроля, и… – полный список читай на сайте (http://www.formulaboats.com/).
Поскольку лодки спортивные, в моторных отсеках стоят «зверские» по обычным меркам двигатели, топливные баки увеличенной ёмкости. Тут не до экономии: большие скорости – большие расходы. В том числе и на бензин.
Все FAS3Tech – продукция высоких технологий. Для облегчения лодок (материал: Divinycell и Coremat) верфь отказалась от стрингеров – вместо них к фиберглассовому корпусу изнутри клеится профильный каркас, заполненный вспененным материалом: корпус обеспечен 5-летней гарантией. Все модели одной ширины (2,51 м), однако каждое судно с индивидуальной конфигурацией днища: благодаря сему, достигнута повышенная устойчивость и управляемость лодками, кроме того плюс 8-10 км/ч скорости сравнительно с обычными «глубокое V» при тех же соотношениях «вес/мощность»…
В общем – да здравствует скорость!