Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Зачем нужен GPS?

#------

Юрий ОРЛОВ — яхтсмен с ого-го-каким стажем и опытом (член Олимпийской сборной по парусному спорту). Ещё он — заядлый рыбак (спец по хищной рыбе). Более "спокойно" занимается горным велосипедом (велолазанием!), дайвингом, виндсерфингом и вейкбордингом. География Юриных похождений (на автомобиле, велосипеде, моторной лодке, пироге, а то и на своих двоих) — ближнее и дальнее зарубежье, крымские тропы, лабиринты проток и островов днепровских водохранилищ. Обо всём, что ему по-настоящему интересно, Юра так же интересно рассказывает. И тут же "на пальцах" показывает, что и как нужно сделать, чтобы и другому такому же непоседе облегчить походную жизнь. Заглянув как-то в редакцию, обронил: "Там у вас Валера Ткаченко писал о GPSах. Я бы тоже о них порассказал, из собственной практики использования".

И вот перед вами его "монолог во славу" GPS 276 С фирмы GARMIN:
— Жизнь моя — в постоянном движении, часто по новым маршрутам. Неоднократно попадал в ситуации, когда ориентации — ноль. К примеру: лодка, вокруг — лабиринт из камыша, мелей и проток. Ранние осенние сумерки, на небе ни солнца, ни звёзд ни луны. А ночевать на воде при хороших заморозках — себе дороже. После того, как пару раз буквально чудом добрался до базы, и задумался о GPS.
В разнообразии приборов на рынке я ориентируюсь хорошо — яхтенная практика обязывает. Для начала разделил их на три группы:

  1. Портативные приемники с главными функциями: широта, долгота, скорость движения, маркировка точек, маршрутов и т.д. Все цифровые данные для штурмана, но — без визуализации (она если и есть, то лишь схематическая);
  2. Картплоттеры — приборы с развитым дисплеем, которые достаточно подробно отображают карту (со сменного картриджа или внутренней памяти). Позволяют делать прокладку и контролировать процесс движения максимально наглядно, получая массу дополнительной информации о местности. Но как правило, они стационарны, т.е. ставятся на приборную доску катера, яхты, автомобиля, самолета и живут там постоянно;
  3. Нечто среднее между первым и вторым: портативные приемники с прорисовкой карты. Ориентироваться по такой карте можно, но высматривать мелкие детали на сравнительно маленьком экране неудобно.

