Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Искусство наслаждения вопреки Минздраву

#------

Есть на свете вещи, которые хороши и сами по себе, но со спутником, компаньоном становятся ещё лучше. Некоторые умно называют это «эффектом синергизма», но мы-то знаем, что секрет намного проще и изящнее – так быстрее достичь максимума удовольствия. Тем более, если речь идёт о классическом дуэте, «малом джентльменском наборе» – сигаре и спиртном напитке.

Поиском идеальных пар для табака и алкоголя озабочено множество эстетов, но найти точное сочетание, которое удовлетворило бы каждого, наверное, невозможно: вкусы у всех, слава Богу, разные.
Опыт многих поколений подсказывает, что лучше всего сочетается табак с крепким выдержанным алкоголем или с креплёными винами – портвейном, хересом, мадерой. То есть с тем, что называется sipping drink (напиток для медленного потягивания и наслаждения), а не shot (напиток, употребляемый "залпом", одним глотком – в основном это невыдержанные спирты типа водки, белой текилы или аквавита). Хотя многие находят вполне соответствующими друг другу и сочетания сигары с сухим вином и даже с шампанским или пивом. Не подходят к благородным сигарам водка, джин и анис: первая из-за нейтрального спиртового вкуса, а второй и третий – из-за яркой доминанты одного вкуса при общей бедности вкусовой палитры напитка. Не каждый согласится сопроводить сигару граппой (у неё особый вкус) – впрочем, на этот случай всегда можно взять итальянские специфические сигары. Плохо сочетаются с табаком также биттеры и ликёры – из-за высокой концентрации вкусо-ароматических компонентов. И очень неплохо гармонируют фруктовые бренди о-де-ви, чистые дистилляты из одного сорта фруктов или ягод с ярким ароматом исходного сырья.

Плесните колдовства в хрустальный звон бокала…
Так чего же нам плеснуть? С какими алкогольными напитками наилучшим образом сочетаются сигары? Для наглядности возьмём кубинские – у них наиболее выражены вкусы и ароматы.
Начнём с самого естественного сочетания алкоголя с табаком – рома с сигарой. Оба продукта родились на Карибах. Они идеальные компаньоны. Правда, сигара сигаре рознь, да и ромы бывают разные. Впрочем, многие выдержанные ромы хороши с сигарами. А вам самим решать, что лучше сочетается друг с другом: насыщенный, ароматичный ром, изготовленный традиционным методом двойной перегонки, с сигарой, не имеющей крепкого, яркого характера (например, доминиканской, филиппинской), чтобы табак не доминировал над вкусом напитка, или же два продукта с ярким характером, например, Hoyo de Monterrey и ром традиционной технологии или «мощная» Romeo y Julieta сигара с лёгким ромом, сделанным в колонне непрерывного действия.
Далее – виски. Он должен быть выдержанным, т.к. у менеe выдержанного сильнее проявляется вкус алкоголя во рту, что не очень сочетается с сигарами. Сигара, конечно, любит аромат, но не приветствует грубый алкоголь. Под выдержанным понимается виски возрастом не менее 12 лет. Односолодовый виски сочетается с самыми крепкими сигарами, такими, как Partagas Lusitania, Bolivar Coronas Gigantas – большими и крепкими. Чаще к табаку выбирают виски с Высокогорья с насыщенным фруктово-цветочным вкусом – Glenmorangie, Macallan, Glenlivet, Сardhu; или дымные, с мощным морским характером виски с острова Айла – Laphroaig, Ardbeg, Lagavulin; или солоноватые островные виски Oban, Scapa, Talisker. Впрочем, с табаком отлично сочетаются и многие купажированные виски. Например, Chivas Royal Salute, Johnnie Walker Gold Label или Blue Label, а также Dewar’s Special Reserve 12.
Следующий напиток – арманьяк, имеющий чуть-чуть более насыщенный вкус, чем коньяк. Это связано с тем, что его производят из более южных сортов винограда: больше солнца, больше сахара, больше аромата. Итак, с арманьяком сочетаются Montecristo No.2, Vegas Robaina Don Alejandro, Vegas Robaina Unicos – это сигары серьёзного формата, но не самые крепкие.
Обязательно – коньяк. По сравнению с арманьяком, который называют «народным» напитком, коньяк считается более аристократическим, хотя и чуть менее ароматным. С сигарами сочетаются коньяки, в которых самых молодой виноградный спирт должен иметь выдержку не менее 6 лет, при этом, разумеется, в смеси присутствуют 20-, 30- и 40-летние спирты. Это означает, что коньяк должен быть ХО или старше. Коньяки VS и VSOP имеют слишком яркий вкус, который забивает вкус сигары. Коньяк хорошо подходит к таким кубинским сигарам, как Cohiba Esplendidos, Cohiba Robustos, Romeo y Julieta Churchills, к сигарам марки Cuaba. Здесь мы видим, что коньяк тоже требует серьёзных размеров сигар, т.к. чем дольше время курения, тем более полный вкус даёт сигара, что очень гармонирует со вкусом коньяка.
Ещё – кальвадос. Он насыщен фруктовыми ароматами и мягче коньяка. В сочетание с кальвадосом обычно ставят сигары Trinidad, Punch Churchills, Punch Punch, сигары марки Upmann – в общем, сигары более мягкие, чем в предыдущей группе.
Теперь – портвейн. Т.к. это менее крепкий напиток, к нему подходят сигары меньших размеров, например, Fonseca любого размера, Saint Cristobal de la Habana, небольшие Cohiba, например, Cohiba Siglo I. Здесь надо сказать, что с этими же сигарами прекрасно сочетается ром.
Ну и, наконец, если эстеты ведут речь о вине – о красном выдержанном вине – или о шампанском, тогда надо подбирать самые мягкие сигары небольших размеров – это Upmann N3, Cohiba Panatelas, небольшие Punch и Fonseca.

Вино и сигары?.. Совсем неплохо!
Многие удивятся, что мы вообще говорим о таком сочетании, но вот в книге Бернара Ле Руа и Мориса Шафрана «The Illustrated History of Cigars» читаем: «Для тех, для кого Ноуо des Dieux равносильно хорошему бордо, a Romeo у Julieta Churchill – первоклассному бургундскому, для них это всегда открытие чего-то нового и прекрасного, источник абсолютного удовлетворения». Остаётся только позавидовать авторам и их аудитории в их трепетном отношении к этим двум удивительным и символичным продуктам – вину и сигарам. И это ещё не всё: «Если наше понимание жизненного наслаждения в целом основывается на наслаждениях, которые нам дарит любовь, изысканная еда и не менее изысканное вино, то сигара – это четвёртый краеугольный камень искусства наслаждения, сочетающий в себе мощнейший вкус и изысканно простую игру воображения».
Первым, но отнюдь не последним известным человеком, покинувшим лучший из миров с сигарой во рту, был наполеоновский маршал Ней, получивший две предсмертные привилегии: самому командовать собственным расстрелом и право на последнее желание, каковым и была заветная сигара. Однако существует ли между вином и сигарой более глубокая близость, чем эмпирическая?
Интересно, что в основу превращения винограда в вино и табачного листа в табак лежит один и тот же процесс – ферментация с последующей выдержкой. Прекрасное сродство! Цитируем далее: «Именно интерес к хорошему вину и кухне вернул в 90-е годы XX столетия моду на сигары, которые к тому времени медленно погружались в небытие под давлением более динамичного конкурента – сигарилл, покорявших европейский рынок, на который они десантировались в конце 40-х вместе с нещадно курившими американскими солдатами». Интересно, что сигарный бум 90-х также начался в США и лишь оттуда пришёл в Европу, где представители высшего света, впрочем, всегда считали сигариллы моветоном. Здесь мы подходим к теме необыкновенно интересной – сочетаемости вина, кухни и сигары. Пионером выбора таких сочетаний, безусловно, был Зино Давидофф. Этот великий сигарный кудесник создал сигары Dom Perignon, Château Haut-Brion, Château Lafite, Château Margaux и Château Mouton, открыв тем самым целую серию замечательных сигар, идеально гармонирующих с самыми прекрасными винами в мире. И, наконец, апофеозом единения вина, кухни и сигары стали сигарные салоны, появляющиеся сегодня в самых изысканных и известных ресторанах. Выдающиеся мэтры гордятся сочетанием широчайшего выбора вин со всего мира, высокой кухни и настоящего культа сигар, удовлетворяющего самый привередливый вкус.