Что нужно мне? Портативность прибора — обязательно, поскольку я постоянно меняю средства передвижения. Картография — непременно, чтобы не таскаться с подборкой атласов. Большой экран — тоже нужен, чтобы ориентироваться с одного взгляда на дисплей. Тупиковая ситуация?
Оказалось, что нет, поскольку есть GARMIN 276С, в котором достаточно большой дисплей сочетается с портативностью. От своего предшественника — 176С — прибор отличается более развитым экраном (разрешением, количеством цветов, мощностью и контрастностью подсветки). Как выяснилось позже — и более продуманным меню.
276С даёт возможность читать как сухопутные (дорожные), так и морские карты, записанные на чипах разного объёма памяти. А это значит: в машине ты используешь сухопутные электронные карты, на катере или яхте, защелкнув на крепление прибор, переставляешь чип с морской картой твоего региона — и по водным просторам. С таким же успехом перестегнул на велосипед или взял в руку — и в путь. Можно положить в карман или в чехол на поясе. Корпус — надежен и от всего защищен, может даже полежать под водой. Но самое нежное место — новый развитый экран. Его надо беречь от царапин и ударов.
Должен заметить, электронная карта довольно примитивна в сравнении с двухкилометровками. Зато неоспоримо преимущество в удобстве пользования картплоттером. Вспоминаю, как я чертыхался, переворачивая мокрыми руками слипшиеся под дождем, подтекшие листы атласа, находясь в байдарке на Десне. А как неудобно разворачивать карту одной рукой на скорости 120 км/час где-нибудь на европейском автобане.
За прибором я пришёл, конечно, к Валере Ткаченко в "Компьютерные Системы" ("Фарватер", №2/2004). И тут же поставили мой навигатор на машину, как раз перед отъездом на олимпийский сбор в Грецию. По пути через Украину, Венгрию, Австрию, Италию, Адриатическое море и всю Грецию я его изучал. И вот первые впечатления: потрясает удобство пользования программой, контраст цветов, автоматические переключения, режимы дневной и ночной подсветки (которая не слепит). До чего же все продумано! Невольно восхитился американцами. Хотя, привыкший к японской технике, сразу отметил некоторую нежность прибора. Например, он хуже переносит издевательства из серии — дать ему одно задание, а потом сразу другое. Но обнаружились и приятные сюрпризы. Валера говорил, что 276С не может прокладывать маршруты. Это надо делать на ПК и затем по USB-проводу залить в прибор и следовать по нему. Как же я удивился, когда, тоскуя в Афинах по Киеву, нажал в английском меню "Go to Kiev", и прибор спросил меня: "Какой путь Вы предпочитаете? Кратчайший, быстрейший или по бездорожью?". Я выбрал кратчайший — и он за несколько секунд прорисовал мне лучшую дорогу по главным магистралям. И тут я давай его раскручивать. Через Румынию мне ехать не понравилось, давай-ка проложим маршрут через Италию-Австрию-Венгрию. Обозначил основные города, и мой GPS в пять секунд вырисовал самый лучший маршрут с учётом парома через всю Адриатику. Тут же выдал километраж, и когда я поехал по маршруту симулятором, показал предполагаемое время прибытия и количество часов до цели на основании скорости, с которой я двигался.
Кстати, должен отметить, что русифицированное меню существенно улучшает эксплуатацию прибора. Хотя с английским у меня особых проблем нет, но следует признать, что в экстремальных ситуациях или состоянии переутомления думать о переводе некогда.
Итак, в машине:

  1. Карта всегда перед лицом. Но нажимать кнопки надо очень внимательно, контролируя дорогу впереди. Музыку, как дополнительный отвлекающий фактор, лучше приглушить. В идеальном варианте заниматься навигацией должен штурман, сидящий рядом.
  2. Повороты и съезды на другие дороги или города на приборе высвечиваются задолго до появления указателей. Можно настроить путевую линию — черточку заданной длины, которая рисуется перед треугольником, условно обозначающим тебя. Очень удобно видеть форму дороги. Если впереди прямой участок 3-5 км и нет населенных пунктов, можно поднажать. Показался поворот — и ты уже готовишься к нему, еще даже не доехав до знаков. Высветился населенный пункт, настраиваешься на повышенное внимание к пьяным пешеходам и животным. Кстати, конфигурация населенных пунктов отображается довольно точно, даже три дома будут обозначены.

Уверенность при вождении возрастает значительно. Можно также выбрать, проехать город по окружной или через центр, все очень наглядно.
На автобанах при приближении к съездам вспыхивает предупреждающая стрелка поворота, пишется название новой дороги, которую ты ищешь на указателе, и подаются звуковые сигналы. Такой сервис доступен даже с базовой картой, которая очень примитивна. А если в руках нормальная карта Европы? Могу себе только представить. На украинских картах крупных городов указываются автозаправки, гостиницы, банки, торговые центры, школы и т.д. Об этом расскажу чуть ниже.
Теперь о ГАИ. Как известно, существуют на трассах их излюбленные точки, которые можно отметить в приборе как опасные, с соответствующими звуковыми и визуальными предупреждениями. Они будут отображаться при приближении и указывать расстояние до места.
В приборе имеется очень удобная кнопочка FIND (поиск). Нажимаешь — и высвечиваются окна, в которых можно найти: жилье, общепит, заправку, ближайший город, услуги (почта, банк, автосервис). Развлечения (кинотеатры, бассейны, фитнес-центры, бары, кафе, театры). Отдых (библиотеки, музеи, школы, парки). Выезды — это актуально для зарубежных городов. Покупки — перечень магазинов, включая автосервис, аптеки, супермаркеты. Транспорт — ближайшие 50 станций метро, вокзалы, автостанции. Экстренный и правительственный — больницы, государственные учреждения и службы ОВИР, ГАИ, ДСО. Географические точки — церкви, храмы, заливы рек, озера, кладбища.
Так что, проезжая по любой местности, найти что-либо из перечисленного можно без проблем в любое время суток. Кстати даже в своем родном районе, порывшись в FIND, я нашел много интересных мест, куда можно сходить.
Теперь об измерении скорости. Обнаружилось, что всяческие датчики скорости — будь то спидометр автомобиля или лаг на плавсредстве — прилично врут, причем непропорционально увеличению скорости. К примеру, на ВАЗ 21150 при скорости 100 км/час по спидометру GPS показывает только 90. На скорости 60 спидометр врет меньше — 55 км/час. На лодках лаг можно подкорректировать по GPS, но сомневаюсь, что при меняющихся условиях (загрузка лодки, разная скорость, температура воды, поверхностный мусор, турбулентности) коррекция сохранится.