Сигарные коньяки – классика из классик
Производители коньяков пошли дальше всех – они придумали выпускать специальные напитки, предназначенные для сочетания с сигарой. Однажды мне выпала возможность поинтересоваться насчёт сигарного коньяка A.E.Dor For Cigar у его создателя, Пьера-Антуана Ривьеры, наследного владельца коньячного дома A.E.Dor: не лукавство ли это – называть коньяк сигарным, ведь любой крепкий алкоголь с выдержкой в принципе сочетается с табаком?
На самом деле, чтобы приготовить такой коньяк, надо приложить определённые усилия, уйти от нашего типичного производства. Если вы возьмёте кубинскую сигару к нашим нежным VSOP или ХО, вы уничтожите, разобьёте их. Я вам расскажу историю создания сигарного коньяка. Однажды меня пригласили друзья из сигарного клуба Гамбурга и попросили сделать специальный напиток, потому что сигара часто перебивает аромат и вкус коньяка. Я спросил, сколько вы мне даёте времени? Полгода? В то время я был молодым, самоуверенным и пообещал, что через три месяца они легко получат свой коньяк. В итоге на это ушло два года. Потому что у нас никак не получалось найти этот марьяж, идеальное совпадение коньяка и сигары. Были даже случаи, что напиток прибивал сигару. Иным вечером казалось: всё, уже попали, а утром пробуем и понимаем – не то. Потом нашли баланс, взяв 20-летний спирт, при выдержке которого каждые два года бочка заменялась новой. Этот коньяк заметно отличается от всей нашей гаммы по стилю – всё-таки в его естественный процесс старения вмешивалась рука человека, специально готовила его к сигаре. Поэтому он очень тяжёлый, насыщенный, очень пряный, с большой долей привкуса шоколада с черносливом, самый плотный и маслянистый из всех наших коньяков. Это «дикий» спирт, он просто взрывается во рту, потому что на 95% он ориентирован на «гаваны». Кстати, он и без сигары интересно воспринимается – своей яркостью очень пробивает эту тяжёлую жизнь, отстраняет от обыденности…
Поскольку отдельные коньячники поняли, что без сигарного коньяка в линейке их марка будет смотреться не так изысканно и продвинуто, в один прекрасный момент на наших полках появились особые напитки.
Сегодня и ведущие, и небольшие коньячные дома производят в общем не менее 10 брэндов коньяков «под сигары». Первенцем среди специальных сигарных коньяков был Davidoff, созданный домом Hennessy по просьбе Зино Давидоффа, создателя известного табачного брэнда, причём сразу в двух версиях: Extra, подходящий к более крепкой сигаре, и Classic – для тех, кто предпочитает сигары помягче. Своим появлением Davidoff обязан дружбе двух легенд – Килиана Хеннесси и Зино Давидоффа. Между прочим, это единственный коньяк, который Hennessy производит для другой компании. На изящной коробке, в которую упаковываются бутылки Davidoff Classic, изображён символ сотрудничества – бокал в форме тюльпана и сигара.
Затем домом Courvoisier при консультациях с Cubatabaco (монополистом табака на Кубе) был выпущен коньяк Cohiba Extra (пара для этого коньяка очевидна), благоухающий апельсином, миндалем, лесным орехом и ванилью. Интересно, что его премьера состоялась не во Франции, а на Кубе, во время Международного сигарного фестиваля, а первую бутылку получил в подарок сам Фидель Кастро.
Примерно по той же стезе пошли создатели коньяка Pinar Del Rio XO (дом Gautier). Пинар-дель-Рио – это лучший табаководческий район Кубы, где, кстати, выращивают лист для сигар Cohiba. В этом напитке всё говорит о табаке – от названия до впечатлений от последних капель. Аромат его коварно начинается с мочёных яблок пополам с ванилью, приобретая по дороге специи, тонА кожи тонкой выделки. Вкус несколько жестковат, довольно жгучий, с хорошей перчёно-табачной нотой, чуть смягчающейся в послевкусии ощущениями ванили и карамели. Пить его соло – довольно рискованное занятие, разве что для бросающих курить. Он воплощает наше классическое сигарное представление об Острове Свободы афисионадо.
По всем впечатлениям этот коньяк – под серьёзную, мощную кубинскую сигару, он просто подавляет вкусом большинство политкорректных представителей сигарной промышленности стран «табачного» бассейна.
В этой же гамме следует отметить коньяк Dunhill (от Camus), Cognac Club Cigar XO (от Distillery Cabanne), временно у нас отсутствующие.
Сравнительно небольшой, но оттого не менее знаменитый дом Jean Fillioux создал на основе спирта урожая 1968 года уникальный коньяк Cigar Club, содержащий ароматы груши, мандарина, банана, апельсина, розы, жасмина и полевых цветов. Хорош и сигарный коньяк Reserve Havana от Pierre Ferrand – пряный и тёрпкий. Покоряющий запахами фруктов, орехов, мёда и пряностей Hine Cigar Reserve Cognac стал достойным результатом сотрудничества легендарного дома Hine и кубинской компании Habana Cigars Importers.

К сожалению, виски, текил, ромов, бурбонов, которые были специально созданы как пара к хорошему табаку, пока нет на наших полках – но и то, что есть, достойно тщательного изучения и наслаждения.