Применение в море
Именно этот прибор в море еще не испытывал, но имел дело с картплоттерами, менее удобными и дорогими.
Прибор 276С хорош тем, что помимо сухопутных карт одинаково успешно читает морские навигационные карты, такие как Blue Chart TM. Вставил другой картридж (чип-дискетку) — и навигатор 276С отличный штурман, вполне справляющийся со своими заданиями в море, при этом потрясающе удобный и продуманный.
При оценке яхтенной стоянки, на которую планируешь зайти, точность карты и экрана позволяют даже промерять ее габариты, например, для того, чтобы узнать, можно ли там развернуться.
Картплоттер запросто произведёт сложнейшую прокладку и проведет по ней, а освоить его пользование несложно даже новичку без штурманской подготовки. Но, как яхтенный капитан, должен предупредить, что умения осуществлять навигацию по GPS недостаточно, чтобы вести судно в море. Прибор GPS — довольно уязвимая техника, которой не стоит всецело доверять свою жизнь. Исчезло питание на борту, механическая поломка прибора, утеря, попадание молнии, военные конфликты (в ходе которых сигналы могут быть заглушены) — в любом из этих случаев нужно уметь сделать графическую прокладку на карте по показаниям компаса, а ещё воспользоваться пеленгатором и секстантом. А если разбился компас и небо затянуто облаками, то и по другим источникам информации. Море — это очень серьезно!
GPS нужен судоводителю не только в море. Мне известны три места в районе Киева, где низко над водой висят высоковольтные провода. Не дай бог ночью или в туман сунуться туда на яхте. Прецеденты были, с человеческими жертвами… Да и раскуроченных при посадке на мель гребных винтов я видел немало. Я уж не говорю о проблемах яхтсменов-гонщиков, которым нередко приходится искать поворотный знак дистанции тёмной ночью.

Теперь о самом любимом. Применение GPS 276С на рыбалке.
Сразу про установку. В комплекте с прибором дается провод питания, к которому удобнее всего присоединить вилку прикуривателя, адаптированную для применения в водной среде. На лодке должно быть гнездо прикуривателя. Затем на лодку крепится пятак с резьбой (дюймовой). К нему будет прикручиваться легко демонтируемый кронштейн, поворачивающий прибор в разных плоскостях, который тоже входит в комплектацию. Пятак можно купить фирменный или сделать самому, главное — американская гайка.
Итак, по порядку. Оставил машину, засек точку, выбрал в меню значок "машина". Засёк место, где сбросил лодку, выбрал соответствующий значок. Дальше пошел по воде, часто в узких проходах, среди водорослей и камышей. Очень узкие дорожки в водорослях тоже лучше отмечать значком. Там, где пришлось подымать мотор из-за мелководья или близко от опасных объектов (коряги, камни, лом, железобетон), ставишь значок. Можно занести в список опасных точек, при приближении к которым прибор будет предупреждать.
Во время движения прибор автоматически записывает ваш маршрут. На экране остается пунктирная линия, которая по команде "путь назад" становится жирной и контрастной. Её цвет прибор выбирает наиболее подходящий, чаще всего красный или фиолетовый. Пунктирная линия удобна еще тем, что на разливах при ловле на дорожку видишь места, по которым уже проходил, и пойдёшь в 10 метрах рядом.
"Уловистые" места тоже отмечаешь точками со знаком "рыбка" с соответствующими комментариями (вид рыбы, снасть, температуру воды и глубину — эти показатели отображаются на современных эхолотах). Автоматически будет занесена дата и, конечно же, координаты. Вся эта информация пригодится для ведения дневника.
Интересные возможности открываются при совместном использовании с ручным пеленгатором (к примеру, часами с электронным компасом СASIO Seapathfinder). К примеру, надо отметить место стоящей неподалеку лодки, у которой с клевом все в порядке, а подъехать к ней некорректно. Засекаете компасом пеленг, прикидываете расстояние и вводите курсорчиком на экране новую точку. В следующий раз вы на неё наверняка станете, а вот удачливый сегодня рыболов может и не найти.
Еще одна интересная штука. В верховьях водохранилищ порой возникает ситуация, когда одна из лодок находит рыбу или хорошее место для ночлега. Созвониться с остальными по телефону не проблема, но объяснить, где ты находишься, весьма непросто. А с GPS продиктовал координаты, другие лодки занесли их в свои приборы (пускай даже самые простые), и у них есть точное направление и расстояние к твоей лодке.
Обследуя дно эхолотом при ловле на "дорожку", я маркирую (отмечаю) места, в которых эхолот показал интересный рельеф дна или скопление рыбы. Затем можно вернуться, включив навигацию на нее, в 30 метрах встать на якорь, чтобы снова не пугать рыбу, проходя по ней мотором и эхолотом, и делать забросы в указанном направлении на эту точку.
Наступает вечер и пора собираться домой, а так хочется перед закатом половить на хорошем месте, которое только недавно нашел. Но до базы дальний путь через лабиринты в камышах и водорослях или просто извилистый фарватер среди заливов и островов. Причем, выйти из плавней к открытой воде еще относительно просто, а вот попасть обратно через стену камыша в нужный проход очень трудно. Зато с прибором ловить можно хоть до полуночи. Он проведет тебя в коридоре 3-5 метров, предупреждая о более опасных местах. Если нет плавающих препятствий (бутылок, палок, льдин, коряг), то газ можно не сбрасывать до самого берега.
Кстати, еще один интересный навигационный прием на воде. Двигаясь на лодке, сравните показания откорректированного лага и GPS. Разница в показаниях будет скоростью течения.
В режиме движения по заданному маршруту вам доступны следующие показатели: помимо скорости и компасного курса — расчетное время прибытия; время, затраченное на весь путь; время восхода и заката солнца; расход топлива при заданной скорости. Отклонение от маршрута вправо и влево в метрах, расстояние до цели, расстояние до следующего поворота.

На велосипеде.
Здесь применяются многие приемы, описанные ранее. Стоит только указать наиболее безопасное место установки прибора, т.к. велосипед особенно подвержен падениям, особенно в условиях Крыма. Лучшим оказалось место на выносе руля (не на нем самом). Руль при этом обязательно гнутый, или если прямой, то с "рогами". Крепится просто: просверливается отверстие под нержавеющий саморез, на который одевается шайба. На кронштейне прибора отсоединяется составная часть, в которой делается углубление круглым напильником или свернутой в трубочку наждачной бумагой. И кронштейн прикручивается саморезом к выносу руля. Тест на безопасную установку: велосипед перевернуть и поставить на землю. При этом прибор не должен касаться земли.

Даже при моей богатой на путешествия жизни я смог задействовать только часть возможностей 276С. Удивляет его всесторонняя углубленность для каждого профессионала. Будь то альпинист или путешественник, у прибора найдется множество специальных функций: учет приливов и отливов, полнометраж высот, карта расположения солнца и луны, библиотека маршрутов и ещё множество продуманных мелочей.
Если бы меня попросили охарактеризовать GPS 276C GARMIN одним словом, я бы сказал с любовью — "Умница".